Сказки традиционно считаются очень эффективным способом мотивировать детей. В случае с формированием культурно-гигиенических навыков короткие истории помогают приобщить малышей к их выполнению.
Так, например, в работе с воспитанниками средней группы при освоении навыка аккуратно принимать пищу, я предлагаю малышам прослушать и ответить на вопросы по сказке «Грязнуха и Аккуратинка». «Жили-были в стране Мойдодырии Грязнуха и Аккуратинка. Грязнуха кушала руками, рот не вытирала, зубы никогда не чистила, а Аккуратинка, наоборот, очень следила за чистотой: пользовалась салфеткой, ложкой, вилкой и зубки чистила дважды, а после каждого приёма пищи рот полоскала. И вот однажды приехали в Мойдодырию снимать кино. Надо сказать, Грязнуха и Аккуратинка очень хотели сниматься в кино. И как же расстроилась Грязнуха, когда ей отказали. А всё потому, что хоть девочкой она была симпатичной, этого никто не заметил: настолько она была неряшлива. Тогда Аккуратинка решила помочь девочке: научила её мыть руки, пользоваться салфеткой, столовыми приборами, показала, как правильно чистить зубы. Буквально через пару дней Грязнуху было не узнать: красивая, опрятная девочка. И когда в следующий раз приехали подбирать артистов для фильма, её пригласили сниматься. Только имя пришлось поменять, теперь она Опрятинка».
Для проверки понимания сюжета я предлагаю малышам ответить на такие вопросы:
«Почему никто не замечал, что Грязнуха симпатичная?»;
«Каким образом Аккуратинка помогла Грязнухе?»;
«Как сейчас зовут Грязнуху?».
Такие сюжеты можно составлять «на ходу», учитывая, что:
- истории не должны быть слишком длинными;
- в сказку не стоит включать больше 2–3 персонажей, иначе детям будет сложно запомнить все повороты сюжета с ними связанные;
- рассказ уместно сопровождать наглядностью или вести повествование от лица игрушки.
Наглядные приёмы
Ведущим каналом восприятия окружающего мира у дошкольников является зрительный. Поэтому средства наглядности должны сопровождать любой вид деятельности малышей. Для формирования КГН средствами воздействия на зрительный канал могут быть:
- картинки, иллюстрирующие порядок выполнения того или иного действия;
- презентации (например, когда малыши отрабатывают навык застёгивания, расстегивания одежды им можно предложить набор из 3–4 слайдов с изображением разных видов застёжек);
- личный пример (странно требовать от ребят мыть руки перед едой, если воспитатель, прежде чем пригласить малышей за столы и пожелать приятного аппетита, не сделал это сам);
- видеоролики, мультфильмы (этот приём очень эффективен в отношении объяснения «что такое хорошо, а что такое плохо», то есть наглядной демонстрации последствий неверных действий).
Практические приёмы
Эта группа приёмов, как правило, используется для закрепления знаний, умений и навыков. Таким образом ребята обобщают свой опыт, материализуя его в том или ином творческом процессе. При формировании КГН можно создавать:
- рисунки (например, необходимых атрибутов для приёма пищи — ложки, вилки, тарелки, салфетки и пр.);
- аппликации (это задание можно интегрировать, например, с формированием элементарных математических представлений, когда ребята из заготовок-геометрических фигур создают предметы, относящиеся к вопросам культуры здоровья — овал для мыла, прямоугольник для полотенца и т.д.);
Игровые приёмы
Как уже отмечалось, для облегчения усвоения того или иного навыка его отработку следует облечь в игровую форму.
Таблица: игровые приёмы для воспитания КГН
Группа игровых приёмов | Вид игрового приёма | Название игры | Цель | Содержание | ||
Дидактичес кие | Словесная | «Чистоплотные дети» | Проверить знания детей относительно назначения предметов гигиены (мыла, расчёски и пр.). | Сначала дети рассказывают, что нужно делать, чтобы руки, лицо были чистыми, а затем педагог называет часть тела, например, «лицо», а дети перечисляют те предметы гигиены, которые нужны для ухода за ней (мыло, полотенце). | ||
Игра с предметами | «Угостим кукол чаем» | познакомить детей с назначением посуды для чаепития; учить выполнять предметно-игровые действия с предметами (расставлять чашки на блюдца, раскладывать салфетки, ложки и т.д.). | Педагог говорит, что сегодня в группу придут куклы, которых, как гостеприимные хозяева, дети будут угощать чаем. После чего малыши сначала за воспитателем, а затем самостоятельно показывают весь алгоритм сервировки стола для чаепития. | |||
Сенсорная | «Что ты можешь о них сказать» | Познакомиться и рассказать о предметах гигиены. | На столе разложены предметы гигиены, педагог просит ребят выбрать любой, описать и рассказать о его назначении. | |||
Интерактивная | Дети тренируются выполнять те или иные действия по самообслуживанию на тренажёрах для интерактивной доски | |||||
Театрализо ванные | Инсценировка | «Мойдодыр» | проверить знание сюжета сказки; развивать навыки перевоплощения в образ персонажа; учиться анализировать действия и поступки. | Малыши разыгрывают по ролям отдельные сценки из произведения К. Чуковского. | ||
Сюжетно-ролевая | «Дочки-матери» | Универсальная игра для закрепления любого навыка. Ребёнок в данном случае выступает режиссёром действий кукол, или актёром, исполняющим роль малыша, осваивающего навык. | ||||
Имитация | «Вымой руки» | Закрепить порядок действий при мытье рук | Педагог показывает ребятам резинового зайчика, объясняет, что тот только пришёл с прогулки и просит помочь вымыть ему руки. Дети по очереди моют лапки игрушке. | |||
Кукольный театр, театр на фланелеграфе | Дети показывают то, как они усвоили навыки, действуя от лица кукол (перчаточных, бибабо) или фигурок для фланелеграфа. Например, выбирают подходящую по погоде одежду на прогулку. | |||||
Игры по образцу | «Почистим зубки» | Взрослый и малыши стоят перед зеркалом, дети смотрят за порядком выполнения действий и повторяют их. | ||||
«Фонтанчики» | ||||||