Девушка с мандолиной. 1865 г. Музей Орсе, Париж

Художник неоднократно обращался к жанру портрета. Он никогда не вы­ставлял эти работы, но они также важны в его творчестве. Интересно, что на картине изображена мастерская самого Коро.

Камиль Коро. Воз сена. 60-е гг. XIX в.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.

311

состояния природы. Пасмурный день, печальный и одновременно прекрасный, показан на картине «Колокольня в Аржантее» (1855— I860 гг.). Под небом мрачного свин­цового оттенка ледяной ветер кло­нит дерево, гонит листву и едва не сбивает с ног хрупкую женщину («Порыв ветра», 1864 г.). В картине «Воз сена» (60-е гг.) чувствуется ра­дость природы, пробуждающейся после дождя. Небо, кое-где расцве­ченное розоватыми красками, голу­беет в лужах на дороге.

Выставляясь в каждом Салоне с 1827 г., Коро получил одобрение жюри и публики только в 1865 г. Че­рез два года на Всемирной выстав­ке французское правительство вру­чило ему орден Почётного легиона.

БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА

Барбизон, маленькая деревушка на окраине Фонтенбло, загородной ко­ролевской резиденции близ Парижа, ничем особенным не примечателен. Вряд ли кому-нибудь из француз­ских художников XVII или XVIII сто­летия пришло бы в голову писать незамысловатые пейзажи этих мест. Однако именно в Барбизоне в 30—60-х гг. XIX в. предпочитала работать группа живописцев, получив­шая название барбизонской школы. Изображение обыкновенной при­роды, лишённой драматических эф­фектов, стало своеобразным мани­фестом этих художников, для которых жёсткие, консервативные и далёкие от жизни требования акаде­мии были неприемлемы и мешали творческому развитию.

В Салоне 1833 г. «Вид в окрестно­стях Гранвиля», написанный в том же году Пьером Этьеном Теодором Рус­со (1812—1867), выглядел словно окно в живую природу. (С годами картина сильно потемнела, поэтому сейчас трудно представить её перво­начальный колорит.) Через два года Руссо пытался показать в Салоне пейзаж, созданный в Юрских горах Швейцарии. Вместо величественных горных вершин он изобразил стадо коров, медленно бредущее между осенними деревьями («Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры», 1835 г.). Жюри Салона посчитало се­бя оскорблённым столь простым сюжетом, и картина была отвергну­та. Однако мнение Салона оспарива­ли некоторые критики и художники, а один из них, живописец Ари Шеффер (1795—1858), купил пейзаж и выставил его в своей мастерской. Са­лон счёл поведение Руссо вызываю-

Теодор Руссо.

Вид в окрестностях Гранвиля. 1833 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

312

щим и в течение тринадцати лет не принимал его работ.

После провала в Салоне Руссо приобрёл немало друзей, среди ко­торых были художники-пейзажисты Жюль Дюпре (1811 — 1889) и Нарсис Виржиль Диаз де ла Пенья (1808— 1876). Это знакомство положило начало барбизонской школе.

Февральская революция 1848 г., свергшая монархию и установившая республиканский строй, всколых­нула всю страну и изменила художе­ственную жизнь Парижа. Жюри Са­лона было упразднено, и его двери открылись для всех желающих.

В 1849 г. Руссо выставил в Сало­не картину «Аллея в лесу Л'Иль-Адам» (1846—1849 гг.), изображающую весенний лес. Художник как будто увлекает зрителя в чащу передний план затемнён, второй залит солн­цем и манит взгляд. Поверхность картины покрыта мелкими мазками красок разнообразных оттенков, ко­торые словно лепят стволы и лист­ву деревьев, зелень травы.

В 1848 г. Руссо поселился в Барбизоне, где создал немало пейзажей. На картине «Выход из леса Фонтен­бло со стороны Броль. Заходящее солнце» (1848—1850 гг.) огромные деревья образуют тёмное овальное обрамление, сквозь которое виден светлый второй план — в водах бо­лота отражается растительность и бродят коровы. По мнению худож­ника, здесь ему удалось передать ощущение, что деревья погружены в тихую беседу. На Всемирной выстав­ке 1855 г. Руссо за эту картину полу­чил золотую медаль, что означало признание и творческую победу.

В последние годы жизни худож­ник занялся поиском простых сюже­тов и нового стиля, более понятного зрителю, но его живопись стала слишком натуралистичной и скуч­ной. Тем не менее Руссо был первым среди современников, кто перестал радовать академическим правилам и развивал реалистическое направле­ние в пейзаже.

Жюль Дюпре, как и Руссо, начал выставлять работы в 30-х гг. В то время художник посетил Англию и

познакомился с творчеством Джона Констебла. Впечатления от его жи­вописи он пронёс через всю жизнь. Пейзажи Дюпре заметили в одном из парижских художественных жур­налов и часто печатали с них гра­вюры. Это позволило мастеру по­стоянно показывать свои картины

Теодор Руссо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: