Ограничения и условия применения коэффициента

Корреляции j Пирсона.

1. Сравниваемые признаки должны быть измерены в дихотоми­ческой шкале.

2. Число варьирующих признаков в сравниваемых переменных X и Y должно быть одинаковым.

3. Для оценки уровня достоверности коэффициента j следует пользоваться формулами

(Ф7)

где a, b, c, d  - значение признаков четырёхпольной таблицы сопряжённости.

  (Ф8)

где rэмпэмп  – коэффициент корреляции, рассчитанный по какому- либо методу;

п – число коррелируемых признаков.

 и таблицей XIX, Приложения 1 для   t -критерия Стьюдента при v = n - 2.

 

 

Пример 7:

Влияет ли семейное положение на успешность учебы студентов-мужчин?

Решение 

Для решения этой задачи психолог выясняет у каждого из 12 студентов-мужчин, во-первых, женат он или хо­лост, соответственно проставляя каждому 1 – женат или 0 – холост, и, во-вторых, насколько успешно тот учится: успешной учебе проставля­ется код 0, при наличии академической задол­женности проставляется код 1. Для решения данные лучше сводим в таблицу 7.1.

Таблица 7.1.

№ п/п   X – семейное положение 0 – холост, 1 – женат Y – успешность обучения 1 – неуспешно, 0 – успешно
1 0 0
2 1 1
3 0 1
4 0 0
5 1 1
6 1 0
7 0 0
8 1 1
9 0 0
10 0 1
11 0 0
12 1 1

 

Гипотезы:

Н0: Нет никакой значимой связи между успеш­ностью обучения и семейным положением студентов, т.е. коэффициент корреляции j сходен с нулём.

Н1: Есть значимая связь между успеш­ностью обучения и семейным положением студентов, т.е. коэффициент корреляции j значимо отличается от нуля.

 

Построим так называемую четырехпольную таблицу, или таблицу сопряженности (таблица 7.2).

Таблица 7.2.

Значение

признаков

Семейное положение

Сумма

Холостые Женатые
Плохо учится a = 2 b = 4 6
Учится хорошо c = 5 d = 1 6
Сумма 7 5 12

 

В общем виде формула вычисления коэффициента jэмп выглядит так:

.         (Ф7)

Подставляем данные таблицы 7.2. в формулу (Ф7), полу­чаем:

.

Поскольку для этого коэффи­циента корреляции нет таблиц значимости, рассчитываем его значимость по формуле (Ф8):

.

Число степеней свободы в нашем случае будет равно v= п -2 = 12 -2 = 10. По таблицей XIX, Приложения 1 для v = 10 находим критические значения критерия Стьюдента, они равны:

.

Строим «ось значимости»:

Ответ: Значение величины Тф попало в «зону незначимости». При­нимается гипотеза Н0 осходстве коэффициента корреляции j с нулем. Гипотеза H1 отклоняется, т.е. психолог не обнаружил никакой связи между успеш­ностью обучения и семейным положением студентов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: