Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Бессознательная информация — это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека.
Реальное бытие — это категория, которая означает существование, основанное на положении «я есть».
Идеальное бытие — это бытие, которое имеет пространствен- но-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действительное существование вещи или человека.
Самосознание — это бытие, которое представляет собой сущность предмета, оно лишено временного, практического характера, остается неизменным, им обладают идеи, ценности, понятия.
Философия — это совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю со стороны разума и рассудка.
Бытие — это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, которые не были переработаны сознанием.
Бессознательное — это свойство человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность.
|
|
Общественная психология — это вид общественного сознания, который отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий.
Сознание — это вид общественного сознания, характеризующий душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне.
Общественная идеология — это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Различают два вида бытия:
………………………;
идеальное.
• Наука выделяет четыре формы бытия:
……………………..;
бытие человека;
бытие духовного;
• Человек существует в трех измерениях бытия:
………………………;
как особь вида Homo sapiens;
………………………….
• Бытие духовного можно условно разделить на два вида:
индивидуализированное духовное;.
…………………………...
• Элементами бессознательного являются:
бессознательная информация;
………………………….;
………………………..
• Бессознательные процессы — это:
………………………;
сновидения;
……………………...
• В науке выделяются три уровня бессознательного:
неосознанный психический контроль человека за своим телом;
…………………………;
…………………………..
• Общественное сознание подразделяется на:
……………………….;
общественную психологию.
• В зависимости от сферы проявления выделяют формы сознания:
……………………;
правовое;
научное;
……………………….;
………………………..
философское и др.
• Формами самосознания являются:
самочувствие;
|
|
………………………;
………………………..
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
• Бытие человека означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени, являясь объективной реальностью, так же как и объективной реальностью являются все предметы, созданные человеком.
• Бытие вещей, процессов, природы включает в себя единство телесного и духовного существования человека.
• Сознание не связано с деятельностью мозга и нервной системы индивида.
•Язык — один из ярких примеров несоответствия индивидуализированного и объективированного духовного.
Отношение бытия и сознания является предметом споров в науке с глубокой древности — идеалисты считают, что бытие определяет сознание, материалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию.
Задание 4. Платон писал, что «материалисты смотрят на землю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей и именно это-то они и называют природой. Душу же они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты же утверждают, что первоначало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична». Как он раскрывает сущность отличий между материалистами и идеалистами? Дайте развернутый ответ.
Задание 5. Прочитайте высказывание. О какой форме бытия говорит автор?
М.Ф.Ахундов: «Говоря о бытии, мы имеем в виду сущность и субстанцию вещей. Эта сущность в смысле индивидуальном противоположна абсолютному небытию; в смысле же всеобщем она является единым, совершенным и всеобъемлющим бытием, т.е. совокупностью материи всех множеств, которые в своих родовых и видовых изменениях и переходах находятся в зависимости друг от друга. Таким образом, сущность вещей есть "необходимое бытие", и Вселенная, составляющая совокупность вещей, с точки зрения сущности не нуждается в другой сущности и не находится в зависимости от какой-либо причины. Вселенную в смысле сущности нельзя признать "возможным бытием", нуждающимся в причинности, так как иначе предстанут перед глазами сцепление и бесконечность; сущность вещей не имеет ни начала, ни конца, но видоизменения и переходы ее в своем множестве в материи бесчисленны и беспрерывны и так же достоверны, как прилив и отлив моря».
Задание 6. Прочитайте текст. О какой форме самосознания идет речь? Что является фактором формирования самосознания? Объясните мнение автора о том, что является главным в человеческом бытии. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
К.Ясперс: «Человек обретает самого себя лишь в коммуникации с другими, что никогда не достигается только через посредство одного знания. Мы становимся собой лишь в той мере, в какой становится самим собой "другой", и обретаем свободу только в той мере, в какой обретает свободу "другой" <...> В конечном счете все идеи можно проверить и испытать, применяя один критерий: способствуют они коммуникации или препятствуют ей. Это мерило приложимо даже к самой истине: истина — то, что нас связывает. Можно сказать иначе: ценность истины следует измерять истинностью той связи, которую она делает возможной <... >
Главное в человеческом бытии — чтобы отдельный человек был причастен ко всей жизни в целом, в то же время делая нечто незаурядное в своей сфере деятельности. Если бы все были только узкими специалистами, человечество легко стало бы добычей того, кто подчинит массу своей воле посредством насилия».