Задание 1. Заполните таблицу, вписав в нее определения понятий.
Понятие | Прогресс | Регресс | Объективный критерий прогресса |
Определение |
... — это процесс, в результате которого уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы.
... — это развитие производительных сил (орудий труда), включая развитие самого человека.
... — это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным, что связано с повышением уровня организации системы.
Задание 2. Исправьте- ошибки в предложениях.
• Прогресс и регресс не взаимосвязаны; в процессе развития никогда не сочетаются прогрессивные и регрессивные тенденции.
• Современные представления о прогрессе предполагают борьбу людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение на этой основе от пагубных физических недостатков, болезней, высокой смертности и т.д.
|
|
• Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современному может быть охарактеризована как регрессивное развитие.
• Одной из основных закономерностей развития общества является обратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории.
• Одна из важнейших особенностей социального прогресса — снижение его темпов, или «замедление ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым.
• Различные исторические примеры доказывают, что большее влияние оказывает менее развитый народ на более развитый.
Задание 3. Вы знаете, что является объективным критерием прогресса. Какие критерии прогресса называют авторы приведенных высказываний? Согласны ли вы с их точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.
Н.Г.Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах... Стало быть, основная сила прогресса — наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».
• И.Герцен: «Прогресс человека — процесс содержания мысли»; «Прогресс — неотъемлемое свойство созидательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью».
Г. Спенсер: «Прогресс — не случайность, а необходимость».
|
|
П.Л.Лавров: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости — вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом».
Н.Г.Чернышевский: «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан».
Л.Н.Толстой: «Общественный прогресс истинный — в большем и большем единении людей».
Ф.Д.Рузвельт: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».
Б.Ауэрбах: «Неудовлетворенность — источник не только страданий, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых народов».
Вейтлинг: «Тот, кто верит в прогресс, не должен считать совершенным ни одно учение. Если он и не знает более совершенного, это не должно служить основанием тому, чтобы сомневаться в возможности существования такого учения. Но, указывая недостатки, нужно уметь доказать их наличие и понимать, как их устранить, иначе ты будешь только хулителем, а не улучшателем»; «Человечество никогда не достигнет высшего идеала совершенства, иначе пришлось бы предположить наступление застоя в его духовном развитии».
Задание 4. На основе приведенных ниже высказываний сделайте вывод о взаимосвязи прогресса и регресса.
К. Маркс: наряду с прогрессом «...постоянно наблюдаются случаи регресса и кругового движения».
Ф.Энгельс: «Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях».
В.И.Ленин: «Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно».
Задание 5. Прочитайте текст. Что автор говорит о пределах развития человечества? Что позволяет ему это утверждать? Какая закономерность развития общества была замечена автором?
Ж. А. Кондорсе: «Чтобы показать путем рассуждения и фактами, что не было намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании отныне независимы от какой бы то ни было силы, желающей его остановить, имеют своей границей только длительность существования нашей планеты, в которую мы включены природой. Без сомнения, прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять».