7.1 « Что изменилось?»
Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.
7.2 «Найди ошибку»
Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями:
слов — одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);
примеров — сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.;
предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.). Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.
7.3 «Найди отличия»
Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.
7.4 «Парные изображения»
Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
Варианты:
— используются парные игрушки;
— предъявляют предмет и его изображение.
|
|
7.5 «Незаконченные изображения »
Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
Варианты: предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.
7.6 « Точечные изображения»
Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.
7.7 « Перевернутые изображения»
Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их (Приложение 5, рис.1)
7.8 « Запомни и нарисуй»
Ребенку предлагают запомнить ряд из 4—6 предметов, а затем схематично нарисовать их.
7.9 « Буковки»
Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть):
— все буквы И;
— все гласные;
— одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.
7.10 «Найди букву»
В тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя — все буквы Н, под буквой О поставить точку.
7.11 Игра "Самые наблюдательные".
Дети делятся на две команды. Ведущий к доске прикрепляется две репродукции картин (для каждой из команд). В течение 5 минут ребята рассматривают репродукции, каждая команда свою, стараясь запомнить детали. Затем репродукцию первой команды размещают так, чтобы ее видели все, кроме членов первой команды. А репродукцию второй команды должны видеть все, кроме членов второй команды.
|
|
Членов первой команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины. А членов второй команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины. О количестве вопросов команды договариваются заранее.
Какая команда отвечает более полно на все вопросы, та и побеждает в этой игре.
7.12 Игра «Нелепицы»
Оборудование: картинки с ошибками. Задание детям: найди ошибки, которые допустил художник на картине.
7.13 Игра "Буратино учится" Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш. Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание. Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская ошибок.
7.14 Нахождение сочетания букв (цифр) в ряду других.
Найди точно такую же группу букв среди остальных (Приложение 5, рис.2)
7.15 Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта.
- Какие буквы написаны? Сколько их? (Приложение 5, рис.3)
7.16 Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.
- Раздели все буквы на 3 группы. Чем похожи эти буквы? (Приложение 5, рисунок 4)
7.17 «Коробочка считает»
Для выполнения задания необходимо изготовить коробочку из двух
отделов, перегородка в которой должна быть ниже уровня края коробки.
Положить на дно 10 горошин (пуговиц), закрыть крышкой. Когда
коробочка закрыта, ученик встряхивает ее, затем открывает и смотрит
как распределились горошины в обеих половинках
(1 и 9, 3 и 7, 5 и 5, и т. п.). Затем он должен по памяти зарисовать
расположение горошин, ставя вместо них кружочки и соответствующие
числа, определяющие количество горошин в каждой части.
7.18 «Что пропущено?» Учащиеся выполняют задание в парах. У каждого набор карточек с числами (например, от 1 до 10 или от 10 до 20 и т.д.) Один берет из своего набора 4-5 любых карточек и раскладывает их перед соседом с
определенным интервалом, Например, 10 13 15 19.
Другой ученик из своего набора карточек должен взять карточки с необходимыми числами и положить их на соответствующие места. Затем играющие меняются местами.
7.19 «Слово в слове»
7.20 Нахождение в тексте слов с определенным составом; состоящих из данного количества букв, слогов; с ударением на определенном слоге и др.
7.21 «Расколдуй слово» (гамазин –магазин, чекали – качели).
7.22 «Составь слово» Ребёнку предлагается набор букв, из них необходимо составить несколько слов. Варианты: предлагается длинное слово, из букв этого слова надо составить другие слова.
Список литературы:
1. Венгер Л.А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 2001.
2. Григорьева Л.П. Пластичность зрительной системы и обучение. Физиология человека. – 2002. – № 1.
3. Меликян З.А.Организация зрительного восприятия у младших школьников. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. – 136с.
4. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – Питер, 2002.
5. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
6. Игнатьев Е. И., Лукин И. С., Громов М. Д., Психология. Пособие для педагогических училищ (школьных). - М., «Просвещение», 1965 г.
|
|
7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – Питер, 2005.
Приложение 1
Рисунок 1
Рисунок 2
Приложение 2
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Приложение 3 Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Приложение 4
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Приложение 5
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
.