Бытие человека. Соотношение бытия и сознания

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Бессознательная информация — это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека.

Реальное бытие — это категория, которая означает существова­ние, основанное на положении «я есть».

Идеальное бытие это бытие, которое имеет пространствен- но-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и оз­начает действительное существование вещи или человека.

Самосознание — это бытие, которое представляет собой сущ­ность предмета, оно лишено временного, практического характе­ра, остается неизменным, им обладают идеи, ценности, поня­тия.

Философия это совокупность психических процессов, лежа­щих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю со сто­роны разума и рассудка.

Бытие — это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, кото­рые не были переработаны сознанием.

Бессознательное — это свойство человеческого мозга воспри­нимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность.

Общественная психология — это вид общественного сознания, который отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий.

Сознание это вид общественного сознания, характеризую­щий душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыден­ном, бытовом уровне.

Общественная идеология — это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Различают два вида бытия:

………………………;

идеальное.

• Наука выделяет четыре формы бытия:

……………………..;

бытие человека;

бытие духовного;

• Человек существует в трех измерениях бытия:

………………………;

как особь вида Homo sapiens;

………………………….

• Бытие духовного можно условно разделить на два вида:

индивидуализированное духовное;.

…………………………...

• Элементами бессознательного являются:

 бессознательная информация;

………………………….;

………………………..

• Бессознательные процессы — это:

………………………;

сновидения;

……………………...

• В науке выделяются три уровня бессознательного:

неосознанный психический контроль человека за своим телом;

…………………………;

…………………………..

• Общественное сознание подразделяется на:

……………………….;

общественную психологию.

 • В зависимости от сферы проявления выделяют формы созна­ния:

……………………;

правовое;

научное;

……………………….;

………………………..

философское и др.

• Формами самосознания являются:

самочувствие;

………………………;

………………………..

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Бытие человека означает, что природа существует вне созна­ния человека, она бесконечна в пространстве и во времени, являясь объективной реальностью, так же как и объективной реально­стью являются все предметы, созданные человеком.

• Бытие вещей, процессов, природы включает в себя единство телесного и духовного существования человека.

• Сознание не связано с деятельностью мозга и нервной систе­мы индивида.

•Язык — один из ярких примеров несоответствия индивидуа­лизированного и объективированного духовного.

Отношение бытия и сознания является предметом споров в науке с глубокой древности — идеалисты считают, что бытие определяет сознание, материалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию.

Задание 4. Платон писал, что «материалисты смотрят на зем­лю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей и имен­но это-то они и называют природой. Душу же они выводят по­зднее из этих первоначал. Идеалисты же утверждают, что перво­начало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична». Как он раскрывает сущность отличий между материалистами и идеалистами? Дайте развернутый ответ.

Задание 5. Прочитайте высказывание. О какой форме бытия говорит автор?

М.Ф.Ахундов: «Говоря о бытии, мы имеем в виду сущность и субстанцию вещей. Эта сущность в смысле индивидуальном про­тивоположна абсолютному небытию; в смысле же всеобщем она является единым, совершенным и всеобъемлющим бытием, т.е. совокупностью материи всех множеств, которые в своих родовых и видовых изменениях и переходах находятся в зависимости друг от друга. Таким образом, сущность вещей есть "необходимое бы­тие", и Вселенная, составляющая совокупность вещей, с точки зрения сущности не нуждается в другой сущности и не находится в зависимости от какой-либо причины. Вселенную в смысле сущ­ности нельзя признать "возможным бытием", нуждающимся в причинности, так как иначе предстанут перед глазами сцепление и бесконечность; сущность вещей не имеет ни начала, ни конца, но видоизменения и переходы ее в своем множестве в материи бесчисленны и беспрерывны и так же достоверны, как прилив и отлив моря».

Задание 6. Прочитайте текст. О какой форме самосознания идет речь? Что является фактором формирования самосознания? Объяс­ните мнение автора о том, что является главным в человеческом бытии. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

К.Ясперс: «Человек обретает самого себя лишь в коммуника­ции с другими, что никогда не достигается только через посред­ство одного знания. Мы становимся собой лишь в той мере, в какой становится самим собой "другой", и обретаем свободу только в той мере, в какой обретает свободу "другой" <...> В конечном счете все идеи можно проверить и испытать, применяя один кри­терий: способствуют они коммуникации или препятствуют ей. Это мерило приложимо даже к самой истине: истина — то, что нас связывает. Можно сказать иначе: ценность истины следует изме­рять истинностью той связи, которую она делает возможной <... >

Главное в человеческом бытии — чтобы отдельный человек был причастен ко всей жизни в целом, в то же время делая нечто незаурядное в своей сфере деятельности. Если бы все были только узкими специалистами, человечество легко стало бы добычей того, кто подчинит массу своей воле посредством насилия».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: