Проверка усвоения описания (действующих лиц, предметов или явлений)

     Проверка проводится в случае, когда в тексте есть описание литературного героя, предмета или явления. Она формирует активное внимание, образное восприятие и воображение.

     Прочитав сказку А. Толстого «Приключения Буратино» детям был предложен такой вид тестирования.

Описание героев Имена героев
1) Умная, строгая, добросовестная, с голубым бантом 1) Карабас - Барабас
2) Хитрая, плутовка, обманщица, рыжая 2) Артемон
3) Злой, жадный, толстый, с длинной бородой 3) Тортила
4) Удалой, хороший друг, беззаботный, деревянный 4) Дуремар
5) Храбрый, верный друг, послушный, окрас черный 5) Мальвина
6) Добрый, бедный, трудолюбивый, мастер золотые руки 6) папа Карло
7) Хитрый, жадный, подлый, одноглазый 7) Алиса
8) Несчастный, влюбленный, робкий 8) Буратино
9) Старая, добрая, справедливая, мудрая 9) Базилио
10) Противный, худой, жадный, неспособный сделать добро 10) Пьеро

     В результате опроса в блокноте учащихся появляется запись:

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5 7 1 8 2 6 9 10 3 4

 

     Учащиеся оценивают характер героя, выбирая его качества в соответствии с содержанием текста. Читая во 2 классе произведение А. Толстого «Приключения Буратино» детям было предложено задание: Выбрать положительные качества характеров Буратино и Мальвины.

 

    Буратино     Мальвина
+ 1 веселый + 1 аккуратная
+ 2 жизнерадостный + 2 серьезная
+ 3 добрый + 3 воспитанная
- 4 невоспитанный + 4 прилежная
+ 5 настоящий друг + 5 добрая
- 6 грубый + 6 хороший друг
+ 7 смелый + 7 строгая
+ 8 решительный - 8 неряшливая
- 9 неряшливый - 9 невоспитанная
- 10 непослушный      

 

     Иногда на уроке применяю несколько видов тестирования, т. к. это быстро, эффективно и очень нравится детям.

     Результаты тестов обсуждаются, анализируются, оцениваются. К этому же виду относится тестирование с помощью загадок и пословиц.

     Так на уроке внеклассного чтения во 2 классе после чтения сборника «Времена года» учащимся дается задание соотнести явления природы и времена года, отгадав загадки.

 

Загадки Ответы
Ежегодно приходят к нам в гости:  
1. Один седой (зима) а) лето
2. Другой молодой (весна) б) осень
3. Третий скачет (лето) в) зима
4. А четвертый плачет (осень) г) весна

 

1 2 3 4  
в г а б  

 

     Проверка усвоения описания может быть составлена с помощью пословиц и поговорок, которые соответствуют или не соответствуют характеристике героя.

     Данный вид контроля осложнен тем, что прежде чем дать ответ, надо уяснить смысл пословицы или поговорки и после этого сопоставить его с содержанием текста.

     Читая сказку Гаршина «Лягушка-путешественница», детям было предложено задание – выбрать пословицы, которые подходят к характеру главной героини.

+ 1 Хвастовство само себя наказывает.
+ 2 Смелость города берет.
+ 3 Самолюб никому не люб.
- 4 В трудную минуту – друг тут как тут.
+ 5 Венец мужества – скромность.
+ 6 Не теряй ум, все остальное приложится.
+ 7 Удалому все нипочем.
- 8 Где труд – там и радость.
+ 9 Скромность всякому к лицу.
- 10 Суди о человеке по его труду.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10          
+ + + - + + + - + -          

 

     Благодаря данному виду экспресс-опроса дети учатся составлению описаний, учатся отличать внешний вид героев от черт характера, оценивать поведение или поступки героев. Данный вид деятельности способствует развитию личностных качеств младших школьников и формированию познавательных умений.

 

Проверка понимания логических соотношений.

 

     Проверка понимания логических соотношений развивает логическое мышление младших школьников, учит анализировать содержание текста, сопоставлять факты, делать выводы и умозаключения. Вопросы задаются по подтексту. Подбирается материал, содержащих множество «логических загадок». Этот вид опроса наиболее сложный, поэтому применять его следует в 3, 4-х классах.

 

Проверка усвоения лексических значений.

 

     Этот вид проверки расширяет словарный запас учащихся, учит объяснять лексическое значение слов и выражений. Учащимся предлагается пронумеровать список слов. Учитель зачитывает словарную статью о слове, учащиеся в колонках проставляют номер нужного слова в соответствии с толкованием. Этот вид использую в словарной работе. По описанию ребенок сам догадывается о значении слова.

 

Словарная статья Слова
1. Жевать 1. Смирехонько
2. Спокойно, тихо 2. Досыта
3. Лишенные присмотра 3. Зубрить
4. Наесться вдоволь, до полного насыщения 4. Беспризорники

 

1 2 3 4  
2 4 1 3  

 

     Подобная работа проводится с фразеологизмами.

Фразеологизмы Синонимы
1. Повесить нос 1. Хитрить, обманывать
2. Водить за нос 2. Огорчиться
3. Задирать нос 3. Дремать, засыпать
4. Клевать носом 4. Зазнаться
5. С гулькин нос 5. Очень мало

 

1 2 3 4 5
2 1 4 4 5

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: