01.04.2020
Урок биологии № 56
Тема: " Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма "
Цели по содержанию:
Образовательная: Рассмотреть вопрос о времени и месте возникновения рас современного человечества. Доказать, что в настоящее время на Земле существует один вид человека
(человек разумный), представленный расами. Дать понятие о расоведении, расизме, социал – дарвинизме, метисации.
Развивающая: Продолжить работу над развитием умения анализировать, сравнивать и делать выводы. Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке. Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная: Воспитание культуры речи биологического языка, умения слушать. Воспитание коммуникативных качеств, умение работать в группе и нести ответственность за конечный результат коллективной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности: дистанционная
Средства обучения:
- учебная программа по биологии
|
|
- Сивоглазов В.И., Агафонов И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:
Дрофа, 2007;
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М.Общая биология учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2007;
План урока.
Организационный момент.
2. Актуализация знаний
В тетради записываем число и тему урока
Изучение нового материала.
Негроидная раса
Большая негроидная раса имеет следующие характерные признаки: черные, спиральнозавитые или волнистые волосы, шоколадно- коричневая или даже почти черная кожа, карие глаза, довольно плоский, мало выступающий нос с низким переносьем и широкими крыльями. Негроидная раса формировалась в условиях тропического пояса с его палящими солнечными лучами; черный цвет кожи и курчавые волосы на голове явились полезными и важными приспособлениями для задержания опасных ультрафиолетовых лучей и предотвращения перегревания головы, а широкий нос и толстые и вздутые губы с большой поверхностью слизистых оболочек помогают регулировать температуру тела в жаркие летние дни путем испарения и связанной с ним большой теплоотдачи.
Европеоидная раса
Для большой европеоидной расы (иначе белой расы) характерны признаки: розоватость кожи, обусловленная просвечиванием кровеносных сосудов, более или менее светлая окраска кожи, волнистые или прямые волосы. Среднее или сильное развитие волос на теле и на лице, губы средней толщины, нос довольно узкий и сильно выступающий из плоскости лица, высокое переносье, слабо развитая складка верхнего века, мало выступающие вперед челюсти и верхний отдел лица, средне или сильно выступающий подбородок, как правило, небольшая ширина лица. Большая европеоидная раса формировалась в северном регионе с низкими температурами и коротким световым днем зимой. В связи с этим такие особенности белой расы, как среднее или сильное развитие волос на теле и лице, губы средней толщины и довольно высокий и длинный нос, являются прямым приспособлением к максимальному сохранению внутреннего тепла во время длинной холодной зимы, в то время как светлая окраски кожи является важным приспособлением для захвата ультрафиолетовых лучей солнечного света, необходимых для превращения каротина в витамин Д во время коротких и холодных зимних дней, когда большую часть тела приходится закрывать одеждой.
|
|
Монголоидная раса
Монголоидная (или желтая) большая раса характеризуется такими признаками: кожа смуглая, желтоватых оттенков, глаза темно- карие, волосы черные, прямые, тугие, на лице борода и усы, как правило, отсутствуют, на теле волосяной покров слабо развит, косой разрез глаз, лицо плоское, прямой, но переносье низкое, губы развиты средне, рост у большинства средний и ниже среднего.
Формирование монголоидной расы происходило на просторах степей(точнее, полупустынь) Азии. Люди вынуждены были напряженно всматриваться в даль, следя за стадами животных. Сильные ветры, непременно дующие в этих степях, поднимали и несли с собой массу мелкого песка, и только косой разрез глаз и сильно развитая и своеобразно расположенная складка верхнего века, прикрывающая внутренний угол глаза, появившаяся как приспособление к этим очень своеобразным и крайне трудным условиям среды, спасали людей от засорения глаз или даже полной потери зрения.
Учитель. Вопросы классу:
Что лежит в основе деления человечества на расы?
А что такое раса?
Ответы:
1. В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки.
2. Расы – группа людей с общими биологическими особенностями, но с разными морфологическими признаками.
3. Как внутри вида Человек разумный возникли разные человеческие расы?
4. В каких условиях формировались эти расы?
Учитель. Основные факторы расогенеза - это наследственная изменчивость, естественный отбор, и изоляция.
Доказательства принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду.
Учитель.
Какие можно привести доказательства принадлежности всех человеческих рас к одному виду?
Ответ: «Все расы одинаковы по генетическим, биохимическим, физиологическим признаками, имеют неограниченные возможности скрещивания, рождают плодовитое потомство от смешанных браков. Это указывает на принадлежность всех рас к единому виду – Homo sapiens».
Метисация - смешение рас.
Схема метисации
Расоведение - наука, изучающая расовые особенности, их происхождение, формирование и историю.
Расизм - реакционная теория о разделении человечества на «высшие» и «низшие» расы.
Разный культурный уровень у разных народов, представителей различных рас, не обусловлен их биологическими особенностями. Умственные способности, сообразительность, одаренность присущи людям разных рас.
Вопрос классу:
1) Почему расисты отстаивают это учение?
Ответ:
Можно оправдать господство одной нации над другой, национальные и колониальные войны.
Несостоятельность расизма доказана расоведением.
Социальный дарвинизм - антинаучная реакционная теория о действии законов борьбы за существование и естественного отбора в человеческом обществе, подобно тому, как они действуют во всей живой природе.
Вывод.
а) В основе деления человечества на расы лежат ______________.
б) Все расы ______________ равноценны и относятся к одному виду – __________.
|
|
в) Основные факторы расогенеза это _______________.
Все современные люди принадлежат к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства от браков между представителями разных рас. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех
людей, но различия в морфологических признаках позволяют внутри вида Человек разумный выделять большие расы.
Вывод: Все расы биологически равноценны и относятся к одному виду- Человек разумный.