Эпиграфом этого раздела урока могут служить слова Р. Бэкона: «…теория без практики мертва, практика без теории слепа!»
Преподаватель вызывает к доске двух заранее подготовленных учеников и просит их показать, как защитить кожу подручными средствами. Первый ученик объясняет, какую одежду можно использовать, и показывает на одежде второго ученика открытые места (рукава, низ куртки, брюк, расстегнутые пуговицы), через которые могут проникнуть на кожу ОВ и радиоактивная пыль, и как их герметизировать. Второй ученик поясняет, что для повышения защитных свойств одежды от паров ОВ необходимо пропитать ее специальным раствором. Для пропитки одного комплекта одежды достаточно в 2 л горячей воды растворить 250-300 г измельченного или минерального масла, после чего нагреть раствор (демонстрируется слайд “Приготовление мыльно-масляной эмульсии”). После пропитки одежду слегка отжимают и просушивают на открытом воздухе.
2. Выполнение норматива по надеванию ОЗК:
Действия учителя | Действия обучаемого | Порядок выполнения приема | ||
1. Подает команду, например: «Плащ в рукава, чулки, перчатки - НАДЕТЬ», «ГАЗЫ» («Защитный комплект - НАДЕТЬ», «ГАЗЫ»).
2.Включает секундомер. 3.Контролирует порядок выполнения норматива. 4.Фиксирует ошибки снижающие оценку. | 1. При надевании ОЗК в виде плаща по команде «Плащ в рукава, чулки, перчатки - НАДЕТЬ», «ГАЗЫ»: | |||
надевает защитные чулки, переводит противогаз в «боевое» положение и надевают плащ в рукава | Обучаемый надевает чулки, застегивает хлястики и завязывает обе тесьмы на поясном ремне. Переводит в «боевое» положение противогаз. Вынимает из чехла и надевает перчатки. Раскрывает чехол плаща, дернув тесьму вверх, и надевает плащ в рукава, при этом петли на низках рукавов надевает на большие пальцы поверх перчаток. Надевает капюшон и застегивает плащ. |
Оценка по времени
Условие норматива | Отлично | Хорошо | Удовлетв. |
По командам: ‘Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть’, ‘газы’. | 3 мин. | 3 мин. 20 с | 4 мин. |
Ошибки, за которые начисляются штрафные баллы:
- не задержано дыхание;
- не закрыты глаза;
- не сделан полный выдох;
- не застегнуты все шпеньки;
- перчатки не заправлены в рукава;
- не надета петля на большой палец;
- не закреплены тесемки чулок на ремне;
- чулки надеты не на ту ногу.
Учитель:
Если защитных свойств костюма окажется недостаточно, поверх него надевают плащи и накидки из непромокаемого материала. Такая одежда предохраняет от попадания на кожу РВ и БС, от капельножидких ОВ она защищает в летнее время примерно 10 мин. Можно использовать также зимние вещи: пальто из грубого сукна или драпа, ватники, дубленки, кожаные пальто. Для защиты ног и рук – рукавицы, перчатки, резиновые сапоги, галоши, валенки и др.
|
|
Используя приготовленную заранее на специальной подставке верхнюю одежду и обувь (пальто, накидку из полиэтилена, резиновые сапоги и перчатки, шарф, шапку), первый ученик надевает их на себя, второй ему помогает и дает пояснения. Демонстрируется, как защитить руки, ноги, голову, шею, приемы герметизации.
Преподаватель благодарит учеников, просит их снять и сложить на прежнее место одежду. Обращает еще раз внимание учеников на то, что все средства защиты кожи используются в комплекте с СИЗ органов дыхания.
- Первичный контроль.
Для того чтобы проверить свои знания и закрепить изученный материал, вам предстоит выполнить тестовую работу. В вашем конспекте уже есть таблица из двух строк. В первой строке записаны номера вопросов с первого по пятый, во второй строке вам необходимо поставить букву, под которой, вы считаете, на вопрос дан правильный ответ. Приступим!
Вопросы для закрепления знаний.
- К изолирующим средствам защиты кожи относятся:
а) импрегнированное обмундирование;
б) комплект защитной фильтрующей одежды;
в) легкий защитный костюм.
- Прочитайте внимательно текст: «…комплект этой защитной одежды состоит из защитного плаща, защитных чулок, защитных перчаток». О какой защитной одежде идет речь:
а) общевойсковой защитный комплект;
б) комплект защитной фильтрующей одежды;
в) легкий защитный костюм Л-1.
- Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для защиты кожи:
а) плащи и накидки из прорезиненной ткани или покрытые хлорвиниловой пленкой;
б) меховая зимняя одежда;
в) короткие куртки, пиджаки из плотного материала.
- Индивидуальные средства защиты кожи применяются для защиты:
а) кожного покрова человека.
б) органов зрения;
в) органов дыхания;
5. Основные компоненты простейших индивидуальных средств защиты кожи:
а) общевойсковой защитный костюм (ОЗК);
б) бытовая одежда;
в) легкий защитный комплект (Л-1).
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Правильный ответ | в | а | а | а | б |
IX. Проверка тестовой работы.
При проведении урока в компьютерном классе учитель объявляет, что каждому необходимо пройти тест, составленный из пяти вопросов, на каждый вопрос даны три ответа, из которых только один правильный. Задача – щелчком мыши выбрать правильный ответ. Просит учеников открыть в папке «СИЗ» на рабочем столе файл с именем «Тест». Затем поясняет, что после того, как будут даны ответы на все 5 вопросов, нужно щелкнуть позицию «Оценка», ее выставит компьютер. Ученики проходят тестирование, учитель вносит в журнал полученные оценки.
X. Подведение итогов урока
- Назовите состав и назначение средств защиты кожи?
- Что является наиболее надежным средством защиты кожи?
- Назовите средства индивидуальной защиты, которые можно использовать в домашних условиях в случае радиоактивного заражения местности.
Домашнее задание. Составить кроссворд по теме
XII. Рефлексия (беседа)
Вопросы для рефлексии:
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Какие этапы урока встречали затруднения, прошли легко, понравились?
- Что особенно понравилось?
- Какое у вас настроение?