Назначение и описание коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тес­ноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя призна­ками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут быть:

1) Два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых.

Здесь ранжируются ин­дивидуальные значения по первому признаку, полученные разными ис­пытуемыми, а затем индивидуальные значения по второму признаку.

В случае отрицательной корреляции низким рангам испытуемых по одному признаку будут соответствовать высокие ранги по другому признаку, и наоборот.

2) Две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испы­туемых по одному и тому же набору признаков (например, личност­ные профили по 16-факторному опроснику Р. Б. Кеттелла, иерархии ценностей по методике Р. Рокича, последовательности предпочтений в выборе из нескольких альтернатив и др.).

Здесь ранжируются индивидуальные значения, полученные каждым из 2-х испытуемых по определенному (одинаковому для них обоих) набору признаков. Первый ранг получит признак с самым низким значением; второй ранг – признак с более высоким значением и т.д. Очевидно, что все признаки должны быть измерены в одних и тех же единицах, иначе ранжирование невозможно.

3) Две групповые иерархии признаков.

Здесь ранжи­руются среднегрупповые значения, полученные в 2-х группах испытуе­мых по определенному, одинаковому для двух групп, набору признаков. В дальнейшем линия рассуждений такая же, как и в предыдущих двух случаях.

4) Индивидуальная и групповая иерархии признаков.

Здесь ранжируются отдельно индивидуальные значения испытуемого и среднегрупповые значения по тому же набору признаков, которые полу­чены, как правило, при исключении этого отдельного испытуемого, – он не участвует в среднегрупповом профиле, с которым будет сопоставляться его индивидуальный профиль. Ранговая корреляция позволит проверить, насколько согласованы индивидуальный и групповой профили.

Во всех четырех случаях значимость полученного коэффициента корреляции определяется по количеству ранжированных значений N.                

Возможны два варианта гипотез. Первый относится к первому случаю, второй – к трем остальным случаям.

Первый вариант гипотез

Н0: Корреляция между переменными А и B не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между переменными А и B достоверно отличается от нуля.

Второй вариант гипотез

Н0: Корреляция между иерархиями А и B не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между иерархиями А и B достоверно отличается от нуля.

(Курсивом в гипотезах выделены и подчеркнуты слова, которые меняются при формулировке гипотез к конкретной задаче.)

 

Ограничения коэффициента ранговой корреляции Спирмена

1) Сравниваемые переменные должны быть получены в порядковой, интервальной шкалах или в шкале отношений.

2) Характер распределения коррелируемых величин не имеет значения.

3) Число варьирующих признаков должно быть одинаковым и находиться в пределах от 5 до 40, т.к. верхняя граница выборки определяется имеющимися таб­лицами критических значений (Табл.ХVI Приложения 1), а именно N < 40.

4) Коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs при большом коли­честве одинаковых рангов по одной или обеим сопоставляемым пе­ременным дает огрубленные значения. В случае если есть много повторяющихся рангов, то необ­ходимо вносить поправку на одинаковые ранги.

Сформулируем общий алгоритм подсчета rs.

АЛГОРИТМ

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена rs.

1. Определить, какие два признака или две иерархии признаков будут участвовать в сопоставлении как переменные А и В.

2. Проранжировать значения переменной А, начисляя ранг 1 наимень­шему значению, в соответствии с правилами ранжирования. Занести ранги в первый столбец таблицы по порядку номе­ров испытуемых или признаков.

3. Проранжировать значения переменной В, в соответствии с теми же правилами. Занести ранги во второй столбец таблицы по порядку номеров испытуемых или признаков.

4. Подсчитать разности d между рангами А и В по каждой строке таблицы и занести в третий столбец таблицы.

5. Возвести каждую разность в квадрат: d2 . Эти значения занести в четвертый столбец таблицы.

6. Подсчитать сумму квадратов ∑d2,

7. При наличии одинаковых рангов рассчитать поправки:

Та =∑(а3 – а)/12

Тb =∑(b3 – b)/12

где а - объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду А;

     b - объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду В.

8. Рассчитать коэффициент ранговой корреляции rs по формуле:

а) при отсутствии одинаковых рангов

   (Ф1)

б) при наличии одинаковых рангов

  (Ф2)

где ∑d2  - сумма квадратов разностей между рангами;

Та и Тb - поправки на одинаковые ранги;

N - количество испытуемых или признаков, участвовавших в ранжировании,

9. Определить по Табл. XVI Приложения 1 критические значения rs для данного N. Если rs  превышает критическое значение или по крайней мере равен ему, корреляция достоверно отличается от 0.

 

Пример 1.1:

Психолог выясняет, как связаны между собой индивидуальные показатели готовности к школе, полученные до начала обучения в школе, у 11 первоклассников по 100-бальной шкале и их средняя успеваемость в конце учебного года по 5-бальной шкале.

Решение

Для решения задачи были проранжированы показатели готовности к школе и средняя успеваемость первоклассников. Данные и результаты решения занесены в таблицу 3.1.

Гипотезы к задаче

Н0: Корреляция между показателем готовности к школе и средней успеваемостью в конце учебного года не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между показателем готовности к школе и средней успеваемостью в конце учебного года статистически значимо отличается от нуля.

Таблица 3.1.

Испытуемый

Показатели готовности к школе

Средняя успеваемость в конце учебного года

d

d2

Значения Ранг Значения Ранг
1 65 3 4,3 2 1 1
2 70 5 4,7 7 -2 4
3 71 6 4,75 8 -2 4
4 50 1 4,35 3 -2 4
5 68 4 4,5 4 0 0
6 83 11 4,68 6 5 25
7 78 9 5 11 -2 4
8 62 2 3,5 1 1 1
9 75 8 4,9 10 -2 4
10 72 7 4,6 5 2 4
11 80 10 4,8 9 1 1
Суммы 774 66 50,08 66 0 52

Значение эмпирического критерия находим по формуле (Ф1):

 

r s эмп  = 1 - 6 * 52 / 11 * (112 - 1) = 312/1320=0,76

Определим критические значения rs при n = 11 по Табл. XVI Приложения 1:

Подчеркнем, что в таблице критических значений все величины коэффициентов корреляции даны по абсолютной величине. Знак коэффициента учитывается только при его интерпретации.

«Ось значимости»

Ответ:

  rs эмп =0,76, Н0 - нулевая гипотеза отклоняется и принимается альтернативная гипотеза (a =0,01). Корреляция между показателем готовности к школе и средней успеваемостью в конце учебного года отличается от нуля. Можно утверждать, что показатели школьной готовности и итоговые оценки первоклассников связаны положительной корреляционной зависимостью – чем выше показатель школьной готовности, тем лучше учится первоклассник.

 

 

Пример 1.2:

Выборке петербуржцев (31 мужчина, 46 женщин, всего n=77), предлагалось ответить на вопрос: "Какой уровень развития каждого из перечисленных ниже качеств необходим для депутата Городского собрания Санкт-Петербурга?" Оценка производилась по 10-балльной шкале. Параллельно с этим обследовалась выборка из Городского собрания Санкт-Петербурга (n=14). Индивидуальная диагностика политических деятелей производилась по тому же набору личностных качеств, который предъявлялся выборке избирателей.

В Табл. 3.2. представлены средние значения, полученные для ка­ждого из качеств в выборке избирателей ("эталонный ряд") и индиви­дуальные значения одного из депутатов Городского собрания.

Попытаемся определить, насколько индивидуальный профиль де­путата К-ва коррелирует с эталонным профилем.

Таблица 3.2.

Усредненные эталонные оценки избирателей (n=77) и индивидуальные показатели депутата К-ва по 18 личностным качествам

Наименование качества Усредненные эталонные оценки избирателей Индивидуальные показатели депутата К-ва
1. Общий уровень культуры 8,64 15
2. Обучаемость 7,89 7
3. Логика 8.38 12
4. Способность к творчеству нового 6,97 5
5. Самокритичность 8,28 14
6. Ответственность 9,56 18
7. Самостоятельность 8,12 13
8. Энергия, активность 8,41 17
9. Целеустремленность 8,00 19
10. Выдержка, самообладание 8,71 9
11. Стойкость 7,74 16
12. Личностная зрелость 8,10 11
13. Порядочность 9,02 12
14.Гуманизм 7.89 10
15.Умение общаться с людьми 8.74 8
16. Терпимость к чужому мнению 7,84 6
17. Гибкость поведение 7,67 4
18.Способность производить благоприятное впечатление 7,23 8

Таблица 3.3.

Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена между эталонным и индивидуальным профилями личностных качеств депутата

Наименование качества Ряд А: ранг качества в эталонном профиле Ряд В: ранг качества в индивидуальном профиле d d2
1 Ответственность 1 2 -1 1
2 Порядочность 2 8,5 -6.5 42.25
3 Умение общаться с людьми 3 13,5 -10.5 110,25
4 Выдержка, самообладание 4 12 -8 64
5 Общий уровень культуры 5 5 0 0
6 Энергия, активность 6 3 3 9
7 Логика 7 8,5 -1.5 2.25
8 Самокритичность 8 6 2 4
9 Самостоятельность 9 7 2 4
10 Личностная зрелость 10 10 0 0
11 Целеустремленность 11 1 10 100
12 Обучаемость 12,5 15 -2,5 6,25
13 Гуманизм 12,5 11 1,5 2,25
14 Терпимость к чужому мнению 14 16 -2 4
15 Стойкость 15 4 11 121
16 Гибкость поведения 16 18 -2 4
17 Способность производить благоприятное впечатление 17 13,5 3.5 12,25
13 Способность к творчеству нового 18 17 1 1
Суммы 171 171 0 487,5

 

Как видно из Табл. 3.2, оценки избирателей и индивидуальные показатели депутата варьируют в разных диапазонах. Отметим, что оценки избирателей были получены по 10-балльной шкале, а индивиду­альные показатели депутата по 20-балльной шкале. Ранжирование позволит нам перевести обе шкалы измерения в единую шкалу, где единицей измерения будет 1 ранг, а максимальное значение составит 18 рангов.

Ранжирование проводим отдельно по каждому ряду значений. В данном случае начисляем большему значению меньший ранг, чтобы сразу можно было увидеть, на каком месте по значимости (для избирателей и для депутата) находится то или иное качество.

Результаты ранжирования представлены в Табл. 3.3. Качества перечислены в последовательности, отражающей эталонный профиль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: