Тема: Многообразие культурной жизни в 1920-х гг

Группа №13. История Отечества.

К началу 1930-х гг. сфера культуры и духовной жизни стала рассматриваться правящей партией как арена классовой борьбы. Принцип партийности.

Единственным верным художественным методом литературы и искусства провозглашался социалистический реализм. Деятелям искусства предлагалось пропагандировать идеалы социализма. Массовым было увлечение радио. Регулярное радиовещание началось в СССР в 1924г. Репродукторы были установлены в многолюдных местах на улицах городов и поселков. Для школьников была организована сеть Домов пионеров. Партия уделяла большое внимание подрастающему поколению, воспитание его в духе верности идеям. В 1922г. было принято решение о повсеместном создании пионерских организаций (первые в 1919г.) в 1924г. им присвоили имя В.И. Ленина. С 1919г. –комсомол. Для летнего отдыха детей создавались пионерские лагеря, самым крупным был «Артек» в Крыму. Люди проводили досуг в парках культуры и отдыха. Парки украшали монументальной скульптурой, воспевавшей человека труда, строителя новой жизни. Парады физкультурников на 1 мая и 7 ноября. Интерьеры общественных зданий расписывали художники: В.А. Фаворский, Н.М. Чернышов, А.А. Дейнека, Б.М. Кустодиев, Альтман Н.И. Картины нового быта писали Ю. Пименов, А. Пластов, А. Самохвалов, Г. Нисский. В Витебске украшением города к празднованию 1-й годовщине советской власти руководил уполномоченный комиссар по делам искусств Витебской губернии М.З. Шагал.

Религиозные праздники власти пытались искоренить. Закрывались храмы, был запрещен колокольный звон. Власть вела активную антирелигиозную пропаганду. В больших городах «квартирный передел». Август 1918г. Совнарком принял декрет, отменявший права частной собственности на недвижимое имущество. Б. Пильняк:

В квартиру нашу были, как в компотник,

Набуханы продукты разных сфер;

Швея, студент, ответственный работник,

Певица и смирившийся эсер.

В годы НЭПа растет уровень жизни, усилилось неравенство и социальная напряженность. Рост пьянства, преступности, азартных игр. Эти антисоциальные явления власть определяла как «пережитки», «язвы капитализма».

Появление новых имен Октябрина, Владлена, Баррикада, Вилор, Рэм. Июль 1917г. –закон о свободе совести. Власть взяла курс на вытеснение веры в бога верой в коммунистические идеалы, на замену христианским ценностям- идея борьбы за социализм. Священники «обновленцы» - опирались на поддержку властей, ратовали за радикальную реформу церковного управления и богослужения. В 1919-1920 гг. по распоряжению Наркомата юстиции произошло вскрытие святых мощей и их освидетельствование и уничтожение. Закрыты духовные образовательные учреждения, не издавалась религиозная литература. Духовенство отправляли в Соловецкий лагерь. Вместо религиозных традиций-альтернативные: «звездины», «комсомольская пасха».

1929г. постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» - массовое закрытие храмов и монастырей. В 1929г. – уничтожение часовни Иверской иконы Божией матери в Москве, 1930г.-взорван Симонов монастырь, 1931г.- храм Христа Спасителя. Закрыты все монастыри. Церковные здания передавались с/х коммунам или трудовым колониям для малолетних. Против ислама, буддизма, иудаизма гонений не было.

1922г. –центальное управление буддистов с резиденцией в доцане рядом с Улан-Удэ.

Борьба за всеобщую грамотность (от 8 до 50 лет). К концу 20-х половина населения СССР старше 9-ти лет умела читать и писать. 1918г.- «Основные принципы Единой трудовой школы» -создание 9-ти летней трудовой школы 2-х ступеней для детей 8-17 лет. Семилетнее образование в городах с 1930г. 1931г. -1-й звуковой фильм «Путевка в жизнь» о трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой, руководил А.С. Макаренко. С 1925г.- рабочие университеты (вечерняя и заочная форма обучения).

Наука решала идеологические задачи. В 1924г. под руководством Е.С. Варги институт мирового хозяйства и мировой политики готовил материалы для руководства страны.

Экономисты А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев – теория длинных волн экономического развития. Вернадский В.И. организовал Радиевый институт. И.П. Павлов-физиология, Н.Д. Зелинский –нефтехимия, А.П. Карпинский и А.Е. Ферсман –геология; С.А. Чаплыгин-аэродинамика. Развитие внутренней духовной оппозиции режиму. В 1922-1923гг. из страны высланы представители гуманитарной интеллигенции(Н. Бердяев, С. Трубецкой, И. Лосский, И. Ильин, П. Сорокин, Л. Карсавин, М. Осоргин) –«философский пароход». В 1922г. беженцам из России выдавали удостоверение личности- «нансеновский паспорт» (полярный исследователь Ф. Нансен возглавлял комитет Лиги Наций по оказанию помощи беженцам). Париж- центр культурной эмиграции. Русский университет в Праге. Бердяев Н. «Новое средневековье. Размышления о России и Европе» издана в Берлине. А.Н. Толстой вернулся в Россию в 1923г., А. Куприн в 1937г. И. С. Шмелев «Лето Господне», «Богоморье».

Культура Серебряного века –Вяч.И. Иванов, К.Д. Бальмонт, И. Северянин, З.Н. Гиппиус. В эмиграции прошла большая часть творческой жизни М.И. Цветаевой, Г.В. Иванова, В.Ф. Ходасевича. В 20-е гг. выехал на гастроли и не вернулся в Советскую Россию Ф.И. Шаляпин. За рубежом: И.Ф. Стравинский-музыкант, артисты А.Н. Вертинский, Н.В. Плевицкая («курский соловей») – исполнительница «галлиполийского гимна» (Галлиполи –порт в Турции)

Занесло тебя снегом, Россия,

Замело сумасшедшей пургой.

И холодные ветры степные

Панихиды поют над тобой.

1929г.- «Русские сезоны» С.П. Дягилева –балет (А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский, М.М. Фокин). Актер И.И. Мозжухин. Художники «Мира искусств» А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, И. Я. Билибин.

Поддержали советскую власть.

Революция рассматривалась ими как творческое преображение мира. Художественный авангард. План монументальной пропаганды. Агитационный фарфор-посуда украшенная революционной символикой и лозунгами- С.В. Чехонин, Г.И. Нарбут, Н.И. Альтман, А.В. Шакатихина-Потоцкая.

Конструктивизм- мировоззренческий подход, конструировать действительность. Своим трудом художник должен был вносить вклад в общее дело строительства социалистического общества. Связь между искусством и жизнью осуществлялось через производство (конструктивизм- «производственное искусство», т.е. искусство, которое производит «новую форму жизни и быта»)

Открыты художественные вузы в которых преподавали К. Малевич, В.В. Кандинский, М.З. Шагал, К.С. Петров-Водкин. Ярким воплощением принципов конструктивизма стали работы архитекторов-новаторов.

Идея обобщенного быта получила развитие в проектах домов-коммун (Дом Наркомфина в Москве-архитектор М. Гинзбург) с общественными помещениями для проведения досуга, занятий спортом. Питания «Дом на набережной», архитектор Б. Иофан. Работы К.С. Мельникова –функциональность конструктивизма и яркая образность (павильон «Махорка» для Всероссийской с\х выставки, клуб фабрики «Свобода» и др.

Живопись: пафос рождения нового мира К.Ф. Юон «Новая планета», Б.М. Кустодиев «Большевик», А.А. Дейнека «На стройке новых цехов».

Литература: Серафимович «Железный поток», И.Э. Бабель «Конармия», Д.А. Фурманов «Чапаев», К.А. Тренев «Любовь Яровая», А. Веселый «Россия, кровью умытая», А.А. Фадеев «Разгром», А.Н. Толстой «Восемнадцатый год», В.С. Иванов «Бронепоезд 14-69». В 1928г.- роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон».

Кино: Д. Ветров, Л.В. Кулешов –документальное кино о событиях на фронтах и в тылу. 1925г. – «Броненосец «Потемкин» С.М. Эйзенштейн. Эксперименты режиссеров В.Э. Мейэрхольда, Е.Б. Вахтангова и А.Я. Таирова перечеркивала привычную форму театрального спектакля. –использовали движущиеся конструкции, нетрадиционные приемы актерской игры. К. С. Станиславский.

Художественные поиски развивались в условиях сохранявшегося в 1-е десятилетия советской власти творческого многоголосия. РАПП- Российская ассоциация пролетарских писателей: А. Фадеев, А.С. Серафимович, В. Маяковский – журнал «На посту». Рапповцы делили людей на «своих» и «чужих» («попутчики советской власти»)

ЛЕФ- Левый фронт искусства – И. Асеев, Б.Пастернак, О. Брик. Футуризм- стирание граней между искусством и действительностью. «искусство-делание вещи».

АХРР- Ассоциация художников революционной России: п.Р. Родимов, Ф.С. Богородский, Е.А. Коцман- «героический реализм». Писали картины на революционные темы. Портреты передовиков и деятелей партии им покровительствовал К. Ворошилов. «Фотографический метод» АХРРа.

Ост-общество станковистов- изображать героическую повседневность художественными средствами, отвечавшими духу революционной эпохи. –А.А. Дейнека «Оборона Петрограда», Ю.И. Пиманов «Даешь тяжелую индустрию!», натюрморты Д.П. Штеренберга. Жесткое противостояние и борьба различных направлений в искусстве – примета времени. «Левое искусство»- «пролетарские художники»-«единственно правильные».

Государство поддерживало идею «классового искусства». Но власть предпочитала ограничиваться политической цензурой и контролем над сферами идейно-политической работы. Правящие круги не готовы были уступить художникам функции организации нового жизнеустройства. Инициативы «левых» с серед. 20-х не получили поддержки, началось их вытеснение из сферы художественной культуры. Предпочтение реалистическим подходам. Авангардистские поиски не вписывались в курс соц. строительства, не отвечало новым задачам сохранение плюрализма и многоголосия в художественном творчестве.

Итоги: Голод, мешочничество, толкучки, беспризорность, продовольственные пайки, трудовые повинности, квартирные уплотнения стали нормой повседневной жизни. Появившееся имущественное неравенство вело к росту социальной напряженности. В духовной сфере власть взяла курс на вытеснение веры в Бога новой верой в коммунистические идеалы, на замену христианских ценностей идеей борьбы за социализм. Революция развела на разные баррикады представителей научной и творческой интеллигенции. Часть избрала удел эмигрантов.

 Политика «коренизации», 1923г.- 12 съезд РКП(б).

В 1921 г. в Донецкой губернии создаются пункты и школы по ликвидации неграмотности. Организации общества «Долой неграмотность».

«Украинизация» в Донецком регионе (1923-1932гг.)

Украинизация пед. персонала и учащихся. Создание сети украинских школ в губернии: в Бахмутском округе-30 школ, Юзовском-21, Мариупольском-11, Таганрогском-13, Старобельском-28, Луганском-16. На 1 апреля 1924г. в губернии украинизирована 181 школа Поход на Донбасс учителей Подольской, Полтавской и Киевской губерний. В 1924г. в Бахмуте созданы 9 курсов украинского языка для работников госучреждений. В Мариуполе работали 25 румейских школы. Особенно усилилась украинизация после избрания в 1925 году на пост первого секретаря ЦК КП(б)У Лазаря Кагановича, при котором пост наркома (министра) просвещения УССР занял Александр Шумский. Вводились платные курсы по украинскому язык у и культуре, на которые загоняли жителей края после работы. В 1932 году в Мариуполе, одном из самых интернациональных городов Донбасса, не осталось ни одного русского класса в школах. На 1 декабря 1932 года из 2239 школ Донбасса 1760 (78,6%) были украинскими, а еще 207 (9,3%) – украинско-русскими. То есть, количество украинских школ увеличилось за 11 лет на 174, а за год план был перевыполнен на 52 школы. К 1933 году в Донбассе были закрыты все русские педагогические техникумы – русскоязычных учителей негде было готовить. Русскоязычное образование было фактически разгромлено и запрещено. В Донбассе также работали кооперативный и музыкальный техникумы, 2 медицинские, 3 музыкальные и 2 художественные школы, в которых обучалось более 1 200 чел. Для получения специального сельскохозяйственного образования к 1922 г. были созданы Луганский сельхозтехникум, Каменская, Власовская и Таганрогская профшколы, четыре переходные школы, две лесных, а также землемерные курсы. В этих заведениях обучалось 620 чел. Уже с 1920 г. по требованию жителей поселков и городов Донбасса открывались рабочие клубы и «красные уголки». Они нередко размещались в старых ветхих помещениях, совершенно не приспособленных для массовой работы. К 1923 г. в Донбассе работали 127 рабочих клубов.

 Задание:

1) Написать конспект по теме.

2) Ответить на вопросы: 1) Как усиливался контроль за духовной жизнью общества в 1920-х гг? 2) Каковы основные черты «нового советского искусства»?

3) Что такое политика «коренизации»?

4)  Какие изменения произошли в системе просвещения Донбасса в начале 20-х гг. ХХ в.?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: