Отношения к другим людям и самому себе. В ре-зультате общения между людьми складываются нравствен-ные отношения, о которых мы и поговорим.
Наверное, каждый замечал, что одни люди вызывают
у нас симпатию, другие — антипатию. Одни относятся ко всем доброжелательно, другие — настороженно, третьи охотно общаются лишь с теми, кто им «выгоден», четвёр-тые пытаются навязать окружающим свои взгляды.
Отношение человека к людям характеризуется такими качествами, как благородство, великодушие, доверие, со-чувствие, терпимость, требовательность, чуткость или же, наоборот, низость, чёрствость, подозрительность, нетерпи-мость, попустительство и т. д.
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
§ 23. Нравственные отношения 177
О благородстве мы говорим в том случае,когда от-ношение человека к людям направляется возвышенными мотивами. Оно связано с самоотверженностью, мужеством, верностью высоким идеалам. Противоположность благо-родству — низость, зависть и т. д.
|
|
Великодушным называют того,кто способен снисходи-тельно относиться к незначительным проступкам и упу-щениям других, готов бескорыстно жертвовать своими интересами ради окружающих. Великодушный человек придаёт особое значение человеческому достоинству лю-дей, с которыми он общается.
Требовательность человека по отношению к другим
и к самому себе нравственно оправданна в том случае, если она диктуется справедливостью и чувством долга. В противоположном случае она может переродиться в при-
дирчивость.
Чуткость —это такое отношение к людям,котороепредполагает заботу об их нуждах, внимательное отноше-ние к их потребностям и интересам, мыслям и чувствам. Чутким называют того, кто тактичен, способен к сопере-живанию, не допускает грубости и высокомерия.
Большое нравственное значение имеет дружба, которая сопровождается уважением к другому человеку, бескоры-стием и самоотверженностью, а также общностью интере-сов и взаимной привязанностью.
Всё богатство нравственных отношений вбирает в себя любовь. Человек,по-настоящему любящий людей,живётдуховно богатой, вдохновенной жизнью. Стремление вы-звать ответную любовь пробуждает в нём самоотвержен-ность, великодушие, преданность, мужество и другие луч-шие качества, обостряет чувство ответственности за свои действия, за благополучие и честь дорогих ему людей. Та-кая рождённая внутренней потребностью ответственность незаметно удерживает нас от многих эгоистических по-ступков, помогает при необходимости отказаться от ряда удовольствий и удобств, стать более целеустремлёнными.
|
|
Подлинная любовь всегда действенна. Она заставляет любящих взыскательно смотреть на себя глазами друго-го, рождает большое желание совершенствоваться: стать
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
178 Тема 4. Человек и нравственность
умнее, красивее, сильнее, добрее, выдержаннее, культур-нее. И в этой активизации душевной деятельности состо-ит её огромная нравственная ценность. Большая любовь преображает человека, делает его чище, лучше, мудрее, сильнее. Она может перевернуть всю его жизнь. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас и самих», — писал Ф. М. Достоевский.
Отношения человека к самому себе могут выражаться
в таких качествах, как скромность, достоинство либо, наоборот, тщеславие, самолюбие и др. Достоинством на-зывают такое нравственное отношение к самому себе, ко-торое исходит из признания ценности каждого индивида как нравственной личности. Нельзя позволять себе того, что было бы ниже нашего достоинства. Подлинное досто-инство не зависит от общественного положения или ха-рактера деятельности. Оно связано с уважением к самому себе как личности и определяется способностью на деле следовать требованиям нравственности.
С человеческим достоинством тесно связано понятие о чести. Правда,между ними есть и различие.Представле-ние о достоинстве личности основывается на признании равенства всех людей в моральном отношении. Понятие о чести — на неодинаковой оценке людей в зависимости от их репутации или сложившегося в общественном мне-нии представления о нравственном облике того или иного индивида. Человек должен оправдывать положительную репутацию, иначе ему угрожает бесчестие.
Оценивая себя, можно как завышать, так и занижать оценку, тем самым формируя у себя либо самомнение, либо комплекс неполноценности. Лишь адекватная, т. е. соответствующая действительности, оценка способствует развитию положительных индивидуальных качеств, само-развитию и самосовершенствованию в целом.
Древнегреческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) рассказал такой миф: души людей после смерти получают новое воплощение в соответствии с теми качествами, кото-рые они обнаруживали при жизни. Те, кто был склонен к чревоугодию, беспутству и пьянству, превращаются в ослов и свиней. Те, кто предпочитал несправедливость, властолюбие
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
§ 23. Нравственные отношения 179
и хищничество, превращаются в волков, ястребов и кор-шунов. А каков же будет удел людей моральных — рас-судительных и справедливых? Они, вероятнее всего, вновь станут людьми. В любом случае они окажутся в мирном и общительном окружении.
Отношение к Родине. Особое место в системе отноше-ний занимают отношения человека к Родине. Чаще всего они базируются на принципах патриотизма и космопо-
литизма.
Патриотизм —это любовь к Родине.
И. О. Ахремчик. Защитники Брестской крепости (1957—1958)
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
180 Тема 4. Человек и нравственность
С чувством патриотизма можно относиться как к «боль-шой родине» — своему государству, народу, так и к «ма-лой родине» — к тем местам, где ты родился и вырос.
В чём же проявляется патриотизм? В громких словах и пылких заверениях в любви к Отечеству? Или в конкрет-ных делах на благо Родины?
Патриотизм предполагает прежде всего заботу о благе Родины. Люди, равнодушные к судьбе Отечества, готовые
в любой момент сменить его на другие края, никак не могут считаться патриотами.
С заботой связана ответственность. Конечно, большин-ство рядовых граждан вряд ли могут в полной мере от-вечать за те события, которые происходят в государстве. Прямую ответственность несут органы власти — но ведь они у нас выборные, и каждый гражданин самостоятельно делает свой выбор. Забота о благе Родины и ответствен-ность за неё предполагают труд, старание и усердие не только ради собственного благополучия, но и ради про-цветания своей страны. Патриотизм требует также знания Родины и уважения к ней.
|
|
Знание Родины — это знание её истории и культу-ры, языка, специфических особенностей жизни. Уваже-ние к Родине — это понимание её такой, какая она есть, стремление помочь ей стать лучше. Говорят: «Родину не выбирают». Да, мы живём в определённых условиях, ха-рактеризующих страну, в которой родились, и от всех нас, граждан Республики Беларусь, зависит наше общее будущее. Наша судьба и судьба нашей Родины — в наших руках.
Космополитизм —это идеология,призывающаячеловека осознавать себя «гражданином мира», а не конкретной страны.
Под этим иногда скрывается безразличие, равнодушие к своему отечеству, его традициям и культуре.
Человек, отрывающийся от своих корней, покидающий по собственной воле Родину, обычно надеется на благопо-лучное жизненное устройство где-то в другом месте. Одна-
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
§ 23. Нравственные отношения 181
ко он часто становится чужаком, посторонним и для той страны, куда уехал. Даже достигнув успеха на чужой зем-ле, он может вдруг ощутить себя бездомным бродягой.
Нередко встречается и национализм, или националь-ный эгоизм.
Национализм —это противопоставление своей Ро-дины всем другим странам и народам, абсолютизация интересов своей страны или нации.
Националист — это, как правило, человек, стремя-щейся самоутвердиться за счёт своей принадлежности к определённому народу или стране. И здесь не надо быть ни умным, ни трудолюбивым, ни добрым. Достаточно про-сто родиться в Беларуси или быть американцем, чтобы чувствовать своё изначальное превосходство над другими. Национализм ведёт в тупик, он не рождает ничего, кроме раздора.
|
|
Гуманизация общественных отношений. Мы уже от-мечали, что в процессе нравственной деятельности между людьми складываются разнообразные отношения, в том числе взаимопомощи или конкуренции, доверия или враж-ды, дружбы или ненависти. Важным условием гуманизации общественных отношений была и остаётся мораль.
Задача морали состоит в том,чтобы дать людям знание
и понимание идеалов гуманности (человеколюбия), опреде-ляющих нормы нравственности.
Быть гуманным в реальном поведении нелегко. Для этого необходим не только позитивный взгляд на мир, но
и устойчивые нравственные привычки, умение владеть со-бой, регулировать свои поступки. Не всем даны от приро-ды такие качества, как доброта, милосердие, вежливость, порядочность. Нас многое выводит из равновесия, и тогда мы иногда «срываемся», бываем резкими, язвительными, беспощадными, говорим грубости, о которых потом со-жалеем. Практический гуманизм — не просто качество личности, а прежде всего важная общественная цель, дви-жение к которой принесёт и каждому из нас, и обществу в целом реальные достижения.
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
182 Тема 4. Человек и нравственность
Назначение морали состоит в установлении междулюдьми отношений согласия, в устранении или предотвра-щении вражды и непонимания, в утверждении гармонии человеческих отношений. Всё это — условия подлинного гуманизма, выражающего право людей на достойную и счастливую жизнь.
Гуманистическое обновление мира на нравственных принципах выступает в качестве цели, а движение к ней служит источником всех других целей, достойных чело-века.
Некоторые выводы
1. Нравственную личность в отношениях к другим людям характеризуют такие качества, как благород-ство, великодушие, доверие, сочувствие, терпимость, требовательность, чуткость, чувство собственного до-стоинства и вместе с тем скромность, объективная са-мооценка. 2. Патриотизм включает не только любовь к Родине, но и знание и уважение её истории и куль-туры, заботу о ней и ответственность за её будущее.
3. Подлинной целью общественного развития являет-ся гуманистическое обновление мира.
?! Вопросы и задания
1. Какие нравственные качества характеризуют отношение человека к другим людям?
2. В чём сходство и различие человеческого достоинства и чести? Подтвердите свои размышления примерами.
3. В чём, на ваш взгляд, заключается патриотизм?
4. На основе исторических материалов и литературных про-изведений подготовьте сообщение о патриотизме бело-русского народа в годы Великой Отечественной войны.
5. Какова ваша нравственная оценка национализма? Обо-снуйте свою точку зрения.
6. Как вы понимаете слова Эпикура: «Из всего, что даёт мудрость для счастья всей жизни, величайшее — это об-ретение дружбы»? Какие нравственные качества личности способствуют установлению дружеских отношений?
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
§ 24. Нравственное поведение 183
7. Противоречивость морального сознания была подмечена ещё древнекитайскими мыслителями. Так, Лао-цзы утверж-дал: «Добрый человек — учитель недоброго человека»; «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нём притаилось несчастье». Объясните, как вы понимае-те эти высказывания.