Программа для общеобразовательных учреждений. М.-Просвещение

1994) предлагается такое определение: «Проект - творческая завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка. Важно чтобы при  выполнении  проектов,  начиная  с  младших  классов,  школьники

участвовали в выявлении потребности семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке

конструкции и технологии изготовление продукции (изделия), их осуществлении и оценки, в том числе возможности реализации» [19, с 21].

В Примерной программе «Технология. 5-9 кл.» 2015 г. под ред.

Е.Я. Когана дано такое определение: «Проектная деятельность - способ преобразования реальности в соответствии с выявленной целью. В основе проектной деятельности учащегося лежит деятельность по изменению реальности, включающая этапы разработки проекта, реализации проекта и оценки результатов его реализации, и деятельность педагога по его сопровождению. Учебный проект предполагает выполнение технического задания, выданного педагогом в форме описания проблемной ситуации, или описание ситуации и поставленной цели деятельности, или характеристики  заданного  продукта,  таким  образом,  учебный  проект может включать лишь часть этапов проектной деятельности».

На  наш  взгляд,  наиболее  адекватное  определение  предложено Е.Ю. Рогачевой:  «Метод  проектов   -  совокупность  педагогических приемов и действий, осуществляемых преподавателем и учащимися в процессе личностно значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся, направленных на получение и закрепление новых знаний, умений, навыков, развитие творческих способностей и приобретение опыта практического решения самостоятельно поставленных задач» .


Следует  подчеркнуть, что  важнейшим  условием  организации проектной деятельности является не только самостоятельная постановка учеником целей и задач, но и самостоятельно выявление им потребностей, а в идеале - проблем, проблемных ситуаций, для разрешения которых и осуществляется проектная деятельность. Поэтому основные этапы выполнения проекта включают следующие виды деятельности обучающихся:

1. Выявление проблемы или потребности и формулирование темы проекта.

2. Проведение исследования. Формулировка задач, решение которых

обеспечит решение проблемы.

3. Выполнение проекта.

4. Рефлексивная деятельность.

5. Презентация и защита проекта.

Отметим, что полностью самостоятельное выявление проблемы и перевод ее в конкретные задачи достаточно сложно для школьников и этот

этап проектной деятельности требует активной педагогической поддержки со стороны руководителя проекта. Однако этот этап является важнейшим с точки зрения педагогической эффективности проекта и поэтому должен

выполняться с особой тщательностью. Методика выполнения данного этапа, разработанная на основе специального исследования, предложена А.А. Карачевым и Р.А. Каплиным [4, с 6].

Проектная работа обучающегося является самостоятельной практико-

ориентированной работой, содержащей элементы исследований по определённой теме и характеризующей уровень теоретической и технологической подготовки обучающегося общеобразовательной организации.

Любая проектная работа является продуктом творчества. Учебный проект – такая форма работы учителя с учащимся, которая предполагает

более глубокое изучение темы или раздела программы на основе практически ориентированного исследования учащегося, в котором он находит  информацию,  выходящую  за  рамки  программы  и  имеющую

практическое применение.

Выполнение проектной работы способствует систематизации, расширению и закреплению знаний по технологии как учебному предмету;

применению полученных знаний при решении конкретных технологических задач, развитию умений и навыков индивидуальной практической деятельности.

Проектная  работа  должна  отражать  знакомство  с  соответствующей

практической деятельностью, свидетельствовать об умении разрешения теоретических и практических проблем. Работа должна отразить степень владения               специальной  литературой,  способность  анализировать, синтезировать и  обобщать  материал  используемых  источников,


способность внедрять его в практику на основе задуманной собственной технологической, конструкторской идеи. Значимым является способность представить концепцию  проекта,  всю  необходимую  документацию  в эскизах              и  чертежах  с  грамотно  сформулированными  и аргументированными выводами.

Выполнение проектной работы является заключительным этапом обучения  по  соответствующим  теме  или  разделу  программы  по

технологии. Для достижения поставленной цели обучающемуся необходимо:

–  расширение  и  углубление  теоретических  знаний  и  практических

умений по учебному предмету;

– умение анализировать теоретический материал и использовать его для выбора технологии изготовления;

- выполнить изделие в материале по одному из направлений программы по технологии: проектирование и изготовление швейных изделий, декоративно-прикладное творчество, дизайн интерьера;

– логично, последовательно излагать свои мысли в письменном виде;

– применять знания по всем изученным разделам программы предмета

«технология» и знания по другим предметам (химии, биологии, физике, черчению, экономике) при решении конкретных технологических задач;

– иметь навыки самостоятельной работы с научной, справочной, учебной литературой и ресурсами интернета.

Оформление работы должно соответствовать требованиям,

изложенным в разделе 5 настоящих методических рекомендаций.

Объем работы (пояснительной записки) не должен превышать 40- 45

страниц печатного текста.

Список  использованных  источников  информации  и  Приложения  в объем работы не входят. Слишком большие по объёму пояснительные записки указывают на недостаточно сформированные умения отбора и систематизации материала.

Обоснование практической значимости и новизны работы является обязательным при выполнении работы, повышает ее ценность.

Обучающийся несёт личную ответственность за качество своей проектной работы и обязан:

– иметь руководителя проекта (учителя технологии);

– выполнять задание по утвержденной теме;

– составить план/график работы над Проектом, перечень основных источников информации;

–  проявлять  активность  и  инициативу  в  сборе  всех  необходимых

данных, так и в работе над проектом;

– анализировать и обобщать полученную в ходе исследования и практической работы информацию, делая обоснованные выводы;

– уточнять все неясные вопросы с руководителем;


– представлять проектную работу и защищать её (в случае представления проекта на олимпиаду - на соответствующих этапах олимпиады);

– оформить Пояснительную записку проекта в соответствии с данными методическими рекомендациями;

– представить работу в установленный планом/графиком срок.

Руководитель проектной работы по предмету назначается предметно- методической комиссией или предметным методическим объединением учителей школы и обязан:

– своевременно обсудить тему проекта;

– рекомендовать обучающемуся литературу по истории вопроса, применению новых материалов и технологий и др. в соответствии с утверждённой темой;

– обсудить с учеником и совместно сформулировать требования к качеству проектируемого изделия и проектной документации;

–  оказать  педагогическую  поддержку  в  форме  консультативной  и

методической помощи по всем возникающим у учащегося вопросам, на всех этапах выполнения проекта;

–  обучать  учеников  творческому подходу  к  решению  поставленной

технологической задачи на основе сотрудничества, стимулирования интереса к теме проекта и дальнейшему углублённому исследованию через обсуждение промежуточных результатов;

– контролировать выполнение проекта поэтапно и в целом, не критикуя

работу на стадии выдвижения идей и предложений,

–-  отмечать  и  поощрять  каждый  достигнутый учащимся  новый результат  и  только  после  этого  допустимо  высказать  критические

замечания вместе с предложениями по улучшению достигнутого результата;

–  помогать  обучающемуся  в  подготовке  к  защите  проекта:  отборе

материала  для  и  презентации; выделении  самых  интересных, оригинальных эскизов и моделей, новых техник, технологий; продумать вместе с учащимся логику и способы подачи материала; приемы акцентирования внимания на качестве нового продукта (изделия);

– привлечь коллег из других общеобразовательных организаций в качестве экспертов для оценивания уровня проекта и написания отзыва, в

котором следует  отразить:  качество  исследования,  оригинальность дизайнерского решения  (сочетание  конструкции,  цвета,  композиции, формы), соответствие содержания и выводов целям и задачам работы, доказательность  выводов,  способность  учащегося  анализировать

результаты, практическую значимость и другие обязательные пункты выполнения работы (см. критерии оценивания проекта).

–  обсудить  на  заседании  предметно-методической комиссии  или  на

методическом объединении отзыв о выполненном проекте.


Трёхчастную  структуру  творческого  проекта  по  технологии  можно представить схематически (схема на рис.1). Творческий проект состоит из:

– теоретической части;

– презентационно-графической части, включающей:

планшетный ряд –5-7 художественно оформленных эскизов формата

А4 (по согласованию с руководителем возможен авторский формат) или баннерной  рекламной  разработки  авторского  формата  и  презентации,

выполненной в программе PowerPoint;

– практической части- выполненных в материале арт-объектов, модели/

коллекции, выражающих концепцию Проекта (объекты изготавливаются и демонстрируется во время защиты).

 

 





СТРУКТУРА ПРОЕКТА

 

 

• пояснительная записка

 

 

• процесс изготовления арт-объекта,

коллекции, модели в материале

 

 

• процедура защиты проекта

 

 

Рис. 1. Структура творческого проекта по технологии

 

 

«Арт-объект – это один из креативных способов художественного оформления пространства; к арт-объектам можно отнести достаточно большое количество предметов интерьера, вносящих во внутреннее убранство помещений необычное, экстраординарное. Это может быть все что угодно - от маленького сувенира, куклы или авторского текстиля до фонтана или целого архитектурного шедевра» [5 с. 219].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: