Роль живых организмов в биосфере

Живым организмам для осуществления биохимических процессов необходимы вещество и энергия, которые они достают из окружающей среды, при этом значительно превращая последнее. В результате постоянного и непрерывного обмена с окружающей средой разные химические элементы поступают в живые существа, могут в них накапливаться, исходя из организма только через определенное время, или хранятся в нем в течение всей жизни. Постоянный круговорот веществ и поток энергии обеспечивает функционирование биосферы как целостной системы.

В процессе деятельности биосферы живая вещество (продуценты) способна накапливать солнечную световую энергию, превращая ее в энергию химических связей. Суммарная первичная продукция автотрофных организмов определяет биомассу биосферы в целом. Ученые подсчитали, что благодаря фотосинтеза ежегодно живое вещество Земли продуцирует около 160 млрд. т сухой органического вещества, из которой примерно 1/3 синтезируется биогеоценозами Мирового океана, а 2/3 - биогеоценозами суши.

Живое вещество (продуценты) биосферы выполняет разнообразные функции: газовую, окислительно-восстановительную, концентрационную, которые связаны с процессами обмена веществ живых существ.

Газовая функция живого вещества заключается в воздействии живых организмов в процессе своей жизнедеятельности на газовый состав атмосферы, Мирового океана и почвы. Все аэробные существа во время дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ, тогда как зеленые растения и цианобактерии в процессе фотосинтеза, наоборот, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Жизнедеятельность организмов, например бактерий, может влиять на концентрацию других газов (сероводорода, метана, азота и т.п.).

Окислительно-восстановительная функция заключается в потому, что с помощью живых организмов в почве, воде и атмосферном воздухе окисляется ряд веществ. Например, железобактерии способны окислять соединения Железа, сіркобактерії - соединения Серы и т.д. Живые организмы способны также и восстанавливать определенные соединения (например, бактерии способны денітрифікуючі восстанавливать нитраты и нитриты до молекулярного азота или его оксидов).

Концентрационная функция заключается в поглощении живыми существами определенных химических элементов из окружающей среды и накопления их в своих организмах. Так, моллюски, фораминиферы, ракообразные, позвоночные животные могут накапливать в своих организмах неорганические соединения Кальция и Фосфора, радиолярии - Стронция и Кремния, бури водоросли - iоду и т.д.

За период исторического развития Земли сформировались такие оболочки, как литосфера, гидросфера и атмосфера. Часть этих оболочек, населенная живыми организмами, называется биосферой, что представляет собой совокупность всех биогеоценозов Земли, единую экосистему высшего порядка. Биосфера занимает всю толщу гидросферы, верхние слои литосферы, нижние - атмосферы. В. И. Вернадский создал учение о ноосфере - качественно новое состояние биосферы, при котором умственная деятельность человека в значительной мере обусловливает ее развитие. Живое вещество биосферы (вся совокупность организмов нашей планеты) обеспечивает постоянный круговорот веществ и поток энергии на планете, осуществляет значительную биогенную работу с превращение оболочек Земли.

Дать письменные ответы на вопросы.

ІІ. 1. Что такое биосфера?

2. Каковы основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере?

3. Что такое ноосфера и какое значение она имеет для нашей планеты?

4. Какую роль играют живые организмы на нашей планете?

 

 География

Приложение №4 для учащихся 9-А,Б

Задание 2.Постройте график изменения грузооборота автомобильного и железнодорож­ного видов транспорта по данным таблицы 25. Сделайте вывод об изменении в показате­лях грузооборота железнодорожного и автомобильного транспорта

Таблица 25

Грузооборот по видами транспорта

(млн.т/км)

Вид транспорта

Годы
2000 2005 2009 2010 2011 2012
железнодорожный 1703,0 2157,5 2218,5 2367,0 2347,7 2083,6
автомобильный 887,5 1697,5 2189,3 2706,3 3066,1 2388,4

 


 

Задание 3. Проанализируйте данные таблицы 25. Рассчитайте долю железнодорожного и автомобильного транспорта в пассажирообороте Луганщины за 2012 год. Постройте кру­говую диаграмму «Пассажирооборот по видам транспорта».

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: