Тема: «Навыки вокально - хоровой деятельности»

МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж

СП Циолковского 121а

 

Лекционное занятие №79 и по вокалу.

Для учащихся 1 года обучения.

 

Педагог ДО

Ольховик Т.Н.

 

Тема: «Навыки вокально - хоровой деятельности».

Приобщение детей к музыке всегда начинается через пение, потому что пением дети начинают заниматься с раннего возраста, ещё в детских садах. Пение – является доступным видом музыкального искусства. В процессе обучения пению развивается этическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а также его музыкальные данные, в соответствии с голосом.

Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения, профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастам и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приёмам обучения».

Основные принципы вокального воспитания едины, как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе. Существуют различия лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте.

Чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:

1. Певческая установка.

Правильная певческая установка подготовит детей к серьёзной активной работе. Независимо от того, поют ли дети, сидя или стоя, положение корпуса и головы должно быть прямым, естественным, ненапряженным. При этом плечи опущены, а подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечивает правильное положение звукообразующего и дыхательного аппарата. При пении сидя ноги стоят на полу, руки лежат на коленях, при пении стоя – руки свободно опущены. Следует постоянно обращать внимание на правильную певческую установку, т.к. от неё во многом зависит успех всей вокальной работы. Она организует сам процесс пения и, прежде всего, дыхание.

2. Дирижерский жест.

Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижерских жестов:

· внимание;

· дыхание;

· начало пения;

· окончание пения;

· смена по руке дирижера силы звука, темпа, штрихов и т. д.

3. Дыхание.

Дыханию в пении принадлежит важнейшая роль. «Искусство пения, - говорили старые мастера, — это искусство вдоха и выдоха».

Педагог должен научить детей овладеть техникой дыхания: спокойной, но вместе с тем достаточно активный вдох с последующей мгновенной задержкой обеспечит необходимые условия для дальнейшего экономного длительного выдоха, а, значит, и для напевного льющегося звука. Такое пение называется пением на «опоре».

На более поздних этапах обучения необходимо овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводят песни с более продолжительными фразами. Необходимо понимать учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.

4. Звукообразование и звуковедение.

Процесс звукообразования проще всего объясняет знаменитое итальянское изречение, которое гласит: «Певец берёт воздух, а отдаёт звук».

Переключение взятого воздуха в певческий звук осуществляется в процессе правильно согласованной работы дыхания, гортани и голосовых связок; само же качество певческого звучания зависит от резонирования.

При звукообразовании соблюдаются следующие правила:

· Все голоса используют один и тот же тип атаки.

· Перед атакой звука его нужно оформить в отношении силы, характера, высоты и уже потом брать спокойно и легко.

· С самого момента зарождения, звук должен иметь точную высоту, силу, тембр и форму гласной.

Как результат работы над звукообразованием – выработка у детей единой манеры пения.

5. Дикция и артикуляция.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции.

Артикуляция – важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонированием и т. д. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь всё важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту, - всё это влияет на качество исполнения. При пени важны такие особенности произношения:

· напевность гласных;

· умение их округлять;

· стремление к чистоте звучания неударных гласных;

· быстрое и чёткое проговаривание согласных.

6. Строй.

Работа над чистотой и точностью интонирования в пении – одно из условий сохранения строя. Хоровой строй принято рассматривать с двух сторон: мелодической (горизонтальной) и гармонической (вертикальной). Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувство «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение без сопровождения.

7. Ансамбль.

Под ансамблем подразумевается, прежде всего, совместное, согласованное исполнение произведения. Для достижения единства в ансамбле важны все навыки:

· интонационная слаженность;

· единообразие манеры звукообразования;

· ритмическая и темповая слитность;

· динамическая одноплановость партии;

· одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей

· и т. д.

Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении нельзя упускать из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца. Необходимо знать, что для достижения хорошего результата, необходимо использовать все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в элементарном виде. В дальнейшем происходит их постоянное закрепление, развитие и совершенствование.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: