Ограничения прав граждан (Уголовный Кодекс, Закон РФ «О правовом режиме чрезвычайного положения»

Законодательство Российской Федерации дает определение понятий только двух видов особых правовых режимов: чрезвычайное положение и военное положение.

Анализ действующего законодательства позволяет говорить о существовании наряду с чрезвычайным и военным положением еще одного специального правового режима - режима особого положения.

М. А. Громов выделяет следующие виды особых правовых режимов:

- правовой режим контртеррористической операции;

- особый правовой режим чрезвычайного положения;

- особый правовой режим военного положения;

- военное время как чрезвычайный правовой режим.

Под особым правовым режимом А. В. Мелехин понимает особый правовой режим как вынужденную меру, применяемую государством с целью предотвращения угрозы наступления чрезвычайных ситуаций или ликвидации их последствий [9].

Конституционный статус личности строится на одном из основных принципов - недопустимости ограничения прав и свобод человека. Тем не менее, Конституция РФ допускает возможность ограничения прав человека, закрепляя данное положение в своих статьях. В ч. 3 ст. 55 она устанавливает общие правила ограничения прав и свобод человека и гражданина: права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Части 1 и 2 ст. 56 допускают при наличии обстоятельств в порядке, установленном специальным конституционным законом, введение чрезвычайного положения «...для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя».

Всякое ограничение права может допускаться лишь как временная мера. В противном случае оно являлось бы не чем иным, как отменой права, что недопустимо в силу ч. 2 ст. 55 Конституции РФ.

В ч. 3 ст. 56 содержится правило, согласно которому не подлежат ограничению в любом случае право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на достоинство личности (ч. 1 ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 23), недопущение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24), свобода совести и вероисповедания (ст. 28), право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на жилище (ч. 1 ст. 40), право на защиту прав и свобод человека (ст. ст. 46-54).

Конституционные основы института чрезвычайного правового режима закреплены в федеральных конституционных законах [Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 12.03.2014 г.) «О чрезвычайном положении», Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014 г.) «О военном положе-

нии», Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014 г.) «О Правительстве Российской Федерации» и др.] и федеральных законах [Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 04.06.2014 г.) «Об обороне», Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №

390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 28.06.2014 г.) «О противодействии терроризму» и др.]

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» установил, что в указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должен содержаться исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. В указанном Законе содержится конкретный перечень такого рода ограничений. Они касаются свобод передвижения, въезда и выезда, проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и иных массовых мероприятий, забастовок и иных прав и свобод, названных в Законе [5].

В ст. 7 ФКЗ «О военном положении» указаны меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение. К таким мерам относятся: ограничение свободы передвижения; изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества; запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий и другие ограничения.

Всеобщая декларация прав человека в качестве целей ограничения прав человека указывает интересы государственной (национальной) безопасности, общественного благосостояния, общественной безопасности и общественного порядка (или предотвращение беспорядков и преступлений), морали (или нравственности), здоровья, соблюдение прав и свобод других лиц.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает дополнительные цели: интересы экономического благосостояния страны (в части ограничения прав на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции); охрана территориальной целостности; защита репутации других лиц; предотвращение разглашения конфиденциальной информации; общественное спокойствие.

К. Экштайн в качестве основных принципов ограничения прав и свобод граждан выделяет соразмерность, необходимость и пригодность, говорит о недопустимости злоупотребления ограничением конституционных прав и свобод граждан со стороны государства.

Обращает на себя внимание то, что в ч. 1 ст. 55 Конституции РФ формулировка о возможности ограничения прав человека «в той мере, в какой это необходимо», тем не менее, порождает волнения в связи с возможностью широкого толкования данного условия.

В качестве принципов ограничения прав граждан в условиях чрезвычайного положения В. В. Алешин выделяет следующие: принцип законодательного

санкционирования введения режима чрезвычайного положения, принцип соблюдения законности, принцип строгого ограничения времени действия чрезвычайных режимных мер, принцип обнародования указа, принцип адекватности режимных мер степени опасности [6].

Установленный законом порядок ограничения прав и свобод в условиях особых правовых режимов является гарантией защищенности от неправомерных действий со стороны органов власти и должностных лиц. Ни в коем образе этот порядок не должен считать целью ограничения само ограничение, а только лишь как введение временных мер для более успешного урегулирования конфликта без наличия людских жертв.

Основанием ограничения прав и свобод граждан в период действия особых правовых режимов является возникновение угроз национальным интересам России. В качестве оснований для введения военного положения может также рассматриваться непосредственная угроза агрессии.

В этой связи пределы ограничений конституционных прав граждан можно определить как основную гарантию обоснованного и соразмерного ограничения указанных прав, а также как эффективное средство от злоупотребления государственными органами и должностными лицами своими правами в случае введения особых правовых режимов. Особая роль в упорядочении ограничений принадлежит конституционным гарантиям. Особый вид конституционных гарантий заключается в том, что отдельные права личности могут быть ограничены на основе закона только специальным государственным органом -судом.

Эффективная защита прав человека в условиях особого правового режима может осуществляться лишь при наличии правовой базы применения чрезвычайных мер с закреплением гарантий важнейших прав и свобод. Гарантии должны быть реализованы в рамках деятельности органов власти.

Одной из основных гарантий от неправомерного ограничения прав и свобод в условиях особых правовых режимов является защита своего права в суде. Тем не менее, проблемой практики правосудия является исполнение решения судов. Причем решение суда, вынесенное в пользу заявителя, не всегда может привести к должному восстановлению нарушенных прав человека.

Весьма существенная гарантия, предусмотренная Конституцией РФ, - деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (п. 9 ст. 103), юридическое положение которого определяется Федеральным конституционным законом.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ФКЗ «О чрезвычайном положении» не дает перечня прав и свобод граждан и других лиц, от которых власти не вправе отступать в условиях введения чрезвычайного положения. Тем не менее, в данном законе важное место отводится гарантиям прав граждан и ответственности граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения.


 


Практическое задание

 

Задание 1.

Нарушение права на жилище (ст. 40) – социальное право граждан. Ярким примером нарушения прав человека стала ситуация с многодетной семьей Н. в Тульской области. Местное самоуправление пожелало получить приобретенную семьей квартиру в собственность муниципалитета потому, что по данному объекту в прошлом были зафиксированы мошеннические сделки. Судебные органы поддержали позицию муниципальных властей и вынесли решение о выселении семьи из честно приобретенной квартиры. Решением верховного суда данное постановление было отменено и права семьи на жилплощадь были восстановлены.

Право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31) – политические права и свободы граждан. Траурный митинг в Нижнем Новгороде в память Бориса Немцова. Бывшие коллеги и родственники Бориса Немцова сегодня провели памятное мероприятие около дома на улице Агрономической, в котором жил первый губернатор Нижегородской области, и где установлена мемориальная доска в его честь. На траурный митинг пришла мать Бориса Немцова Дина Яковлевна.

 

Задание 2.

Конституция РФ

 

 


ФЗ «Об образовании в РФ»

 

 


Постановление Правительства РФ

 

 


Приказ министерства просвещения

 

 


Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области»

 

 


Устав школы

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: