Живым организмам для осуществления биохимических процессов необходимы вещество и энергия, которые они достают из окружающей среды, при этом значительно превращая последнее. В результате постоянного и непрерывного обмена с окружающей средой разные химические элементы поступают в живые существа, могут в них накапливаться, исходя из организма только через определенное время, или хранятся в нем в течение всей жизни. Постоянный круговорот веществ и поток энергии обеспечивает функционирование биосферы как целостной системы.
В процессе деятельности биосферы живая вещество (продуценты) способна накапливать солнечную световую энергию, превращая ее в энергию химических связей. Суммарная первичная продукция автотрофных организмов определяет биомассу биосферы в целом. Ученые подсчитали, что благодаря фотосинтеза ежегодно живое вещество Земли продуцирует около 160 млрд. т сухой органического вещества, из которой примерно 1/3 синтезируется биогеоценозами Мирового океана, а 2/3 - биогеоценозами суши.
|
|
Живое вещество (продуценты) биосферы выполняет разнообразные функции: газовую, окислительно-восстановительную, концентрационную, которые связаны с процессами обмена веществ живых существ.
Газовая функция живого вещества заключается в воздействии живых организмов в процессе своей жизнедеятельности на газовый состав атмосферы, Мирового океана и почвы. Все аэробные существа во время дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ, тогда как зеленые растения и цианобактерии в процессе фотосинтеза, наоборот, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Жизнедеятельность организмов, например бактерий, может влиять на концентрацию других газов (сероводорода, метана, азота и т.п.).
Окислительно-восстановительная функция заключается в потому, что с помощью живых организмов в почве, воде и атмосферном воздухе окисляется ряд веществ. Например, железобактерии способны окислять соединения Железа, сіркобактерії - соединения Серы и т.д. Живые организмы способны также и восстанавливать определенные соединения (например, бактерии способны денітрифікуючі восстанавливать нитраты и нитриты до молекулярного азота или его оксидов).
Концентрационная функция заключается в поглощении живыми существами определенных химических элементов из окружающей среды и накопления их в своих организмах. Так, моллюски, фораминиферы, ракообразные, позвоночные животные могут накапливать в своих организмах неорганические соединения Кальция и Фосфора, радиолярии - Стронция и Кремния, бури водоросли - iоду и т.д.
За период исторического развития Земли сформировались такие оболочки, как литосфера, гидросфера и атмосфера. Часть этих оболочек, населенная живыми организмами, называется биосферой, что представляет собой совокупность всех биогеоценозов Земли, единую экосистему высшего порядка. Биосфера занимает всю толщу гидросферы, верхние слои литосферы, нижние - атмосферы. В. И. Вернадский создал учение о ноосфере - качественно новое состояние биосферы, при котором умственная деятельность человека в значительной мере обусловливает ее развитие. Живое вещество биосферы (вся совокупность организмов нашей планеты) обеспечивает постоянный круговорот веществ и поток энергии на планете, осуществляет значительную биогенную работу с превращение оболочек Земли.
|
|
Дать письменные ответы на вопросы.
ІІ. 1. Что такое биосфера?
2. Каковы основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере?
3. Что такое ноосфера и какое значение она имеет для нашей планеты?
4. Какую роль играют живые организмы на нашей планете?
География
Приложение №4 для учащихся 9-А,Б
Задание 2.Постройте график изменения грузооборота автомобильного и железнодорожного видов транспорта по данным таблицы 25. Сделайте вывод об изменении в показателях грузооборота железнодорожного и автомобильного транспорта
Таблица 25
Грузооборот по видами транспорта (млн.т/км)
|
2000 | 2005 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
железнодорожный | 1703,0 | 2157,5 | 2218,5 | 2367,0 | 2347,7 | 2083,6 |
автомобильный | 887,5 | 1697,5 | 2189,3 | 2706,3 | 3066,1 | 2388,4 |
|
Задание 3. Проанализируйте данные таблицы 25. Рассчитайте долю железнодорожного и автомобильного транспорта в пассажирообороте Луганщины за 2012 год. Постройте круговую диаграмму «Пассажирооборот по видам транспорта».