Проверка проводится в случае, когда в тексте есть описание литературного героя, предмета или явления. Она формирует активное внимание, образное восприятие и воображение.
Прочитав сказку А. Толстого «Приключения Буратино» детям был предложен такой вид тестирования.
Описание героев | Имена героев |
1) Умная, строгая, добросовестная, с голубым бантом | 1) Карабас - Барабас |
2) Хитрая, плутовка, обманщица, рыжая | 2) Артемон |
3) Злой, жадный, толстый, с длинной бородой | 3) Тортила |
4) Удалой, хороший друг, беззаботный, деревянный | 4) Дуремар |
5) Храбрый, верный друг, послушный, окрас черный | 5) Мальвина |
6) Добрый, бедный, трудолюбивый, мастер золотые руки | 6) папа Карло |
7) Хитрый, жадный, подлый, одноглазый | 7) Алиса |
8) Несчастный, влюбленный, робкий | 8) Буратино |
9) Старая, добрая, справедливая, мудрая | 9) Базилио |
10) Противный, худой, жадный, неспособный сделать добро | 10) Пьеро |
В результате опроса в блокноте учащихся появляется запись:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5 | 7 | 1 | 8 | 2 | 6 | 9 | 10 | 3 | 4 |
|
|
Учащиеся оценивают характер героя, выбирая его качества в соответствии с содержанием текста. Читая во 2 классе произведение А. Толстого «Приключения Буратино» детям было предложено задание: Выбрать положительные качества характеров Буратино и Мальвины.
Буратино | Мальвина | ||||
+ | 1 | веселый | + | 1 | аккуратная |
+ | 2 | жизнерадостный | + | 2 | серьезная |
+ | 3 | добрый | + | 3 | воспитанная |
- | 4 | невоспитанный | + | 4 | прилежная |
+ | 5 | настоящий друг | + | 5 | добрая |
- | 6 | грубый | + | 6 | хороший друг |
+ | 7 | смелый | + | 7 | строгая |
+ | 8 | решительный | - | 8 | неряшливая |
- | 9 | неряшливый | - | 9 | невоспитанная |
- | 10 | непослушный |
Иногда на уроке применяю несколько видов тестирования, т. к. это быстро, эффективно и очень нравится детям.
Результаты тестов обсуждаются, анализируются, оцениваются. К этому же виду относится тестирование с помощью загадок и пословиц.
Так на уроке внеклассного чтения во 2 классе после чтения сборника «Времена года» учащимся дается задание соотнести явления природы и времена года, отгадав загадки.
Загадки | Ответы |
Ежегодно приходят к нам в гости: | |
1. Один седой (зима) | а) лето |
2. Другой молодой (весна) | б) осень |
3. Третий скачет (лето) | в) зима |
4. А четвертый плачет (осень) | г) весна |
1 | 2 | 3 | 4 | |
в | г | а | б |
Проверка усвоения описания может быть составлена с помощью пословиц и поговорок, которые соответствуют или не соответствуют характеристике героя.
Данный вид контроля осложнен тем, что прежде чем дать ответ, надо уяснить смысл пословицы или поговорки и после этого сопоставить его с содержанием текста.
|
|
Читая сказку Гаршина «Лягушка-путешественница», детям было предложено задание – выбрать пословицы, которые подходят к характеру главной героини.
+ | 1 | Хвастовство само себя наказывает. |
+ | 2 | Смелость города берет. |
+ | 3 | Самолюб никому не люб. |
- | 4 | В трудную минуту – друг тут как тут. |
+ | 5 | Венец мужества – скромность. |
+ | 6 | Не теряй ум, все остальное приложится. |
+ | 7 | Удалому все нипочем. |
- | 8 | Где труд – там и радость. |
+ | 9 | Скромность всякому к лицу. |
- | 10 | Суди о человеке по его труду. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
+ | + | + | - | + | + | + | - | + | - |
Благодаря данному виду экспресс-опроса дети учатся составлению описаний, учатся отличать внешний вид героев от черт характера, оценивать поведение или поступки героев. Данный вид деятельности способствует развитию личностных качеств младших школьников и формированию познавательных умений.
Проверка понимания логических соотношений.
Проверка понимания логических соотношений развивает логическое мышление младших школьников, учит анализировать содержание текста, сопоставлять факты, делать выводы и умозаключения. Вопросы задаются по подтексту. Подбирается материал, содержащих множество «логических загадок». Этот вид опроса наиболее сложный, поэтому применять его следует в 3, 4-х классах.
Проверка усвоения лексических значений.
Этот вид проверки расширяет словарный запас учащихся, учит объяснять лексическое значение слов и выражений. Учащимся предлагается пронумеровать список слов. Учитель зачитывает словарную статью о слове, учащиеся в колонках проставляют номер нужного слова в соответствии с толкованием. Этот вид использую в словарной работе. По описанию ребенок сам догадывается о значении слова.
Словарная статья | Слова |
1. Жевать | 1. Смирехонько |
2. Спокойно, тихо | 2. Досыта |
3. Лишенные присмотра | 3. Зубрить |
4. Наесться вдоволь, до полного насыщения | 4. Беспризорники |
1 | 2 | 3 | 4 | |
2 | 4 | 1 | 3 |
Подобная работа проводится с фразеологизмами.
Фразеологизмы | Синонимы |
1. Повесить нос | 1. Хитрить, обманывать |
2. Водить за нос | 2. Огорчиться |
3. Задирать нос | 3. Дремать, засыпать |
4. Клевать носом | 4. Зазнаться |
5. С гулькин нос | 5. Очень мало |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | 1 | 4 | 4 | 5 |