1994) предлагается такое определение: «Проект - творческая завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка. Важно чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники
участвовали в выявлении потребности семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке
конструкции и технологии изготовление продукции (изделия), их осуществлении и оценки, в том числе возможности реализации» [19, с 21].
В Примерной программе «Технология. 5-9 кл.» 2015 г. под ред.
Е.Я. Когана дано такое определение: «Проектная деятельность - способ преобразования реальности в соответствии с выявленной целью. В основе проектной деятельности учащегося лежит деятельность по изменению реальности, включающая этапы разработки проекта, реализации проекта и оценки результатов его реализации, и деятельность педагога по его сопровождению. Учебный проект предполагает выполнение технического задания, выданного педагогом в форме описания проблемной ситуации, или описание ситуации и поставленной цели деятельности, или характеристики заданного продукта, таким образом, учебный проект может включать лишь часть этапов проектной деятельности».
На наш взгляд, наиболее адекватное определение предложено Е.Ю. Рогачевой: «Метод проектов - совокупность педагогических приемов и действий, осуществляемых преподавателем и учащимися в процессе личностно значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся, направленных на получение и закрепление новых знаний, умений, навыков, развитие творческих способностей и приобретение опыта практического решения самостоятельно поставленных задач» .
Следует подчеркнуть, что важнейшим условием организации проектной деятельности является не только самостоятельная постановка учеником целей и задач, но и самостоятельно выявление им потребностей, а в идеале - проблем, проблемных ситуаций, для разрешения которых и осуществляется проектная деятельность. Поэтому основные этапы выполнения проекта включают следующие виды деятельности обучающихся:
1. Выявление проблемы или потребности и формулирование темы проекта.
2. Проведение исследования. Формулировка задач, решение которых
обеспечит решение проблемы.
3. Выполнение проекта.
4. Рефлексивная деятельность.
5. Презентация и защита проекта.
Отметим, что полностью самостоятельное выявление проблемы и перевод ее в конкретные задачи достаточно сложно для школьников и этот
этап проектной деятельности требует активной педагогической поддержки со стороны руководителя проекта. Однако этот этап является важнейшим с точки зрения педагогической эффективности проекта и поэтому должен
выполняться с особой тщательностью. Методика выполнения данного этапа, разработанная на основе специального исследования, предложена А.А. Карачевым и Р.А. Каплиным [4, с 6].
Проектная работа обучающегося является самостоятельной практико-
ориентированной работой, содержащей элементы исследований по определённой теме и характеризующей уровень теоретической и технологической подготовки обучающегося общеобразовательной организации.
Любая проектная работа является продуктом творчества. Учебный проект – такая форма работы учителя с учащимся, которая предполагает
более глубокое изучение темы или раздела программы на основе практически ориентированного исследования учащегося, в котором он находит информацию, выходящую за рамки программы и имеющую
практическое применение.
Выполнение проектной работы способствует систематизации, расширению и закреплению знаний по технологии как учебному предмету;
применению полученных знаний при решении конкретных технологических задач, развитию умений и навыков индивидуальной практической деятельности.
Проектная работа должна отражать знакомство с соответствующей
практической деятельностью, свидетельствовать об умении разрешения теоретических и практических проблем. Работа должна отразить степень владения специальной литературой, способность анализировать, синтезировать и обобщать материал используемых источников,
способность внедрять его в практику на основе задуманной собственной технологической, конструкторской идеи. Значимым является способность представить концепцию проекта, всю необходимую документацию в эскизах и чертежах с грамотно сформулированными и аргументированными выводами.
Выполнение проектной работы является заключительным этапом обучения по соответствующим теме или разделу программы по
технологии. Для достижения поставленной цели обучающемуся необходимо:
– расширение и углубление теоретических знаний и практических
умений по учебному предмету;
– умение анализировать теоретический материал и использовать его для выбора технологии изготовления;
- выполнить изделие в материале по одному из направлений программы по технологии: проектирование и изготовление швейных изделий, декоративно-прикладное творчество, дизайн интерьера;
– логично, последовательно излагать свои мысли в письменном виде;
– применять знания по всем изученным разделам программы предмета
«технология» и знания по другим предметам (химии, биологии, физике, черчению, экономике) при решении конкретных технологических задач;
– иметь навыки самостоятельной работы с научной, справочной, учебной литературой и ресурсами интернета.
Оформление работы должно соответствовать требованиям,
изложенным в разделе 5 настоящих методических рекомендаций.
Объем работы (пояснительной записки) не должен превышать 40- 45
страниц печатного текста.
Список использованных источников информации и Приложения в объем работы не входят. Слишком большие по объёму пояснительные записки указывают на недостаточно сформированные умения отбора и систематизации материала.
Обоснование практической значимости и новизны работы является обязательным при выполнении работы, повышает ее ценность.
Обучающийся несёт личную ответственность за качество своей проектной работы и обязан:
– иметь руководителя проекта (учителя технологии);
– выполнять задание по утвержденной теме;
– составить план/график работы над Проектом, перечень основных источников информации;
– проявлять активность и инициативу в сборе всех необходимых
данных, так и в работе над проектом;
– анализировать и обобщать полученную в ходе исследования и практической работы информацию, делая обоснованные выводы;
– уточнять все неясные вопросы с руководителем;
– представлять проектную работу и защищать её (в случае представления проекта на олимпиаду - на соответствующих этапах олимпиады);
– оформить Пояснительную записку проекта в соответствии с данными методическими рекомендациями;
– представить работу в установленный планом/графиком срок.
Руководитель проектной работы по предмету назначается предметно- методической комиссией или предметным методическим объединением учителей школы и обязан:
– своевременно обсудить тему проекта;
– рекомендовать обучающемуся литературу по истории вопроса, применению новых материалов и технологий и др. в соответствии с утверждённой темой;
– обсудить с учеником и совместно сформулировать требования к качеству проектируемого изделия и проектной документации;
– оказать педагогическую поддержку в форме консультативной и
методической помощи по всем возникающим у учащегося вопросам, на всех этапах выполнения проекта;
– обучать учеников творческому подходу к решению поставленной
технологической задачи на основе сотрудничества, стимулирования интереса к теме проекта и дальнейшему углублённому исследованию через обсуждение промежуточных результатов;
– контролировать выполнение проекта поэтапно и в целом, не критикуя
работу на стадии выдвижения идей и предложений,
–- отмечать и поощрять каждый достигнутый учащимся новый результат и только после этого допустимо высказать критические
замечания вместе с предложениями по улучшению достигнутого результата;
– помогать обучающемуся в подготовке к защите проекта: отборе
материала для и презентации; выделении самых интересных, оригинальных эскизов и моделей, новых техник, технологий; продумать вместе с учащимся логику и способы подачи материала; приемы акцентирования внимания на качестве нового продукта (изделия);
– привлечь коллег из других общеобразовательных организаций в качестве экспертов для оценивания уровня проекта и написания отзыва, в
котором следует отразить: качество исследования, оригинальность дизайнерского решения (сочетание конструкции, цвета, композиции, формы), соответствие содержания и выводов целям и задачам работы, доказательность выводов, способность учащегося анализировать
результаты, практическую значимость и другие обязательные пункты выполнения работы (см. критерии оценивания проекта).
– обсудить на заседании предметно-методической комиссии или на
методическом объединении отзыв о выполненном проекте.
Трёхчастную структуру творческого проекта по технологии можно представить схематически (схема на рис.1). Творческий проект состоит из:
– теоретической части;
– презентационно-графической части, включающей:
планшетный ряд –5-7 художественно оформленных эскизов формата
А4 (по согласованию с руководителем возможен авторский формат) или баннерной рекламной разработки авторского формата и презентации,
выполненной в программе PowerPoint;
– практической части- выполненных в материале арт-объектов, модели/
коллекции, выражающих концепцию Проекта (объекты изготавливаются и демонстрируется во время защиты).
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
• пояснительная записка
• процесс изготовления арт-объекта,
коллекции, модели в материале
• процедура защиты проекта
Рис. 1. Структура творческого проекта по технологии
«Арт-объект – это один из креативных способов художественного оформления пространства; к арт-объектам можно отнести достаточно большое количество предметов интерьера, вносящих во внутреннее убранство помещений необычное, экстраординарное. Это может быть все что угодно - от маленького сувенира, куклы или авторского текстиля до фонтана или целого архитектурного шедевра» [5 с. 219].