Социальная стратификация

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Группа членства — это определенный способ связи и взаимо­действия индивидов, занимающих определенные социальные по­зиции и выполняющих определенные социальные функции в со­ответствии с принятой в данной социальной системе совокупно­стью норм и ценностей.

Социальная структура — это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необ­ходимую функцию в структуре общества.

Номинальная группа — это группа с большим числом членов, основанная на различных типах социальных связей, не предпола­гающих обязательных личных контактов.

Социальная группа — это совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему соци­ального значения.

Реальная группа — это совокупность людей, которые могут дей­ствовать как единое целое, объединены общими целями, осозна­ют их и стремятся их удовлетворить совместными организованны­ми действиями.

Большая группа — это небольшая по размерам группа, в кото­рой отношения выступают в форме непосредственных личных контактов и члены которой объединены общей деятельностью.

Вторичная группа — это разновидность малой группы, отлича­ющаяся высокой степенью солидарности, пространственной бли­зостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольно­стью вступления в ее ряды и неформальным контролем над пове­дением ее членов.

Малая группа — это социальная группа, контакты и отноше­ния между членами которой носят безличный характер.

Первичная группа — это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Референтная группа — это группа, к которой индивид реально принадлежит.

Социальное неравенство — это иерархия социальных слоев, пред­ставители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, приви­легий и престижа.

Власть — это количество денег, получаемых индивидом за оп­ределенный период времени.

Престиж — это возможность влияния на людей и навязывания им своей воли независимо от их желания.

Доход — это уважение к занимаемому человеком месту (а не к самому человеку) в социальной иерархии.

Классы — это социальная группа, принадлежностью к которой человек обязан исключительно своим рождением.

Каста — это обособленная группа людей, имеющая строго определенные права и обязанности, передаваемые по наследству.

Сословие — это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного про­изводства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они распо­лагают.

Социальная стратификация — это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам, таким, как день­ги, власть, престиж.

Ролевой набор — это соотносительное с другими положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное вы­полняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.

Социальная роль — это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от его способностей или усилий.

Предписанный статус — это социальная позиция, которая за­крепляется за индивидом посредством его собственного выбора.

Социальный статус — это образец поведения, закрепившийся как целесообразный для людей определенного статуса.

Достигаемый статус — это совокупность ролей, соответству­ющих данному статусу.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Составными элементами общества как социальной системы являются:

социальные институты и организации;

…………………………..

• Большие группы могут быть двух видов:

…………………………..

номинальными.

• Среди малых групп выделяют:

первичные группы;

…………………………..

• В классификации малых групп также выделяют:

…………………………..

группы членства.

• Основаниями стратификации являются:

доход;

…………………………..

…………………………..

престиж.

• Выделяют исторические типы стратификации:

…………………………..

рабство;

…………………………..

…………………………..

• В социальной структуре Индии выделяются следующие кас­ты:

брахманы (жрецы);

…………………………..

вайшьи (купцы);

…………………………..

• Различают несколько видов рабства:

…………………………..

восточное рабство;

…………………………..

• Сословия делились на:

…………………………..

непривилегированные.

• В настоящее время выделяют классы, различающиеся уров­нем доходов:

высший;

…………………………..

…………………………..

  • В зависимости от того, является статус наследуемым или при­обретенным, различают статусы:

..................................................

достигаемый.

· В освоении ролевых функций выделяются три стадии:

..................................................

проигрывание;

…………………………..

• Социальная роль проявляется в двух видах:

ролевое ожидание;

…………………………..

• Существует несколько видов конфликтов в зависимости от причин их происхождения:

…………………………..

конфликт между различными проявлениями поведения че­ловека, находящегося в одной и той же роли;

…………………………..

конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных лю­дей;

…………………………..

• Существуют два основных вида социальной мобильности: межпоколенная;

…………………………..

 

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

· Стабильность в обществе достигается за счет неизменности, неподвижности, а не за счет осуществления назревших социальных изменений.

·  Численность групп на Земле не превышает численности ин­дивидов, потому что один человек способен состоять только в одной социальной группе.

·  Различают несколько видов рабства: при классическом раб­стве раб жил в семье своих хозяев на правах младшего члена семьи, он работал наряду со своим рабовладельцем, мог приобретать иму­щество и вступать в брак; патриархальное рабство характеризова­лось зависимостью всего населения от государства (государствен­ное рабство) и проявлялось в обязательном выполнении предпи­санных повинностей; в период Античности наступило время вос­точного рабства, связанного с полным бесправием раба, который считался «говорящим орудием».

· Основными сословиями феодального общества были буржуа­зия и наемные рабочие.

·  Социальная роль проявляется в виде ролевого ожидания и ролевого исполнения, которые всегда совпадают.

Задание 4. На основе текста учебника заполните схему страти­фикации современного общества.


Задание 5. Заполните таблицу.

Исторические типы стратификации Характерные черты
Касты  
Рабство  
Сословия  
Классы  

Задание 6. Прочитайте высказывания. Какие основания стра­тификации в них выделяются? В чем проявляются отрицательные факторы стратификации?

Б.Дизраэли: «Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия, которые так же не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет, которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным мане­рам, которые живут по разным законам... Богатые и бедные».

К.Маркс: «Богатство, если рассматривать его вещественно, заключается только в многообразии потребностей... Богатый че­ловек — это в то же время человек, нуждающийся во всей полно­те человеческих проявлений жизни, человек, в котором его соб­ственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда»; «Наслаждающийся богатством — в одно и то же вре­мя и раб и господин своего богатства, в одно и то же время вели­кодушен и низок, капризен, надменен, предан диким фантази­ям, тонок, образован, умен. Он еще не ощутил богатство как не­кую совершенно чуждую силу, стоящую над ним самим».

М.Арнольд: «Неравенство естественным образом приводит к материализации высшего класса, опошлению среднего и озвере­нию низшего».

А.Шопенгауэр: «Королей и слуг называют лишь по имени, а не по фамилии. Это две крайние ступени общественной лестни­цы».


Социальное поведение

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Социальный конфликт — это процесс взаимодействия индиви­дуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней (дви­гательной) и внутренней (психической) активности.

Народные массы — это образ жизни и действий большого коли­чества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества.

Социальное поведение — это большое количество людей, кото рых в силу их политического равнодушия нельзя объединить по какому-либо общему признаку.

Социальные движения — это трудящееся большинство, которое в ряде случаев, например в периоды политической нестабильно­сти, является движущей силой социального прогресса.

Масса — это внешне не организованная общность людей, ко торые находятся в непосредственном контакте друг с другом, свя заны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания

Толпа — это большая группа людей, складывающаяся на осно­ве общих интересов, без какой-либо организации, но обязатель­но при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы.

Поведение — это массовые действия представителей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, способствующие или препятствующие социальным переменам.

Социальное поведение личности — это массовые, непредсказуе­мые реакции людей на критические ситуации, возникающие объек­тивно и внезапно.

Публика — это внешне наблюдаемые поступки, действия ин­дивидов, их определенная последовательность, так или иначе за­трагивающая интересы других людей, их групп, всего обществ

Коллективное поведение — это поведение людей, не соответ­ствующее общепринятым ценностям и нормам.

Девиантное поведение — это процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Субъектами социального поведения являются:

массы;

……………………………;

толпа;

……………………………;

межличностные объединения.

• Видами толпы являются:

случайная;

……………………………;

……………………………;

действующая.

 • Действующая толпа подразделяется на:

……………………………;

спасающуюся;

стяжательскую;

…………………………….

 

• Разновидностями социального поведения являются:

……………………………;

коллективное поведение;

……………………………;

• Социальные движения могут быть нескольких видов:

политические;

……………………………;

……………………………;

революционные;

……………………………;

• Составляющими девиантного поведения являются:

……………………………;

норма (правило), которое нарушено;

……………………………

• Существует пять типов поведения:

 конформизм;

……………………………;

ритуализм;

……………………………;

……………………………;

• Социальный контроль бывает двух видов:

 формальный;

……………………………;

• К методам формального социального контроля относятся:

……………………………;

обособление;

……………………………;

• К типам неформального контроля относятся:

социальные вознаграждения;

……………………………;

……………………………;

переоценка норм.

 • В протекании любого конфликта можно выделить три стадии:

……………………………;

……………………………;

разрешения конфликта.

• Способами разрешения конфликта могут быть:

 переговоры;

……………………………;

посредничество;

……………………………;

• В зависимости от числа субъектов выделяют конфликты:

……………………………;

межличностные;

……………………………;

• В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, раз­личают конфликты:

политические;

……………………………;

социальные;

……………………………;

……………………………

религиозные.

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

·  Действующую толпу составляют люди, собравшиеся около места происшествия и решившие посмотреть, что будет дальше; конвенциональная толпа представляет собой группу людей, со­вместно выражающих радость или горе, гнев или протест; под случайной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения; экспрессивная толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отноше­нии конкретного объекта.

·  Человеческое поведение может приобретать социальный смысл даже вне общения с другими людьми.

·  Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер: позитивный характер проявляется в стрем­лении нарушить функционирование социальной системы, а нега­тивный — в стремлении ее совершенствовать.

· Мятеж означает принятие ценностей данной социальной общ­ности, даже путем отказа от собственных убеждений; ретритизм выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения; инновация выражается в неприятии целей, но при­ятии средств достижения этих целей; конформизм проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в дан­ном обществе; ритуализм выражается в полном отрицании про­возглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить новый социальный порядок.

·  Причины девиантного поведения некоторые теории объяс­няют с точки зрения биологических, психологических и социо­логических факторов: социологический подход указывает на врож­денную предрасположенность человека к совершению девиант- ных поступков, биологический объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии и психологи­ческий учитывает влияние социальных и культурных факторов.

Задание 4. Составьте схему, используя следующие понятия.

«Субъекты социального поведения», «массы», «публика», «тол­па», «индивиды», «межличностные объединения», «случайная толпа», «экспрессивная толпа», «конвенциональная толпа», «дей­ствующая толпа», «агрессивная толпа», «спасающаяся толпа», «стяжательская толпа», «экстатическая толпа».

Задание 5. Составьте схему, используя следующие понятия.

«Социальный конфликт», «субъекты конфликта», «объект кон­фликта», «стадии протекания конфликта (предконфликтная, са­мого конфликта, разрешения конфликта)», «способы разреше­ния конфликта», «переговоры», «компромисс», «посредниче­ство», «применение силы», «виды конфликтов», «классифика­ция в зависимости от числа субъектов», «внутриличностные кон­фликты», «межличностные конфликты», «социальные конфлик­ты», «классификация в зависимости от сферы, в которой проте­кает конфликт», «политические конфликты», «экономические конфликты», «социальные конфликты», «культурные конфлик­ты», «этнические конфликты», «религиозные конфликты».

Задание 6. Прочитайте высказывания. Что общего во взглядах авторов на толпу? Почему их мнения имеют негативную окраску? Ознакомьтесь с материалами СМИ, приведите примеры действий людей, вовлеченных в толпу.

Т.Карлейль: «Никто не знает, как поступит Толпа, тем более — она сама».

Т. Маколей: «Любовь толпы похожа на любовь той сладостраст­ной волшебницы из арабских сказок, которая не только бросала своих любовников, когда проходили сорок дней ее нежности, но еще заставляла их — посредством самых ужасных кар и превраще­ний — искупать свою вину и расплачиваться за то, что когда-то они слишком нравились ей».

У.Хэзлитт: «Нет более ничтожного, глупого, презренного, жал­кого, себялюбивого, злопамятного, завистливого и неблагодар­ного животного, чем Толпа»; «Толпа, ведомая вождем, его же и ненавидит».

С.Н.Паркинсон: «Подчинившись закону толпы, мы возвраща­емся в каменный век, отвергая все, что было достигнуто челове­чеством. Сжатыми кулаками или поднятыми руками, скандирова­нием лозунгов и выкрикиванием угроз толпа отвергает связную речь и возвращается к обезьяньему бормотанию. Потрясающий кулаками участник этого сборища — не гражданин и не солдат, не мыслитель и не художник. Безмозглая истерия демонстранта есть отрицание цивилизации».

Этнические общности

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Этнос — это совокупность индивидов, отличающаяся относи­тельной целостностью и выступающая самостоятельным субъек­том исторического процесса.

Род — это исторически возникший вид устойчивой социаль­ной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Племя — это основанное на кровном родстве объединение лю­дей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы.

Социальная общность — это объединение людей, которое ха­рактеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко определенной организацией власти (вождь, совет ста­рейшин и т.д.).

Нация — это объединение людей, которое занимает большую в отличие от племени территорию, имеющую государственную при­надлежность.

Национальность — это социальная общность, которая истори­чески складывается на определенной территории, на основе общ­ности культуры, языка, экономических связей, государственно­сти, развитого национального самосознания.

Народность — это термин, обозначающий принадлежность че­ловека к той или иной нации.

Дискриминация — это поглощение одного народа другим.

Геноцид — это усвоение элементов культуры другого народа при сохранении своего этнического своеобразия.

Аккультурация — это угнетение одного народа другим.

Ассимиляция — это политика уничтожения национальных мень­шинств.

Фашизм — это политика, ставящая целью отделение от госу­дарства и создание своего национального государственного обра­зования.

Патриотизм — уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций.

Сепаратизм — идеология и практика, направленные на разжи­гание межнациональной розни и вражды.

Национализм — это любовь к малой и большой Родине, к семье, школе, родителям, близким и далеким предкам, создавшим сво­им трудом материальные ценности и отстоявшим в ратном деле родной язык и родную землю, признание на словах и на деле равенства между всеми живущими в Отечестве людьми в соответ­ствии с их заслугами перед народом, глубокое сопереживание внутренней и внешней политике государства.

Этноцентризм — идеология и политика, которая не только провозглашает превосходство одной нации над другой, но и при­зывает к уничтожению «неполноценных» наций.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Признаками этноса являются:

общность территории;

………………………….;

культурное единство;

………………………….;

…………………………..

• В науке выделяется четыре исторических типа этноса:

………………………….;

племя;

………………………….;

нация.

• В настоящее время межнациональные отношения разделяют

на:

отношения между национальными государствами;

…………………………..

• Причинами межнациональных конфликтов являются:

несправедливое отношение к представителям своей нации;

………………………….;

дискриминация;

………………………….;

………………………….. 

Задание 3. Прочитайте высказывание известного философа XIX в. В.С.Соловьева. Вспомните материал по истории XIX в. Ка­кие события позволили автору утверждать, что «принцип нацио­нальностей сделался ходячею европейскою идеей»? Как, по мне­нию автора, изменяется сущность национальной идеи? В каком случае она имеет положительную окраску, а в каком — отрица­тельную?

В.С.Соловьев: «Разделение людей на племена и нации, ослаб­ленное до некоторой степени великими мировыми религиями и замененное делением на более широкие и более подвижные груп­пы, возродилось в Европе с новой силой и стало утверждаться как сознательная и систематическая идея с начала истекающего (XIX) столетия... После наполеоновских войн принцип нацио­нальностей сделался ходячею европейскою идеей...

...Национальная идея заслуживает всякого уважения и симпа­тии, когда во имя ее защищались и освобождались народности слабые и угнетенные: в таких случаях принцип национальности совпадал с истинной справедливостью... Но, с другой стороны, это возбуждение национального самочувствия в каждом народе, особенно же в народах более крупных и сильных, благоприят­ствовало развитию народного эгоизма или национализма, кото­рый уже ничего общего со справедливостью не имеет...

...Всякая народность имеет право жить и свободно развивать свои силы, не нарушая таких же прав других народностей».

Задание 4. Прочитайте выдержку из книги А.А.Бычкова, А. Ю. Низовского, П.Ю.Черносвитова «Загадки Древней Руси». Какие проблемы существуют в определении понятия «этнос»? Как вы думаете, чем отличаются история сложения этноса и история его появления на исторической арене? Что должно объединять людей, входящих в один этнос?

«Еще раз подчеркнем: история сложения этноса — это одно, история его появления на исторической арене, — возможно, со­всем другое. Похоже, что к славянам это относится в большей степени, чем ко многим другим народам Европы, и в этом состо­ит главная сложность их изучения.

Но прежде чем начать разговор о славянах, как таковых, мы вынуждены сделать еще одно отступление на тему: что такое эт­нос? С сожалением приходится констатировать, что точного оп­ределения этого термина в научной среде до сих пор нет, хотя применяют его очень давно и широко. Всем понятно, что при этом подразумевается некое сообщество людей, объединенных какой-то совокупностью общих признаков, позволяющих отли­чить его от другого человеческого сообщества. Но что должно вхо­дить в эту совокупность? В результате каких исторических процес­сов эта совокупность могла сложиться? Сколько времени необхо­димо, чтобы она сложилась? Вот тут мнения ученых расходятся, и мы рискуем завязнуть в этом вопросе надолго, если начнем пе­речислять все точки зрения. Так что лучше остановимся на том, с чем согласны почти все специалисты. Так вот, этнос — это сообще­ство людей, как минимум владеющих общим языком и обладаю­щих этническим самосознанием, т.е. каждый член такого сообще­ства может сказать о себе: я — русский, или я — китаец, или я — француз и т.д.

Однако это действительно минимум. Большинство специали­стов считают, что у людей, входящих в единый этнос, должна быть еще и общая "картина мира". То есть в этническое сознание должно входить понимание общности своего происхождения — хотя бы чисто мифологическое, например от одного легендарно­го предка или даже тотема; общности ранних этапов своей исто­рии — пусть, опять-таки, фантастической; общности космогони­ческих мифов. Отсюда — общность некоторых, наиболее важных черт материальной культуры, таких, как общность погребального обряда, общность орнаментальных мотивов на различных издели­ях, общность в конструкциях жилищ».

Задание 5. Прочитайте высказывания. Какие проблемы нацио­нальных отношений в них выделены? Почему необходимо воспи­тывать чувство патриотизма? На конкретных примерах проиллюст­рируйте проявления национализма. К каким пагубным последстви­ям он приводит?

Р. Роллан: «Правда у всех одна и та же, но у всякого народа есть своя особая ложь, которую он именует своими идеалами».

А. Эйнштейн: «Национализм — детская болезнь, корь челове­чества».

Т. Герцль: «Нация — это историческая группа людей, созна­тельно спаянных друг с другом и сплачиваемых существованием общего врага».

Ш. Петефи: «Нация, которая боролась за человечество, погиб­нуть не может!»

К.Маркс: «Всякая нация может и должна учиться у других»; «Если бы целая нация действительно испытала чувство стыда, она была бы подобна льву, который весь сжимается, готовясь к прыж­ку»; «Народ, порабощающий другой народ, кует собственные цепи».

Т. Маколей: «Правители должны не обвинять людей в отсут­ствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами».

ИТ Монтескье: «Лучшее средство привить детям любовь к оте­честву состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».

М.Робеспьер: «Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все».

Петр I: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы».

Семья

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Фиктивный брак — это группа связанных отношениями бра­ка и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности чело­века.

Брак — период от возникновения до прекращения функцио­нирования семьи.

Жизненный цикл семьи — отрасль права, регулирующая брачно- семейные отношения.

Семья — это равноправный, добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, пре­дусмотренных законом, имеющий цель создание семьи и порож­дающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Семейное право — это вступление в брак без намерения создать семью.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Выделяют два вида семьи в зависимости от количества парт­неров в супружестве: моногамию;

…………………………..

• По составу семьи бывают:

расширенные;

…………………………..

 

• Семья выполняет ряд функций:

………………………….;

социально-статусную;

………………………….;

………………………….;

функцию сексуального регулирования;

…………………………..

• Жизненный цикл семьи состоит из четырех периодов:

 от заключения брака до рождения детей;

………………………….;

…………………………..

распад семьи вследствие смерти одного или обоих супругов.

• Принципами семейного права являются:

………………………….;

единобрачие;

………………………….;

приоритет семейного воспитания детей;

…………………………..

• Семейное право имеет отличия от других отраслей права:

особым набором юридических фактов;

• Закон устанавливает несколько условий действительности брака:

взаимное добровольное согласие;

………………………….;

единобрачие;

………………………….;

дееспособность.

• Закон различает виды собственности супругов:

………………………….;

совместную.

· Семейный кодекс различает режимы имущества супругов:

 законный;

…………………………..

  • Формами воспитания детей, оставшихся без попечения ро­дителей, являются:

………………………….;

опека и попечительство;

…………………………..

 

Задание 3. Заполните таблицу.

Личные права супругов Личная собственность супругов Совместная собственность супругов
     

Задание 4. Прочитайте текст. В чем, по мнению автора, прояв­ляется кризис семьи? В чем состоят причины этого кризиса? Со­гласны ли вы с такой пессимистической точкой зрения на семью? Аргументируйте свой ответ.

Е. Вроно: «Суждение о том, что семья как общественный ин­ститут переживает кризис, давно уже стало общим местом. Во всем мире традиционную, с родителями и детьми, живущими под од­ной крышей, семью извне теснят другие общности, а изнутри разъедают непонимание, конфликты, война поколений, взаим­ная враждебность.

Особенно это заметно в России, что не странно: все устоявшееся сильнее шатается в период перемен.

Приземистый, основательно сбитый сруб патриархальной рус­ской семьи обветшал и рассохся; в щели задувает ветер с запада, по углам гуляют сквозняки и выметают наружу мусор неприятия, унижений, жестокости. Вопреки традиции сор выносится из избы, раскрываются домашние секреты, разрушаются хранившиеся по­колениями семейные мифы, развенчиваются авторитеты, разва­ливаются иерархии, нарушаются заповеди.

Оказывается, сын совсем не всегда готов почитать отца своего только потому, что он отец. Дом мало походит на крепость, а семья на тихую гавань. Более того, зачастую семья, как пишет известный английский психиатр и психолог Рональд Лэнг, это "...скорее база штурмовиков, которые, оставаясь под одной кры­шей, шпионят за мыслями, чувствами друг друга и отчаянно за­щищают существующий порядок вещей". Семья живет по законам военного времени, во вражду вовлечены все: и стар, и млад, и братья наши меньшие. Агрессоры — все; жертва — каждый; обо­рона сменяется наступлением, трофеи переходят из рук в руки, роли членов семьи меняются, сущность происходящего остается прежней: они — враги».

Задание 5. Прочитайте высказывания о браке и семье. В чем состоит значение семьи в обществе? Какие проблемы семейных отношений выделяют авторы?

Г. Гегель: «Семья завершается в следующих трех сторонах: а) в образе своего непосредственного понятия как брак; б) во внеш­нем наличном бытии, в собственности и имуществе семьи и забо­те об этом; в) в воспитании детей и распаде семьи».

Ф.Адлер: «Семья — это общество в миниатюре, от целостно­сти которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

  1. Гюго: «Всякая социальная доктрина, пытающаяся разру­шить семью, негодна и неприменима. Семья — это кристалл об­щества».
  2. Н.Паркинсон: «Когда семейство викторианской эпохи рас­саживалось вокруг обеденного стола, соблюдалось одно правило: старшие говорят, младшие слушают. Некоторые темы в разговоре не затрагивались, отдельные вопросы обсуждались по-француз­ски, но младшим было чему поучиться. Более того, у них была возможность осознать собственное невежество и научиться выра­жать свои мысли более связно. В наши дни разглагольствуют дети, а слушают родители — пользы никакой и ни для кого, а вред вполне очевидный».

С.Смит: «Брак напоминает ножницы — половинки могут дви­гаться в противоположных направлениях, но проучат всякого, кто попытается встать между ними».

Р.Стивенсон: «Брак — это долгий разговор, прерываемый спо­рами».

А.Теннисон: «Каков муж, такова и жена».

Г.Гегель: «Брак есть правовая любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно»; «Первые необходимые отношения, в которые ин­дивид вступает с другими, это семейные отношения. Эти отноше­ния, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена сто­роне моральной, принципу любви и доверия»; «Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естествен­ный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо».

И.Кант: «В брачной жизни соединенная пара должна образо­вать как бы единую моральную личность».

К.Маркс: «Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, друж­ба»; «Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и... даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произ­вольного усмотрения родителей... Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произ­вол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нрав­ственная субстанция этого отношения».

Л.Фейербах: «Только муж и жена вместе образуют действи­тельность человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей».

1. Шопенгауэр: «Жениться — это значит наполовину умень­шить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

Задание 6. Вопросы семейных отношений волновали людей во все времена. Прочитайте отрывок из древнешумерского произве­дения. Какие положительные и отрицательные стороны семьи в нем выделены? С чем вы согласны, а с чем нет? Существует ли подобное отношение к семье в настоящее время?

«Раб, повинуйся мне!» — «Да, господин мой, да!»

«Создам-ка я семью, заведу детишек!»

«Заведи, господин мой, заведи, создай семью,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: