Джотто ди Бондоне (ок. 1267-1337)

И. И. Чикина

Учебное пособие

Учебный предмет «История изобразительного искусства»

Искусство Возрождения в Италии.

 

 

ДХШ

2020

Искусство Возрождения в Италии.

Принята следующая периодизация искусства Возрождения:

1. Проторенессанс (Треченто)- вторая половина XIII-XIV вв.;

2. Раннее Возрождение (Кватроченто) - XV в.;

Высокое Возрождение (Чинквеченто) -конец XV в.- первая половина XVI в.

Проторенессанс (XIII – начало XIV вв.)

Проторенессанс [Треченто] (XIII – начало XIV вв.)– преддверие Возрождения.

Живопись

Подлинные изменения в новой эпохе были связаны с живописью, ее эстетическими и изобразительными принципами.

Джотто ди Бондоне (ок. 1267-1337)

Главным реформатором Проторенессанса считается основоположник европейской живописи - Джотто ди Бондоне, который в своем творчестве обозначил основные проблемы живописи: наделил изображенное такими фундаментальными свойствами, как материальность, объемность формы, пространственное начало. Джотто расписал стены небольшой Капеллы дель Арена (Скровеньи)  в Падуе на темы из жизни Марии и Христа по новым принципам: сюжеты располагались в три ряда на стене и разделялись орнаментально декоративными поясами. Каждый сюжет воспринимается как самостоятельная композиция, но в целом все композиции образуют повествовательный цикл. Самая главная заслуга Джотто состоит в том, что евангельские сюжеты он представил как реально существующие события, которые происходят здесь, на этой земле. Его герои наделены человеческими переживаниями любви, скорби, смирения («Встреча Иоакима с пастухами», «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа»).

«Встреча Иоакима с пастухами»

«Бегство в Египет»

«Поцелуй Иуды»

Более поздние работы были выполнены Джотто во Флоренции, в церкви Санта Кроче на темы из жизни святого Франциска и евангельские сюжеты. Образы Джотто всегда сдержанно суровы, внутренне напряжены, художник сумел придать своим фигурам объем, "поставить" их на землю.Джотто прекрасно выразил суровое величие эпохи, к которой принадлежал сам. Он был не только живописцем, но и архитектором, по его проекту была возведена колокольня Флорентийского собора.

Вторым художественным центром Треченто стала Сиена. Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и аристократизма, черты готического и византийского искусства удерживаются в нем гораздо более стойко, чем во Флоренции. Сиенские мастера любили применять позолоту (золотые фоны). Характерным представителям раннего сиенского Треченто был Симоне Мартини.

Симоне Мартини

Значение Сиены определилось с появлением Симоне Мартини. Это был замечательный художник, в искусстве которого тесно переплелись черты готики и Предвозрождения.

Колорит произведений Симоне Мартини поражает светом и радостью гармонии. В 1333 г. Симоне Мартини пишет знаменитое "Благовещенье", которое находится в Галерее Уффици. Мария, утонченная и грациозная, ангел с разноцветными крыльями, лилии в вазе написаны со свойственной художнику тончайшей техникой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: