Методические рекомендации
по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине
ОУД. 14 ЭКОНОМИКА
по специальности
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Димитровград
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работ обучающихся составлены на основе рабочей программы по учебной дисциплине Экономика
Организация-разработчик: областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Димитровградский технический колледж
РАССМОТРЕНО |
| РЕКОМЕНДОВАНО | ||||||
Протокол заседания ЦК №_____
от «__»________________20___г | Научно-методическим советом ОГБПОУ «ДТК» Протокол № ___ от «____»________________20___г.
| |||||||
Разработчик:
Пензина Л.Г. - преподаватель общепрофессиональных дисциплин ОГБПОУ «ДТК»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………… | 4 |
Задания для самостоятельной работы студентов………………………………………. | 6 |
Раздел 1 Экономика и экономическая наука ….……………………………………… | 6 |
Раздел 2 Семейный бюджет ………………………………………………………….. | 10 |
Раздел 3 Товар и его стоимость ……………………………………………………… | 15 |
Раздел 4 Рыночная экономика ………………………………..……………………….. | 18 |
Раздел 5. Труд и заработная плата……………………………………………………. | |
Раздел 6. Деньги и банки……………………………………………………………….. | |
Раздел 7. Государство и экономика…………………………………………………… | |
Раздел 8. Международная экономика………………………………………………… | |
Приложения………………………………………………………………………………. | 25 |
Пояснительная записка
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее - СРС) – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью и основными задачами организации и осуществления самостоятельной работы обучающихся является:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
|
|
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, специальную и дополнительную литературу, периодическую печать;
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся;
- формирование самостоятельности мышления;
- развитие исследовательских умений.
Объем СРС определяется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО). СРС является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам Колледжа.
При определении содержания СРС учитывается уровень самостоятельности обучающихся и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения он был достигнут.
Для организации СРС необходимы следующие условия:
- готовность обучающихся к самостоятельному труду;
- мотив к получению знаний;
- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
- консультационная помощь.
Формы СРС определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно- исследовательский характер. Форму СРС определяет преподаватель при разработке рабочих учебных программ изучаемых дисциплин и учебно-методических комплексов.
Самостоятельная работа обучающихся при изучении дисциплины «Экономика» включает следующие виды самостоятельной деятельности:
для освоения умениями и формирования общих компетенций:
- решение задач и упражнений по образцу;
- решение вариативных задач и упражнений;
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
- составление плана текста;
- конспектирование текста;
- выписки из текста;
- работа со словарями и справочниками; для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции;
- работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
- ответы на контрольные вопросы;
- подготовка рефератов;
Форма предоставления отчета о выполнении задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся соответствует виду работы и оговаривается в задании.
Контроль и оценка качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося в рамках текущего контроля успеваемости осуществляется преподавателем дисциплины по пятибалльной шкале. Отметка выставляется в журнал теоретического обучения, при этом дата выставленной отметки соответствует дате проверки выполнения задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся.
Задания для самостоятельной работы студентов
Раздел 1 Экономика и экономическая наука-9ч.
Уметь: работать с учебной литературой, осуществлять поиск необходимой информации и делать краткие записи по данным вопросам.
Знать: Понятие относительной ограниченности доступных ресурсов, возможности рациональных решений в этих условиях. Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Факторы производства, ресурсов, основных экономических показателей: прибыль, рентабельность. Понятие стоимости товара. Потребительная и меновая стоимость. Соотношение полезности и стоимости товаров. Основные характеристик типов экономических систем. Понятие собственности. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.
|
|
Задание:
1. Ответить на вопросы:
- Способно ли производство влиять на человеческие потребности?
- Как влияют на производство экономические потребности?
- Охарактеризуйте пирамиду потребностей человека.
- Почему потребности человека влияют на его психологию?
- Насколько производство, воздействует на и в каких направлениях? 2. Определить: функции и методы экономики.
3. Написание эссе «Эпоха Петра 1 –традиционная или рыночная экономика?»
4. Найдите на рисунке 8 потребностей, которые не могли существовать в то время(обозначьте галочками)
5. Подобрать из СМИ примеры из СМО о мероприятиях нашего правительства в сфере деятельности с ограниченными ресурсами.
6. Сделайте прогноз: какие виды потребностей получат наибольшее развитие у молодежи во время обучения в техникуме и на работе по специальности.
7. Составьте кроссворд с ключевым словом «Конкуренция» (алгоритм составления кроссвордов представлен в методических рекомендациях).
8. Напишите реферат по одной из заданных тем:
А) Доводы «за» монополию и «против» нее.
Б) Совместимы ли монополия и конкуренция.
В) Четыре вида современного рынка.
Рекомендации по выполнению:
приложение 1. (работа с учебной литературой).
Приложение 2,3. (написание реферата)
Приложение 4 (составление кроссворда)
Литература:
Основные источники:
Липсиц И.В. Экономика (базовый уровень): учебник для 10—11 классов. — М., 2014.
Борисов Е.Ф. Основы экономики: учебник и практикум для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дополнительные источники:
Автономов В.С. Экономика. Базовый курс. 10—11 классы. — М., 2010.
Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Караманова О.В. и др. Экономика: учебник для 10—11 классов. — М., 2014.
Раздел 2. Семейный бюджет- 4 ч.
Уметь: работать с учебной литературой, осуществлять поиск необходимой информации и делать краткие записи по данным вопросам, рассчитывать и анализировать семейный бюджет
Знать: источников доходов, основных статей расходов. Личный располагаемый доход. Понятия: реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование..
|
|
Задание:
1. Составьте бюджет семьи за прошлый месяц. Проверьте, является ли составленный бюджет сбалансированным.
2. Решить задачу
На графике дана бюджетная линия потребителя, которому необходимо приобрести два товара. Цена товара А равна 0,8 ден.ед., цена товара В равна 0,4 ден.ед. определить:
А) бюджет потребителя;
Б) точку на графике, в которой потребитель может купить только товар А;
В) точку на графике, в которой не будет использован весь бюджет;
Г) точку С на графике (3 единицы товара А и 7 единиц товара В). Что можно сказать про такой набор товаров?
Рекомендации по выполнению:
приложение 1. (работа с учебной литературой).
Литература:
Основные источники:
Липсиц И.В. Экономика (базовый уровень): учебник для 10—11 классов. — М., 2014.
Борисов Е.Ф. Основы экономики: учебник и практикум для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дополнительные источники:
Автономов В.С. Экономика. Базовый курс. 10—11 классы. — М., 2010.
Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Караманова О.В. и др. Экономика: учебник для 10—11 классов. — М., 2014.