Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Группа членства — это определенный способ связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей.
Социальная структура — это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общества.
Номинальная группа — это группа с большим числом членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов.
Социальная группа — это совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения.
Реальная группа — это совокупность людей, которые могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их и стремятся их удовлетворить совместными организованными действиями.
Большая группа — это небольшая по размерам группа, в которой отношения выступают в форме непосредственных личных контактов и члены которой объединены общей деятельностью.
Вторичная группа — это разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления в ее ряды и неформальным контролем над поведением ее членов.
Малая группа — это социальная группа, контакты и отношения между членами которой носят безличный характер.
Первичная группа — это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Референтная группа — это группа, к которой индивид реально принадлежит.
Социальное неравенство — это иерархия социальных слоев, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Власть — это количество денег, получаемых индивидом за определенный период времени.
Престиж — это возможность влияния на людей и навязывания им своей воли независимо от их желания.
Доход — это уважение к занимаемому человеком месту (а не к самому человеку) в социальной иерархии.
Классы — это социальная группа, принадлежностью к которой человек обязан исключительно своим рождением.
Каста — это обособленная группа людей, имеющая строго определенные права и обязанности, передаваемые по наследству.
Сословие — это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Социальная стратификация — это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам, таким, как деньги, власть, престиж.
Ролевой набор — это соотносительное с другими положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.
Социальная роль — это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от его способностей или усилий.
Предписанный статус — это социальная позиция, которая закрепляется за индивидом посредством его собственного выбора.
Социальный статус — это образец поведения, закрепившийся как целесообразный для людей определенного статуса.
Достигаемый статус — это совокупность ролей, соответствующих данному статусу.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Составными элементами общества как социальной системы являются:
социальные институты и организации;
…………………………..
• Большие группы могут быть двух видов:
…………………………..
номинальными.
• Среди малых групп выделяют:
первичные группы;
…………………………..
• В классификации малых групп также выделяют:
…………………………..
группы членства.
• Основаниями стратификации являются:
доход;
…………………………..
…………………………..
престиж.
• Выделяют исторические типы стратификации:
…………………………..
рабство;
…………………………..
…………………………..
• В социальной структуре Индии выделяются следующие касты:
брахманы (жрецы);
…………………………..
вайшьи (купцы);
…………………………..
• Различают несколько видов рабства:
…………………………..
восточное рабство;
…………………………..
• Сословия делились на:
…………………………..
непривилегированные.
• В настоящее время выделяют классы, различающиеся уровнем доходов:
высший;
…………………………..
…………………………..
- В зависимости от того, является статус наследуемым или приобретенным, различают статусы:
..................................................
достигаемый.
· В освоении ролевых функций выделяются три стадии:
..................................................
проигрывание;
…………………………..
• Социальная роль проявляется в двух видах:
ролевое ожидание;
…………………………..
• Существует несколько видов конфликтов в зависимости от причин их происхождения:
…………………………..
конфликт между различными проявлениями поведения человека, находящегося в одной и той же роли;
…………………………..
конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей;
…………………………..
• Существуют два основных вида социальной мобильности: межпоколенная;
…………………………..
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
· Стабильность в обществе достигается за счет неизменности, неподвижности, а не за счет осуществления назревших социальных изменений.
· Численность групп на Земле не превышает численности индивидов, потому что один человек способен состоять только в одной социальной группе.
· Различают несколько видов рабства: при классическом рабстве раб жил в семье своих хозяев на правах младшего члена семьи, он работал наряду со своим рабовладельцем, мог приобретать имущество и вступать в брак; патриархальное рабство характеризовалось зависимостью всего населения от государства (государственное рабство) и проявлялось в обязательном выполнении предписанных повинностей; в период Античности наступило время восточного рабства, связанного с полным бесправием раба, который считался «говорящим орудием».
· Основными сословиями феодального общества были буржуазия и наемные рабочие.
· Социальная роль проявляется в виде ролевого ожидания и ролевого исполнения, которые всегда совпадают.
Задание 4. На основе текста учебника заполните схему стратификации современного общества.
Задание 5. Заполните таблицу.
Исторические типы стратификации | Характерные черты |
Касты | |
Рабство | |
Сословия | |
Классы |
Задание 6. Прочитайте высказывания. Какие основания стратификации в них выделяются? В чем проявляются отрицательные факторы стратификации?
Б.Дизраэли: «Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия, которые так же не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет, которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным манерам, которые живут по разным законам... Богатые и бедные».
К.Маркс: «Богатство, если рассматривать его вещественно, заключается только в многообразии потребностей... Богатый человек — это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда»; «Наслаждающийся богатством — в одно и то же время и раб и господин своего богатства, в одно и то же время великодушен и низок, капризен, надменен, предан диким фантазиям, тонок, образован, умен. Он еще не ощутил богатство как некую совершенно чуждую силу, стоящую над ним самим».
М.Арнольд: «Неравенство естественным образом приводит к материализации высшего класса, опошлению среднего и озверению низшего».
А.Шопенгауэр: «Королей и слуг называют лишь по имени, а не по фамилии. Это две крайние ступени общественной лестницы».
Социальное поведение
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Социальный конфликт — это процесс взаимодействия индивидуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активности.
Народные массы — это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества.
Социальное поведение — это большое количество людей, кото рых в силу их политического равнодушия нельзя объединить по какому-либо общему признаку.
Социальные движения — это трудящееся большинство, которое в ряде случаев, например в периоды политической нестабильности, является движущей силой социального прогресса.
Масса — это внешне не организованная общность людей, ко торые находятся в непосредственном контакте друг с другом, свя заны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания
Толпа — это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы.
Поведение — это массовые действия представителей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, способствующие или препятствующие социальным переменам.
Социальное поведение личности — это массовые, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно.
Публика — это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего обществ
Коллективное поведение — это поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам.
Девиантное поведение — это процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Субъектами социального поведения являются:
массы;
……………………………;
толпа;
……………………………;
межличностные объединения.
• Видами толпы являются:
случайная;
……………………………;
……………………………;
действующая.
• Действующая толпа подразделяется на:
……………………………;
спасающуюся;
стяжательскую;
…………………………….
• Разновидностями социального поведения являются:
……………………………;
коллективное поведение;
……………………………;
• Социальные движения могут быть нескольких видов:
политические;
……………………………;
……………………………;
революционные;
……………………………;
• Составляющими девиантного поведения являются:
……………………………;
норма (правило), которое нарушено;
……………………………
• Существует пять типов поведения:
конформизм;
……………………………;
ритуализм;
……………………………;
……………………………;
• Социальный контроль бывает двух видов:
формальный;
……………………………;
• К методам формального социального контроля относятся:
……………………………;
обособление;
……………………………;
• К типам неформального контроля относятся:
социальные вознаграждения;
……………………………;
……………………………;
переоценка норм.
• В протекании любого конфликта можно выделить три стадии:
……………………………;
……………………………;
разрешения конфликта.
• Способами разрешения конфликта могут быть:
переговоры;
……………………………;
посредничество;
……………………………;
• В зависимости от числа субъектов выделяют конфликты:
……………………………;
межличностные;
……………………………;
• В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, различают конфликты:
политические;
……………………………;
социальные;
……………………………;
……………………………
религиозные.
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
· Действующую толпу составляют люди, собравшиеся около места происшествия и решившие посмотреть, что будет дальше; конвенциональная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест; под случайной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения; экспрессивная толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта.
· Человеческое поведение может приобретать социальный смысл даже вне общения с другими людьми.
· Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер: позитивный характер проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а негативный — в стремлении ее совершенствовать.
· Мятеж означает принятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений; ретритизм выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения; инновация выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей; конформизм проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе; ритуализм выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить новый социальный порядок.
· Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов: социологический подход указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиант- ных поступков, биологический объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии и психологический учитывает влияние социальных и культурных факторов.
Задание 4. Составьте схему, используя следующие понятия.
«Субъекты социального поведения», «массы», «публика», «толпа», «индивиды», «межличностные объединения», «случайная толпа», «экспрессивная толпа», «конвенциональная толпа», «действующая толпа», «агрессивная толпа», «спасающаяся толпа», «стяжательская толпа», «экстатическая толпа».
Задание 5. Составьте схему, используя следующие понятия.
«Социальный конфликт», «субъекты конфликта», «объект конфликта», «стадии протекания конфликта (предконфликтная, самого конфликта, разрешения конфликта)», «способы разрешения конфликта», «переговоры», «компромисс», «посредничество», «применение силы», «виды конфликтов», «классификация в зависимости от числа субъектов», «внутриличностные конфликты», «межличностные конфликты», «социальные конфликты», «классификация в зависимости от сферы, в которой протекает конфликт», «политические конфликты», «экономические конфликты», «социальные конфликты», «культурные конфликты», «этнические конфликты», «религиозные конфликты».
Задание 6. Прочитайте высказывания. Что общего во взглядах авторов на толпу? Почему их мнения имеют негативную окраску? Ознакомьтесь с материалами СМИ, приведите примеры действий людей, вовлеченных в толпу.
Т.Карлейль: «Никто не знает, как поступит Толпа, тем более — она сама».
Т. Маколей: «Любовь толпы похожа на любовь той сладострастной волшебницы из арабских сказок, которая не только бросала своих любовников, когда проходили сорок дней ее нежности, но еще заставляла их — посредством самых ужасных кар и превращений — искупать свою вину и расплачиваться за то, что когда-то они слишком нравились ей».
У.Хэзлитт: «Нет более ничтожного, глупого, презренного, жалкого, себялюбивого, злопамятного, завистливого и неблагодарного животного, чем Толпа»; «Толпа, ведомая вождем, его же и ненавидит».
С.Н.Паркинсон: «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век, отвергая все, что было достигнуто человечеством. Сжатыми кулаками или поднятыми руками, скандированием лозунгов и выкрикиванием угроз толпа отвергает связную речь и возвращается к обезьяньему бормотанию. Потрясающий кулаками участник этого сборища — не гражданин и не солдат, не мыслитель и не художник. Безмозглая истерия демонстранта есть отрицание цивилизации».
Этнические общности
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Этнос — это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса.
Род — это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией.
Племя — это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы.
Социальная общность — это объединение людей, которое характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко определенной организацией власти (вождь, совет старейшин и т.д.).
Нация — это объединение людей, которое занимает большую в отличие от племени территорию, имеющую государственную принадлежность.
Национальность — это социальная общность, которая исторически складывается на определенной территории, на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания.
Народность — это термин, обозначающий принадлежность человека к той или иной нации.
Дискриминация — это поглощение одного народа другим.
Геноцид — это усвоение элементов культуры другого народа при сохранении своего этнического своеобразия.
Аккультурация — это угнетение одного народа другим.
Ассимиляция — это политика уничтожения национальных меньшинств.
Фашизм — это политика, ставящая целью отделение от государства и создание своего национального государственного образования.
Патриотизм — уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций.
Сепаратизм — идеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды.
Национализм — это любовь к малой и большой Родине, к семье, школе, родителям, близким и далеким предкам, создавшим своим трудом материальные ценности и отстоявшим в ратном деле родной язык и родную землю, признание на словах и на деле равенства между всеми живущими в Отечестве людьми в соответствии с их заслугами перед народом, глубокое сопереживание внутренней и внешней политике государства.
Этноцентризм — идеология и политика, которая не только провозглашает превосходство одной нации над другой, но и призывает к уничтожению «неполноценных» наций.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Признаками этноса являются:
общность территории;
………………………….;
культурное единство;
………………………….;
…………………………..
• В науке выделяется четыре исторических типа этноса:
………………………….;
племя;
………………………….;
нация.
• В настоящее время межнациональные отношения разделяют
на:
отношения между национальными государствами;
…………………………..
• Причинами межнациональных конфликтов являются:
несправедливое отношение к представителям своей нации;
………………………….;
дискриминация;
………………………….;
…………………………..
Задание 3. Прочитайте высказывание известного философа XIX в. В.С.Соловьева. Вспомните материал по истории XIX в. Какие события позволили автору утверждать, что «принцип национальностей сделался ходячею европейскою идеей»? Как, по мнению автора, изменяется сущность национальной идеи? В каком случае она имеет положительную окраску, а в каком — отрицательную?
В.С.Соловьев: «Разделение людей на племена и нации, ослабленное до некоторой степени великими мировыми религиями и замененное делением на более широкие и более подвижные группы, возродилось в Европе с новой силой и стало утверждаться как сознательная и систематическая идея с начала истекающего (XIX) столетия... После наполеоновских войн принцип национальностей сделался ходячею европейскою идеей...
...Национальная идея заслуживает всякого уважения и симпатии, когда во имя ее защищались и освобождались народности слабые и угнетенные: в таких случаях принцип национальности совпадал с истинной справедливостью... Но, с другой стороны, это возбуждение национального самочувствия в каждом народе, особенно же в народах более крупных и сильных, благоприятствовало развитию народного эгоизма или национализма, который уже ничего общего со справедливостью не имеет...
...Всякая народность имеет право жить и свободно развивать свои силы, не нарушая таких же прав других народностей».
Задание 4. Прочитайте выдержку из книги А.А.Бычкова, А. Ю. Низовского, П.Ю.Черносвитова «Загадки Древней Руси». Какие проблемы существуют в определении понятия «этнос»? Как вы думаете, чем отличаются история сложения этноса и история его появления на исторической арене? Что должно объединять людей, входящих в один этнос?
«Еще раз подчеркнем: история сложения этноса — это одно, история его появления на исторической арене, — возможно, совсем другое. Похоже, что к славянам это относится в большей степени, чем ко многим другим народам Европы, и в этом состоит главная сложность их изучения.
Но прежде чем начать разговор о славянах, как таковых, мы вынуждены сделать еще одно отступление на тему: что такое этнос? С сожалением приходится констатировать, что точного определения этого термина в научной среде до сих пор нет, хотя применяют его очень давно и широко. Всем понятно, что при этом подразумевается некое сообщество людей, объединенных какой-то совокупностью общих признаков, позволяющих отличить его от другого человеческого сообщества. Но что должно входить в эту совокупность? В результате каких исторических процессов эта совокупность могла сложиться? Сколько времени необходимо, чтобы она сложилась? Вот тут мнения ученых расходятся, и мы рискуем завязнуть в этом вопросе надолго, если начнем перечислять все точки зрения. Так что лучше остановимся на том, с чем согласны почти все специалисты. Так вот, этнос — это сообщество людей, как минимум владеющих общим языком и обладающих этническим самосознанием, т.е. каждый член такого сообщества может сказать о себе: я — русский, или я — китаец, или я — француз и т.д.
Однако это действительно минимум. Большинство специалистов считают, что у людей, входящих в единый этнос, должна быть еще и общая "картина мира". То есть в этническое сознание должно входить понимание общности своего происхождения — хотя бы чисто мифологическое, например от одного легендарного предка или даже тотема; общности ранних этапов своей истории — пусть, опять-таки, фантастической; общности космогонических мифов. Отсюда — общность некоторых, наиболее важных черт материальной культуры, таких, как общность погребального обряда, общность орнаментальных мотивов на различных изделиях, общность в конструкциях жилищ».
Задание 5. Прочитайте высказывания. Какие проблемы национальных отношений в них выделены? Почему необходимо воспитывать чувство патриотизма? На конкретных примерах проиллюстрируйте проявления национализма. К каким пагубным последствиям он приводит?
Р. Роллан: «Правда у всех одна и та же, но у всякого народа есть своя особая ложь, которую он именует своими идеалами».
А. Эйнштейн: «Национализм — детская болезнь, корь человечества».
Т. Герцль: «Нация — это историческая группа людей, сознательно спаянных друг с другом и сплачиваемых существованием общего врага».
Ш. Петефи: «Нация, которая боролась за человечество, погибнуть не может!»
К.Маркс: «Всякая нация может и должна учиться у других»; «Если бы целая нация действительно испытала чувство стыда, она была бы подобна льву, который весь сжимается, готовясь к прыжку»; «Народ, порабощающий другой народ, кует собственные цепи».
Т. Маколей: «Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами».
ИТ Монтескье: «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
М.Робеспьер: «Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все».
Петр I: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы».
Семья
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Фиктивный брак — это группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности человека.
Брак — период от возникновения до прекращения функционирования семьи.
Жизненный цикл семьи — отрасль права, регулирующая брачно- семейные отношения.
Семья — это равноправный, добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законом, имеющий цель создание семьи и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Семейное право — это вступление в брак без намерения создать семью.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Выделяют два вида семьи в зависимости от количества партнеров в супружестве: моногамию;
…………………………..
• По составу семьи бывают:
расширенные;
…………………………..
• Семья выполняет ряд функций:
………………………….;
социально-статусную;
………………………….;
………………………….;
функцию сексуального регулирования;
…………………………..
• Жизненный цикл семьи состоит из четырех периодов:
от заключения брака до рождения детей;
………………………….;
…………………………..
распад семьи вследствие смерти одного или обоих супругов.
• Принципами семейного права являются:
………………………….;
единобрачие;
………………………….;
приоритет семейного воспитания детей;
…………………………..
• Семейное право имеет отличия от других отраслей права:
особым набором юридических фактов;
• Закон устанавливает несколько условий действительности брака:
взаимное добровольное согласие;
………………………….;
единобрачие;
………………………….;
дееспособность.
• Закон различает виды собственности супругов:
………………………….;
совместную.
· Семейный кодекс различает режимы имущества супругов:
законный;
…………………………..
- Формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
………………………….;
опека и попечительство;
…………………………..
Задание 3. Заполните таблицу.
Личные права супругов | Личная собственность супругов | Совместная собственность супругов |
Задание 4. Прочитайте текст. В чем, по мнению автора, проявляется кризис семьи? В чем состоят причины этого кризиса? Согласны ли вы с такой пессимистической точкой зрения на семью? Аргументируйте свой ответ.
Е. Вроно: «Суждение о том, что семья как общественный институт переживает кризис, давно уже стало общим местом. Во всем мире традиционную, с родителями и детьми, живущими под одной крышей, семью извне теснят другие общности, а изнутри разъедают непонимание, конфликты, война поколений, взаимная враждебность.
Особенно это заметно в России, что не странно: все устоявшееся сильнее шатается в период перемен.
Приземистый, основательно сбитый сруб патриархальной русской семьи обветшал и рассохся; в щели задувает ветер с запада, по углам гуляют сквозняки и выметают наружу мусор неприятия, унижений, жестокости. Вопреки традиции сор выносится из избы, раскрываются домашние секреты, разрушаются хранившиеся поколениями семейные мифы, развенчиваются авторитеты, разваливаются иерархии, нарушаются заповеди.
Оказывается, сын совсем не всегда готов почитать отца своего только потому, что он отец. Дом мало походит на крепость, а семья на тихую гавань. Более того, зачастую семья, как пишет известный английский психиатр и психолог Рональд Лэнг, это "...скорее база штурмовиков, которые, оставаясь под одной крышей, шпионят за мыслями, чувствами друг друга и отчаянно защищают существующий порядок вещей". Семья живет по законам военного времени, во вражду вовлечены все: и стар, и млад, и братья наши меньшие. Агрессоры — все; жертва — каждый; оборона сменяется наступлением, трофеи переходят из рук в руки, роли членов семьи меняются, сущность происходящего остается прежней: они — враги».
Задание 5. Прочитайте высказывания о браке и семье. В чем состоит значение семьи в обществе? Какие проблемы семейных отношений выделяют авторы?
Г. Гегель: «Семья завершается в следующих трех сторонах: а) в образе своего непосредственного понятия как брак; б) во внешнем наличном бытии, в собственности и имуществе семьи и заботе об этом; в) в воспитании детей и распаде семьи».
Ф.Адлер: «Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».
- Гюго: «Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и неприменима. Семья — это кристалл общества».
- Н.Паркинсон: «Когда семейство викторианской эпохи рассаживалось вокруг обеденного стола, соблюдалось одно правило: старшие говорят, младшие слушают. Некоторые темы в разговоре не затрагивались, отдельные вопросы обсуждались по-французски, но младшим было чему поучиться. Более того, у них была возможность осознать собственное невежество и научиться выражать свои мысли более связно. В наши дни разглагольствуют дети, а слушают родители — пользы никакой и ни для кого, а вред вполне очевидный».
С.Смит: «Брак напоминает ножницы — половинки могут двигаться в противоположных направлениях, но проучат всякого, кто попытается встать между ними».
Р.Стивенсон: «Брак — это долгий разговор, прерываемый спорами».
А.Теннисон: «Каков муж, такова и жена».
Г.Гегель: «Брак есть правовая любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно»; «Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими, это семейные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия»; «Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо».
И.Кант: «В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность».
К.Маркс: «Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба»; «Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и... даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей... Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения».
Л.Фейербах: «Только муж и жена вместе образуют действительность человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей».
1. Шопенгауэр: «Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».
Задание 6. Вопросы семейных отношений волновали людей во все времена. Прочитайте отрывок из древнешумерского произведения. Какие положительные и отрицательные стороны семьи в нем выделены? С чем вы согласны, а с чем нет? Существует ли подобное отношение к семье в настоящее время?
«Раб, повинуйся мне!» — «Да, господин мой, да!»
«Создам-ка я семью, заведу детишек!»
«Заведи, господин мой, заведи, создай семью,