Автопортрет с Саскией на коленях. 1635 г. Картинная галерея, Дрезден

на коленях. Его лицо, обращённое к зрителю, излучает заразительное ве­селье, а Саския лишь сдержанно улыбается. На супругах живопис­ные костюмы XVI в. — Рембрандт охотно покупал у антикваров ста­ринные наряды и переодевал в них свои модели.

Рембрандт встретил 40-е гг. XVII в. хозяином роскошного особняка, вместившего собрание картин, уни­кальную коллекцию драгоценностей, восточных тканей, старинного ору­жия и прочих диковин. У него было множество учеников.

В 1642 г. Рембрандт выполнил большой заказ — картину «Выступ­ление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока». Отряд под предводительством бравого капита­на выходит из тёмной арки в поло­су яркого солнечного света. Стрелки

не позируют для парадного портре­та — все словно застигнуты врас­плох. В группу военных вклинива­ются случайные прохожие — вместо шестнадцати заказчиков Рембрандт изобразил тридцать четыре фигуры. Однако, несмотря на сутолоку, дви­жения капитана Кока спокойны и властны. С ним беседует низенький лейтенант в жёлтом колете. Его кос­тюм выделяется солнечным пятном среди чёрных и тёмно-красных одежд остальных персонажей. Ещё более сильное сияние исходит от фигурки маленькой девочки, кото­рая бросает из толпы цепкий взгляд на зрителя. В чертах её лица есть сходство с Саскией. В 1642 г. Ремб­рандт овдовел. Возможно, переживая утрату любимой женщины, худож­ник и ввёл в своё произведение эту загадочную героиню.

70

«ДАНАЯ» РЕМБРАНДТА

Судьба этого произведения Рембрандта загадочна и драматична. Хотя на картине имеется авторская дати­ровка — 1636 г., знатокам наследия мастера она всегда казалась более поздней работой. Для раннего перио­да его творчества ещё не характерны образы такой глу­бины и силы. Тёплая золотистая тональность красок так­же появляется на полотнах художника лишь начиная с 40-х гг. В 1966 г. картину исследовали с помощью рент­геновских лучей в лаборатории Эрмитажа, и эти со­мнения разрешились. Произведение действительно было исполнено в 30-е гг., но десять лет спустя подвер­глось глубокой авторской переделке.

В древнегреческой мифологии Даная — дочь аргосского иаря Акрисия (Аргос — город в Древней Греции на полуострове Пелопоннес), который, получив пред­сказание, что погибнет от руки внука, запер её в мед­ный дворец. Но бог Зевс, влюблённый в Данаю, пре­вратился в золотой дождь и проник в её покои.

Первоначально Рембрандт написал золотой дождь в виде сверкающих капель. Однако позднее художник

заменил их потоком света, который льётся из глуби­ны, играет на атласе и парче ложа, ласково омывает тело зачарованной, ещё полусонной Данаи. Её фигу­ра также была переписана. Как показали исследова­ния, вначале Рембрандт изобразил в облике Данаи обильно украшенную драгоценностями Саскию. В окончательном варианте внешность героини изме­нилась, на ней поубавилось украшений, выражение ли­ца стало более поэтичным и естественным, а жест про­тянутой руки — особенно плавным. Известно, что мастер создал «Данаю» по заказу, но так дорожил этим полотном, что впоследствии выкупил его у на­следников заказчика.

Прославленный шедевр сменил несколько владель­цев, а в 1772 г. был приобретён в Париже для россий­ской императрицы Екатерины II и занял почётное мес­то в коллекции Эрмитажа. В 1985 г. картина пострадала от нападения маньяка, который разрезал полотно но­жом и облил его кислотой. Реставраторы сделали всё возможное, чтобы возвратить «Данаю» зрителям. С ок­тября 1997 г. она вновь выставлена в одном из залов Государственного Эрмитажа.

Рембрандт ван Рейн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: