Общественный прогресс

Задание 1. Заполните таблицу, вписав в нее определения по­нятий.

Понятие Прогресс Регресс Объективный критерий прогресса
Определение      

... — это процесс, в результате которого уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ра­нее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и свя­зей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедея­тельность данной системы.

... — это развитие производительных сил (орудий труда), вклю­чая развитие самого человека.

... — это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным, что связано с повышением уровня орга­низации системы.

Задание 2. Исправьте- ошибки в предложениях.

• Прогресс и регресс не взаимосвязаны; в процессе развития никогда не сочетаются прогрессивные и регрессивные тенденции.

• Современные представления о прогрессе предполагают борь­бу людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение на этой основе от пагубных физических недостатков, болезней, высокой смертности и т.д.

• Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современному может быть охарактеризована как регрессивное развитие.

• Одной из основных закономерностей развития общества яв­ляется обратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории.

• Одна из важнейших особенностей социального прогресса — снижение его темпов, или «замедление ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательно­му развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым.

• Различные исторические примеры доказывают, что большее влияние оказывает менее развитый народ на более развитый.

Задание 3. Вы знаете, что является объективным критерием прогресса. Какие критерии прогресса называют авторы приведен­ных высказываний? Согласны ли вы с их точкой зрения? Аргу­ментируйте свой ответ.

Н.Г.Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и раз­витии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах... Стало быть, основная сила прогресса — наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».

• И.Герцен:   «Прогресс человека — процесс содержания мыс­ли»; «Прогресс — неотъемлемое свойство созидательного разви­тия, которое не прерывалось; это деятельная память и усовер­шенствование людей общественной жизнью».

Г. Спенсер: «Прогресс — не случайность, а необходимость».

П.Л.Лавров: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости — вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом».

Н.Г.Чернышевский: «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан».

Л.Н.Толстой: «Общественный прогресс истинный — в боль­шем и большем единении людей».

Ф.Д.Рузвельт: «Наш прогресс проверяется не увеличением изо­билия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы доста­точно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

Б.Ауэрбах: «Неудовлетворенность — источник не только стра­даний, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых наро­дов».

Вейтлинг: «Тот, кто верит в прогресс, не должен считать совершенным ни одно учение. Если он и не знает более совер­шенного, это не должно служить основанием тому, чтобы сомне­ваться в возможности существования такого учения. Но, указывая недостатки, нужно уметь доказать их наличие и понимать, как их устранить, иначе ты будешь только хулителем, а не улучшателем»; «Человечество никогда не достигнет высшего идеала совершенства, иначе пришлось бы предположить наступление застоя в его духовном развитии».

Задание 4. На основе приведенных ниже высказываний сделай­те вывод о взаимосвязи прогресса и регресса.

К. Маркс: наряду с прогрессом «...постоянно наблюдаются слу­чаи регресса и кругового движения».

Ф.Энгельс: «Каждый прогресс в органическом развитии явля­ется вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях».

В.И.Ленин: «Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно».

Задание 5. Прочитайте текст. Что автор говорит о пределах раз­вития человечества? Что позволяет ему это утверждать? Какая за­кономерность развития общества была замечена автором?

Ж. А. Кондорсе: «Чтобы показать путем рассуждения и факта­ми, что не было намечено никакого предела в развитии челове­ческих способностей, что способность человека к совершенство­ванию действительно безгранична, что успехи в этом совершен­ствовании отныне независимы от какой бы то ни было силы, желающей его остановить, имеют своей границей только длитель­ность существования нашей планеты, в которую мы включены природой. Без сомнения, прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: