4.1. Культура
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Диффузия культуры — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Духовная культура — это вид культуры, который представлен материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д.
Язык — это вид культуры, который включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми, характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Ценностная ориентация — это понятийный, знаково-символи- ческий элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов.
Культура — одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения.
|
|
Материальная культура — это совокупность принимаемых личностью ценностей.
Ценности — это теоретически сформулированная система взглядов.
Субкультура — это совокупность проявлений народного творчества.
Идеология — это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней.
Фольклор — это культура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте.
Контркультура — это взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении.
Культурное воспроизводство — это процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Выделяют два основных вида культуры:
……………………….
духовную.
• Основными элементами культуры являются:
……………………….
ценности;
……………………….
• Различают ценности нескольких видов:
……………………….
ценности отдельных социальных общностей, классов, групп.
• Выделяют функции культуры:
регулятивную;
……………………….
воспитательную;
……………………….
……………………….
• Различают формы культуры:
……………………….
……………………….
массовую.
• Образцами народной культуры являются:
сказки;
……………………….
|
|
……………………….
одежда;
……………………….
орудия труда и быта и т.д.
• Фольклор принято делить на виды:
……………………….
комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества;
………………………..
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
• Разделение культуры на материальную и духовную не соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному.
• Массовая культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой одновременно синтез материальных и духовных ценностей.
• Народная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной иосприимчивостью.
• Элитарная культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей сс произведений; средствами ее распространения являются кни- ш, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. гс объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств.
• Если представители контркультур хотя своеобразно и не полностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители субкультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.
Задание 4. Составьте схему, используя следующие понятия.
«Культура», «элементы культуры», «функции культуры», «формы культуры», «материальная культура», «духовная культура», • язык», «ценности», «нормы», «регулятивная функция», «обра- ювательная функция», «воспитательная функция», «интегратив- пая функция», «ретранслирующая функция», «народная культура», «элитарная культура», «массовая культура».
Задание 5. Прочитайте высказывания. Объясните взгляды авторов на понятие «культура». Как вы считаете, почему у этого понятия нет однозначного определения?
Э. Эррио: «Культура — это то, что остается, когда все остальное забыто».
Ф. Ницше: «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом».
М.Арнольд: «Если я во что и верю, так только в культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура — это познание совершенства. Люди культуры — истинные апостолы равенства»; «Культура — что стремление к благозвучию и свету, главное же — к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали».
Мораль
Задание 1. Подберите под определения соответствующие им понятия.
... — это правила, основанные на представлениях людей о предпринимательской деятельности.
... — это правила, установленные общественными организациями.
... — это правила взаимоотношений в политической сфере.
... — это правила, которые,- передаваясь из поколения в поколение, вошли в привычку и стали необходимой жизненной потребностью людей.
... — это правила взаимоотношений между членами семьи.
... — это правила при проведении каких-либо обрядов.
... — это правила, основанные на нормах религии.
... — это правила, установленные и охраняемые государством.
... — это правила, основанные на представлениях людей о добре и зле, чести, долге, справедливости.
Задание 2. Синонимом морали является понятие «нравственность». Прочитайте высказывания. Какое значение имеет нравственность в жизни общества, отдельного человека?
Л.Фейербах: «Хорошо и нравственно — это одно и то же. Но хорош только тот, кто хорош для других».
И. Гёте: «Главное условие нравственности — желание стать нравственным».
Г.Флобер: «Все, что прекрасно, — нравственно».
Конфуций: «Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно».
Г. Гегель: «Истинная собственная польза достигается лишь нравственным поведением».
|
|
Л.Н.Толстой: «Простота есть главное условие нравственной красоты... Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать... Жизнь без нравственного усилия есть сон».
И. Кант: «Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья».
Задание 3. Прочитайте высказывания. Какой смысл вкладывают авторы в понятие долга?
Платон: «Долг — это уважение к праву другого»; «Наша честь состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее».
Конфуций: «Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой».
А. Смит: «Долг — это уважение к общим правилам нравственности».
И. Бентам: «Сознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, есть не что иное, как сознание высшего интереса, который одерживает в нем верх над интересами низшего порядка».
Г. Гегель: «Что есть долг? Пока что у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое дело и заботиться о собственном благе и о благе... других».
И.Гёте: «Долг — это любовь к тому, что сам приказываешь
себе».
И.Кант: «Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям... перед тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне и противодействовали, — где же твой достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения... Это может быть только то, что иозвышает человека над самим собой...»
Задание 4. Ниже приведены высказывания о различных моральных качествах. Охарактеризуйте позицию каждого автора. Можно ли обойтись без указанных качеств? Как они влияют на отношения между людьми?
Платон: «Порядочность — искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей».
Г. Гегель: «Деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, что не позволяют окружающие условия».
|
|
Д.Локк: «Благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям».
П. Буаст: «Учтивость — это благосклонность в мелочах и постоянное внимание к потребностям тех, с кем мы общаемся».
Ж.Лабрюйер: «Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой».
Ж.Сталь: «Учтивость — это узы, связывающие людей, чуждых друг другу».
Б. Шоу: «Добродетель состоит не в том, чтобы воздерживаться от порока, а в том, чтобы не стремиться к нему».
Ж.Лабрюйер: «Добродетельный человек не может не быть благовоспитан, но не всякий благовоспитанный человек добродетелен».
Задание 5. Одной из категорий морали является дружба. Это качество ценилось во все времена. Прочитайте высказывание. Как вы думаете, что такое дружба? Может ли человек жить без друзей? Кого вы можете назвать другом? Почему?
Пифагор: «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали твоими друзьями».
Сенека: «Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге».
Плутарх: «Не нужен мне друг, который видоизменяется вместе со мною и повторяет каждый мой кивок! Это ведь делает гораздо лучше тень моя».
Ф. Александрийский: «Другом считай того, кто желает помочь, даже если не может».
У. Шекспир: «Зачем же были бы нужны нам друзья, если бы мы в них не нуждались?»
Р.У.Эмерсон: «Единственный способ иметь друга — самому быть им».
Р. Роллан: «Немногие друзья выдерживают испытания будней. Самые близкие предают, и мы их не узнаём. Это были друзья в легкие мгновения. Бури уносят их, как растения со слабыми корнями, остаются лишь души с корнями глубокими».
Ж.Лабрюйер: «Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки».
Г. Гегель: «Дружба основывается на сходстве характеров и интересов в общем совместном деле, а не на удовольствии, которое получаешь от личности другого».
А. Шопенгауэр: «Истинная дружба — одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют».
Наука
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Технические науки — это вид деятельности, целью которого является познание мира, получение новых знаний и рациональное их осмысление.
Естественные науки — это науки, которые изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества.
Наука — это науки, которые исследуют явления материального мира.
Гуманитарные науки — это науки, которые непосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процесса производства.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Наука отличается от обыденного познания тем, что она имеет:
особый объект изучения;
……………………….
……………………….
особые цели, обусловленные поиском истины.
• Наука выполняет ряд функций:
……………………….
культурно-мировоззренческую;
………………………
.……………………….
творческую.
• Научную деятельность осуществляют:
……………………….
научно-исследовательские институты;
………………………..
• Ступенями послевузовского образования являются:
учеба в аспирантуре и защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук;
……………………….
• В России присваиваются ученые звания:
……………………….
профессора.
• В настоящее время выделяют науки:
……………………….
……………………….
технические.
• К гуманитарным наукам относятся:
социология;
……………………….
……………………….
философия;
……………………….
……………………….
политология и т.д.
• В число естественных наук входят:
..........................................................
химия;
……………………….
астрономия и др.
▪Нормы научной этики включают в себя:
..........................................................
бескорыстный поиск и отстаивание истины.
• Английский социолог науки Р. Мертон выделил ряд ценностей, на которых основаны нормы науки:
……………………….
общность;
бескорыстность;
……………………….
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
•Наука возникла исторически раньше других видов человеческой деятельности.
•В XX в. замедлился процесс дифференциации наук. Чем дальше развивается наука, тем меньше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дисциплин.
• Наука не связана с практической деятельностью, поэтому маловажными являются отношения науки в целом и ученого и частности с обществом.
• Вопрос о социальной ответственности ученого не играет существенной роли ни в одной из областей науки.
Задание 4. Заполните таблицу.
Наука | Предмет изучения |
Социология | |
Психология | |
Философия | |
Антропология | |
Социальная антропология | |
Социальная психология | |
Педагогика | |
Психоанализ | |
Экономика | |
Политология | |
Юриспруденция | |
Культурология | |
История |
Задание 5. Прочитайте текст. Сделайте вывод о соотношении науки и морали.
О. Г.Дробницкий: «Уже достаточно было сказано о том, что мораль и наука — различные формы общественного сознания, имеющие каждая свою логику и специфический способ осмысления социальной реальности человека и его практической деятельности.
Но у науки и морали есть нечто общее. Нам представляется, что аналогию между той или другой можно проводить только в одном отношении. Нравственность, как и научное мышление, есть определенный способ понимания человеком своего исторического бытия. Если это и не теоретическое знание, то, по крайней мере, определенное представление о действительности, выражающее своим особым языком ее объективные законы.
Сомнение в том, что мораль дает определенное знание действительности, появляется именно потому, что требования нравственности часто выступают разительно отличными от того, что фактически имеет место. Ведь именно к этому сводится действи-
гсльный смысл долженствования как чего-то отличного от суще- • тующего: оно требует исполнения морального веления и устранения факта, который прочно укоренился в действительности в (илу определенных причин и следствий».
Задание 6. Прочитайте высказывания. Что такое наука? Почему она является наиболее важным из всех видов знания? В чем состоит значение науки?
Г. Спенсер: «Наука — это организованное знание».
Э. Булвер-Литтон: «Наука — океан, открытый как для ладьи, гак и для фрегата. Один перевозит по нему слитки золота, другой удит в нем сельдей».
М.Фарадей: «Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией».
К. Берне: «Иной ученый похож на кассира какого-нибудь банка: у него ключи от больших богатств, но богатства эти ему не принадлежат».
К. Вебер: «Любил ли когда-нибудь хоть один деспот науку? Разве может вор любить ночные фонари?»
И.Гёте: «Гипотезы — это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово; они необходимы для работника; он не должен только принимать леса за здание»; «Для того, чтобы какая-нибудь наука сдвинулась с места, чтобы расширение се стало совершеннее, гипотезы необходимы так же, как показания опыта и наблюдения».
А. Гумбольдт: «Только там начинается наука, где дух овладевает материалом, где делается попытка подчинить массу опытов разумному познанию; наука есть дух в приложении его к природе. Работа духа начинается в ту минуту, когда мышление, влекомое внутренней необходимостью, впитывает в себя материал чувственных наблюдений».
К.Маркс: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».
Л.Фейербах: «Любовь к науке — это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого».
И.Фихте: «Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает о том, что он еще должен сделать».
И. Шиллер: «Как для одних наука кажется небесною богиней, так для других — коровой жирною, что масло им дает».
Религия
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Церковь — это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов, в которой освоение мира осуществляется через его разделение на «земной», воспринимаемый органами чувств, и потусторонний — «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный.
Культ — это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние человека.
Религия — это система утвердившихся ритуалов, обрядов, религиозных специфических действий, догматов.
Вера — это совокупность взглядов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, верований, отражающих отношение верующих к сверхъестественным силам.
Секта — это широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией.
Прозелитизм — это оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям.
Шариат — это одна из ранних форм религии, суть которой — вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами), животным и растительным миром, иногда явлениями природы и неодушевленными предметами.
Анимизм — это растение или животное, воспринимаемые как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого его члена в отдельности.
Тотемизм — это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека.
Тотем — это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства; объектами поклонения могут быть любые предметы естественного или искусственного происхождения.
Магия — это вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них.
Фетишизм — это обожествление сил природы.
Религиозное сознание — это стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания, горячая преданность вновь принятой вере и пропагандистская активность.
Язычество — это свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульманина от рождения до могилы.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Общеобязательными элементами религии являются:
признание духовного надмирового Начала — Бога, являющегося причиной бытия всего существующего, в том числе и человека;
……………………….
……………………….
• В традиционных религиях выделяют две основные организации:
церковь;
……………………….
• В решении проблемы происхождения религии можно выде- пить два противоположных подхода:
……………………….
научно-материалистический.
• Ранними формами религии были:
тотемизм;
……………………….
……………………….
анимизм.
• Мировыми религиями являются:
……………………….
христианство;
……………………….
• Идеи Будды были сформулированы в виде четырех положений:
……………………….
причина страданий — желания, привязанности, страсти;
……………………….
необходимо вести добродетельную жизнь.
• В буддистском вероучении существует идея о двух путях спасения:
хинаяна;
……………………….
• Разновидностями христианства являются:
православие;
……………………….
……………………….
• Протестантизм имеет ряд течений:
……………………….
кальвинизм;
……………………….
• Основными направлениями ислама являются:
……………………….;
шиизм.
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях. • Материалистическая теория установила, что человек был сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении,
после грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился, стремление и действия человека по восстановлению единения, контакта с Бо«| гом и есть религия.
• Согласно богословско-теологическому подходу, первые религиозные нормы возникли в эпоху каменного века на относительно высокой ступени развития первобытного общества, однако низкий уровень развития производительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы, таким образом, религиозные первобытные верования возникли м связи с практическим бессилием людей перед природой, их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения.
• Основой ислама является учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо, в будущем произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.
• В буддизме наиболее последовательно проводится принцип монотеизма, чем в других мировых религиях, вера в единого бога Аллаха является основой этого вероучения. Аллах сотворил все сущее, он — высший, всемогущий, мудрый верховный судья.
• Согласно учению христианства, жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание, поэтому жаль человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за излишними материальными благами.
• В отличие от католицизма, который признает решения только первых семи Вселенских Соборов, православие продолжало развивать свою догматику на последующих Соборах, поэтому основу его вероучения составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления 21-го Собора, а также официальные документы Римского папы.
Задание 4. Заполните таблицу.
Религия | Основы вероучения |
Православие | |
Католицизм | |
Протестантизм | |
Буддизм | |
Ислам |
Задание 5. Прочитайте высказывания. Чем отличаются взгляды шпоров на религию? С чем вы согласны, а с чем нет? Почему? < кирактеризуйте роль религии в современном мире.
Ф. Ахундов: «Всякая религия заключает в себе три предмета: игру, богослужение и нравственность. Главная цель всякой рели- Iни есть последний предмет, а два первых суть только средство дни их приобретения».
К. Берне: «Мораль — грамматика религии. Легче поступать справедливо, чем прекрасно».
Р. Бертон: «Одна религия так же правдива, как любая другая».
Л.Фейербах: «Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом человека, но образ, который человек поил гает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа».
Г. Гейне: «В темные времена народами лучше всего руководили | помощью религии — ведь в полной темноте слепой является пучшим проводником: он различает дорогу и тропы лучше зряче- 10. Однако поистине глупо, когда уже наступил день, все еще пользоваться в качестве проводников старыми слепцами».
К. Маркс: «Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого»; «Религия есть самосознание и самочувство- нание человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял»; «Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».
Искусство
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
«Чистое искусство» — это разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
Секуляризация культуры — это концепция XIX в., провозглашавшая создание «искусства для искусства», которое должно было быть самоценным, автономным, независимым от общественной жизни, морали, науки и политики.
Искусствознание — это чувственное воссоздание действительности на основе субъективной позиции автора.
Искусство — совокупность наук, исследующих социально-эс- тетическую сущность искусства, его происхождение и закономерности развития, особенности и содержание видового расчлене-ния искусства, природу художественного творчества, место искусства в социальной и духовной жизни общества.
Художественный образ — это наука о сущности и закономерностях творческого освоения действительности по законам красоты.
Эстетика — это отделение культуры от церкви и религии.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Существует несколько видов искусства:
……………………….
литература;
……………………….
изобразительное искусство и др.
• Как система частных наук об отдельных видах искусства, искусствознание включает в себя:
литературоведение;
……………………….
……………………….
архитектуроведение;
……………………….
киноведение и др.
• В наиболее общем виде искусствознание представляет собой совокупность трех дисциплин:
……………………….
теории искусства;
……………………….
• В истории искусства существовали два подхода к проблеме взаимоотношения искусства и морали:
моралистический;
……………………….
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
•В узком смысле искусство — это совокупность всех разновидностей художественного творчества — литературы, скульптуры, театра, кино и др. В широком смысле это только изобразительное искусство.
• Решающую роль в возникновении и развитии искусства сыграла игра.
•Несмотря на то что искусство включает в себя отражение всех форм социальной деятельности, сфера его воздействия на жизнь минимальна, в связи с чем искусство не приобретает социального характера.
Идеализм рассматривает искусство как отражение реальной действительности и видит именно в общественной жизни тот объективный источник, который внутренне связывает и обусловь ливает взаимодействие искусства с политикой, наукой, моралью и т. п., материалисты же пытаются показать искусство в отрыве от практической деятельности.
Задание 4. Прочитайте высказывания. Какую роль играет искусство в жизни общества? Отдельного человека?
Ж. Брак: «Наука успокаивает, искусство же существует для того, чтобы не дать успокоиться».
В. О. Ключевский: «Искусство любят те, кому не удалась жизнь».
А. Шопенгауэр: «Жизнь никогда не бывает прекрасна; прекрасны только картины ее в очищенном зеркале искусства».
И.Репин: «Суть искусства заключается в его очаровании. Все недостатки можно простить художнику, если его создание очаровывает».
Г.Ландау: «Искусство — диалог, в котором собеседник молчит».
О.Уайльд: «Жизнь подражает Искусству в гораздо большей степени, чем Искусство подражает Жизни».
Д.Дидро: «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном».
И. А. Крылов: «Искусство аккумулирует в себе опыт переживания мира».
Ф. Грильпарцер: «Искусство — это цветок живой природы».
Л. Ван Бетховен: «Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо».
Г.Гегель: «Искусству предназначена необычайно действенная роль в осуществлении цели разума, ибо оно готовит почву для моральности, так что когда она приходит, то уже находит сделанной половину работы, а именно освобождение от уз чувственности».
И.Гёте: «Вполне возможно, что произведение искусства имеет нравственные последствия, но требовать от художника, чтобы он ставил перед собой какие-то нравственные цели и задачи, это значит портить его работу».
К.Маркс: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком».
И.Шиллер: «Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности».
Задание 5. Одним из видов искусства является музыка. Прочитайте высказывания. В чем состоит значение музыки? Почему она необходима для человека?
Б. Ауэрбах: «Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни»; «Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою».
Л. ван Бетховен: «Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств»; «Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия».
Р. Вагнер: «Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль».
К. Вебер: «Музыка — истинная всеобщая человеческая речь».
Э. Гофман: «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает».
Ж. Поль: «Из всех искусств музыка — самое человечное и распространенное».
Т. Карлейль: «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие».
Г. Гейне: «Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них: это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства».
А. Шопенгауэр: «Когда я слушаю музыку, мне часто представляется, что жизнь всех людей и моя собственная суть сновидения некоего вечного духа и что смерть есть пробуждение».
Образование
Задание 1. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• В правление Александра I оформилась единая система учебных заведений, включающая:
церковно-приходские школы;
……………………….
……………………….
университеты.
• В Российской Федерации в соответствии с законом устанавливаются следующие образовательные уровни:
……………………….
среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование;
……………………….
высшее профессиональное образование;
……………………….
• В современной России вузы могут быть:
……………………….
муниципальные;
……………………….
• Освоение учебных дисциплин в вузах выполняет следующие задачи:
формирует грамотный научный язык;
……………………….;
………………………..
• Высшие учебные заведения у нас в стране бывают нескольких видов:
……………………….
……………………….
институты.
• Сейчас во многих вузах вводится система обучения, широко распространенная на Западе. Она подразумевает прохождение трех образовательных уровней:
……………………….
специалист;
……………………….
• Послевузовское образование включает два уровня:
аспирантуру;
………………………..
Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.
• Образование не является важным и необходимым институтом общества и не имеет цели передачи накопленных знаний и опыта молодому поколению.
• Образование и воспитание — это два не связанных между собой процесса, в процессе обучения ученик только приобретает новые знания и не испытывает никакого воспитательного воздействия со стороны учителя.
• Учебные заведения в современной России политизированы, в них могут создаваться и функционировать любые общественные организации и политические партии.
Задание 3. Заполните таблицу.
Права учеников | Обязанное™ учеников |
Задание 4. Составьте схему, используя следующие понятия.
«Образование», «принципы образования в РФ», «образовательные уровни», «виды вузов в РФ», «системы обучения в вузах», «право на образование», «бесплатное дошкольное и среднее образование», «бесплатное высшее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях», «основное общее
ГЛАВА 5
ЭКОНОМИКА
Понятие экономики
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Потребление — это наука об основах хозяйственной жизни общества.
Обмен — это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.
Распределение — это процесс создания различного рода экономических продуктов.
Меркантшшзм — это передача материальных благ от одних субъектов к другим.
Экономика — это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.
Производство — это приобретение организациями и отдельными людьми товаров и услуг.
Экономическая система — это поддержка отечественного производителя за счет снижения таможенных пошлин на вывозимые товары и повышения сборов на товары, ввозимые из-за границы.
Протекционизм — это политика накопления денег в казне государства.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Термин «экономика» имеет несколько значений:
..................................................
система мирового хозяйства (мировая экономика);
……………………….
……………………….
• Науками, изучающими отдельные стороны экономической сферы общества, являются:
……………………….
история экономики;
……………………….
финансы и кредит и т.д.
• По словам П. Самуэльсона, в экономике существуют три ключевые задачи:
какие блага производить и в каких количествах?
................................................?
для кого производить блага?
•Экономика анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях:
……………………….
макроэкономическом.
• В истории человечества выделяют три типа экономических систем:
традиционную;
……………………….
……………………….
• Рыночную экономическую систему можно разделить на два вида:
……………………….
современную рыночную экономику (современный капитализм).
• В каждой экономической системе первичную роль играют:
……………………….
распределение;
……………………….
потребление.
• Отличительным чертами экономической системы являются:
……………………….
организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
………………………..
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
•Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это макроэкономический анализ, или макроэкономика. Когда же речь заходит об экономике в целом, то это микроэкомический анализ, или микроэкономика.
• Отличительными особенностями современной рыночной экономики являются крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда и натурального хозяйства.
• Характерными чертами рыночной экономики свободной конкуренции являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, сильная централизация и бюрократизация экономики, плановая система хозяйства.
•Отличительными чертами административно-командной экономической системы являются частная собственность на экономические ресурсы, свободная конкуренция, наличие множества
самостоятельно действующих субъектов экономической деятельности.
• Характерными чертами традиционной экономики являются многообразие форм собственности, развитие научно-технического прогресса, усиление влияния государства на экономику в первую очередь при решении социальных вопросов.
Задание 4. Заполните таблицу.
Экономические системы | Характерные черты | |||
Развитие технологии | Роль государства в экономике | Формы собственности | Права населения | |
Традиционная | ||||
Административно- командная | ||||
Чистый капитализм | ||||
Современный капитализм |
Задание 5. Заполните таблицу.
Национальные | Характерные черты |
модели экономики | |
Американская | ___ |
Шведская | ___ |
Японская | ___ |
Российская | ____ |
Задание 6. Прочитайте высказывания. Объясните смысл опРе" делений, которые дают авторы экономике как науке. Что в них общего? В чем состоит значение экономической науки? Какое меСТ0 она занимает среди других наук?
Р.Л.Хайлбронер: экономика «превратилась в царицу социальных наук. Это единственная отрасль социальной науки, по которой присуждается Нобелевская премия. Она удостоилась издания ФУН- даментального четырехтомного энциклопедического словаря*на' считывающего 4 млн слов, через которые, как нить Ариадны, проходит мысль о том, что экономическая наука наконец вышла за узкие рамки ее прежнего царства — царства произвоДства и распределения — и может теперь заявить свои права на обширную
территорию, простирающуюся от семейных отношений до спорта, от антропологии до государственного права».
П.Самуэльсон: экономика — это наука «о путях использования ограниченных ресурсов, имеющих альтернативные способы применения или достижения поставленных целей»; «Для человека, который систематически не изучал экономическую теорию, представляет огромную трудность не только дать ответ на эти вопросы, но даже сама попытка обдумать их как следует. Он подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению».
Л.Роббинс: «Именно формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядиться редкими ресурсами, составляют единый предмет экономической науки... Экономическая наука — это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».
К. Макконнелл, С. Брю: «Экономика — это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов».
Т.Карлейль: «Экономика — наука зловещая...»
Задание 7. У.Черчиль говорил: «Капитализм — несправедливое распределение благ, зато социализм — справедливое распределение нищеты». Чем, по мнению автора, отличаются капитализм (рыночная экономика) и социализм (административно-командная экономика)? Согласны ли вы с ним? Свой ответ обоснуйте, опираясь на материал о характерных чертах экономических систем.
Собственность
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Пользование — это форма присвоения экономических ресурсов и предметов потребления, а также отношения в этой сфере между субъектами экономической деятельности.
Объект собственности — это конкретный человек, объединение людей, государство, в собственности которого находится объект собственности.
Собственность — это какая-либо вещь.
Субъект собственности — это возможность присвоения и отчуждения средств производства и результатов производственной деятельности.
Форма собственности — это экономическое отношение между субъектами, при котором нельзя воздействовать на объект, не вступая в отношение с собственником.
Присвоение — это экономическое отношение, в результате ко- трого субъект лишается права воздействия на объект.
Распоряжение — это обладание вещью, проявляющееся в ее фактическом присвоении либо юридическом закреплении прав на нее.
Владение — это эксплуатация вещи, способность воздейство- нать на нее и извлекать пользу.
Отчуждение — это право определять юридическую судьбу вещи, мозможность ее отчуждения, передачи другому владельцу или уничтожения.
Экономическое содержание собственности — это принадлежность вещи, чаще всего средств производства, определенному виду владельцев.
Приватизация — это переход собственности из частных рук к государству.
Национализация — это процесс перехода собственности от государства в частные руки.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Различают виды прав на имущество:
………………………;
пользование;
……………………….
• В рыночной экономике можно выделить две основные формы собственности: частную;
………………………
• Статья 8 Конституции Российской Федерации закрепила существование форм собственности:
………………………
государственной;
………………………
иных форм собственности.
•Субъектами государственной собственности в Российской Федерации являются:
государство в целом;
..................................................
субъекты Российской Федерации.
• Различают способы приобретения и прекращения права собственности:
………………………
производные.
• К первоначальным способам приобретения права собственности относятся:
………………………
находка;
………………………
приобретательная давность.
• К производным способам приобретения права собственности
относятся:
покупка;
………………………
получение по наследству и др.
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
• В административно-командной экономической системе экономика была многоукладной и отличалась многообразием форм собственности — собственность общины, частная собственность отдельных крестьянских хозяйств и ремесленников, храмовая и государственная собственность, которая представляла собой сочетание собственности государства как организации с личной собственностью монарха.
• В рыночной экономической системе важнейшие производственные ресурсы были в собственности государства и функционировавших в сельском хозяйстве колхозов; частная собственность, связанная с возможностью извлечения прибыли, отсутствовала; допускалось существование личной собственности граждан, к которой относилось имущество, необходимое для поддержания нормального уровня жизни.
• В традиционной экономике преобладает частная собственность, которая делится на индивидуальную и корпоративную.
• Законодательство ограничивает количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности.
• О производных способах приобретения права собственности говорят в тех случаях, когда возникновение права собственности не связано с правом другого лица, при первоначальных способах права на имущество нового собственника производны от прав прежнего собственника.
Задание 4. Заполните таблицу.
Первоначальные способы приобретения права собственности | Краткая характеристика |
Хозяйственная и трудовая деятельность | |
Находка | |
Сбор общедоступных вещей | |
Обнаружение клада | |
Приобретательная давность |
(адание 5. Прочитайте выдержки из Конституции РФ и Граж- I пи кого кодекса РФ. Какие формы собственности существуют в Гик ии? В чем состоит содержание права собственности? Какие ц> ионания приобретения и прекращения права собственности вы |мнсте?