Живопись, архитектура, скульптура

Конспект урока истории  

 Дата 27.04.2020.

Группа № 85 профессия автомеханик 2 курс  

Тема: «Духовная жизнь России в современную эпоху»

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать  представление об особенностях развития культуры России.

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19 начало 21 века: учебник для  11 класса общеобразовательеых организаций. Базовый уровень/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров.- М.: «Русское слово- учебник», 2018.

Интернет – ресурсы:

1.Видеоурок.Искусство и культура России к началу ХХI в | История России 11 класс #35 | Инфоурок. https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 26.04.2020

Презентация к уроку по теме:  «Духовная жизнь России в современную эпоху»

Ход урока.

  1.Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

 

Цель нашего урока: охарактеризовать изменения, которые произошли в сфере образования; рассмотреть современную архитектуру, театр, кинематограф; церковь;

изучить основные достижения науки и спорта.

 



Культурное пространство России

ВАЖНО!

За 90-е годы резко изменилось культурное пространство России. Снятие идеологических преград позволило России резко активизировать культурные отношения. Значительное внимание уделялось изменениям в сфере образования (был введен ЕГЭ, Россия присоединилась к Болонскому процессу). В начале 2000-ых годов были достигнуты определенные результаты в науке: был создан третий в мире суперкомпьютер, который выполнял 1 трлн. операций в секунду, российский математик Г.Я. Перельман доказал теорему А. Пуанкаре, А. А. Абрикосов и В. Л. Гинзбург стали лауреатами Нобелевской премии.

Одновременно активно развивается отечественный кинематограф.

Огромное внимание уделяется развитию спорта.

Другим направлением активной деятельности правительства становится духовная сфера.

 

 

2. Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

1.Изменения в духовной жизни.

2.Русская Православная Церковь в новой России.

3.Театр, музыка, кино.

4.Живопись, архитектура, скульптура.

5.Государственная политика в области культуры.

  1. Изменения в духовной жизни.

В начале 1990-х гг. резко сократились государственные расходы на развитие культуры. Закрывались клубы и творческие центры, выставочные залы, театры и кинотеатры, спортивные и туристические базы; падали тиражи газет и журналов.

В условиях рыночной экономики наиболее динамично развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счёт популярности у массовой аудитории. Появились многочисленные частные издательства. Стремительно насыщался рынок книжной продукции и периодики, прежде всего изданиями развлекательного характера. На экраны и в печать широким потоком хлынула продукция зарубежной массовой культуры, порой не лучшего художественного качества. Вестернизация (заимствование западных образцов) захлестнула молодёжную культуру. В ней выделились субкультурные группы, ориентированные на копирование различных стилей поведения и одежды, популярных в странах Запада, и на подражание героям массовой культуры (готы, толкиенисты, кельтоманы и др.).

Постепенно положение в сфере культуры стало меняться. Сформировался рынок массовой продукции отечественного образца. Широкое хождение получили книги «лёгкого» жанра — детективы (А. Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин и др.), любовные романы, боевики, триллеры, фэнтези.

Возрос интерес к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. Верующим были возвращены сотни православных храмов и многие мечети. Повысилось внимание к культуре и традициям православия, ислама, буддизма, иудаизма и других вероисповеданий. Развивалась сфера религиозного образования и воспитания — от воскресных школ до семинарий, духовных академий и университетов, а также издательское дело.

Продолжая традиции российского меценатства, крупнейшие компании и банки оказывали материальную поддержку музыкальным и театральным коллективам, издательским, образовательным и реставрационным проектам.

Русская Православная Церковь в новой России.

В истории формирования, становления и развития Российского государства Русская Православная Церковь сыграла немаловажную роль.

В наши дни Русская Православная Церковь имеет возможность вернуться ко многим практически запрещённым в советский период видам деятельности: открытой проповеди веры, социальному служению обездоленным, беспрепятственному развитию религиозного образования, восстановлению и строительству новых храмов и монастырей.

Оставаясь ныне наиболее массовой по численности верующих религиозной конфессией и занимая активную общественную позицию, Русская Православная Церковь является одной из самых значимых и активных сил российского общества, оказывая плодотворное влияние на его внутреннюю жизнь и деятельность.

Активная роль Русской Православной Церкви в жизни современного общества проявляется во многих делах: при монастырях организуются детские приюты для сирот (например, в Калужской епархии построен большой молодёжный православный центр «Златоуст»); во многих школах России организовано факультативное изучение курса «Основы православной культуры»; ведётся большая воспитательная работа с военнослужащими. Русскую Православную Церковь отличает терпимость в отношении других конфессий, готовность к диалогу с ними во имя решения тех задач, которые стоят перед страной. Огромным событием в духовной жизни России было примирение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом.

В 2009 г. Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Кирилл (в миру — В. М. Гундяев).

Театр, музыка, кино.

В конце 1990-х гг. наметилось преодоление кризисных тенденций в области культуры. Возникли независимые театры и антрепризы (временные коллективы актёров). Число государственных и муниципальных театров с 1993 по 2009 г. увеличилось с 427 до 601, ежегодно театральные постановки посещает около 30 млн человек.

Патриарх Кирилл

Большую популярность приобрели театральные фестивали, в России насчитывается 256 постоянно действующих театральных фестивалей, которые организуются почти в 100 городах. Это фестивали драматических театров, оперного и балетного искусства, театров кукол, театров для детей и юношества, профессиональных театральных школ, многожанровые фестивали и др. Причём половина из них проводится в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Омске, Екатеринбурге и ряде других российских городов.

Наряду с всемирно известными Большим театром в Москве и Мариинским театром Санкт-Петербурга, возрастающую известность приобретают театры регионов России.

В начале XXI в. вновь повысился интерес к классической музыке. Традиции отечественного пианизма продолжали А.Б. Любимов, Е.И. Кисин, Д.Л. Мацуев. Образцы исполнительского мастерства самого высокого уровня демонстрировали Н.Г. Гутман (виолончель), Ю.А. Башмет (альт), Г.М. Кремер и В.В. Третьяков (скрипка). Лучшие отечественные дирижёры — Г.Н. Рождественский, В.А. Гергиев, Ю.Х. Темирканов, В.И. Федосеев — работали и в России, и за рубежом. Мировое признание получило искусство выдающихся артистов оперы — О.В. Бородиной, А.Ю. Нетребко, Д.А. Хворостовского и балета — У.В. Лопаткиной, Д.В. Вишнёвой и др.

В современной России осуществляется реконструкция и переоборудование кинозалов в соответствии с новыми технологиями компьютерной графики, спецэффектов, стереофонического звукового сопровождения и т.п. Активизировалась жизнь кинофестивалей, в том числе за пределами столиц (Сочи, Выборг, Ханты-Мансийск и др.).

Киноискусство рубежа XX—XXI вв. было отмечено рядом интересных достижений, получивших международное признание. Так, премией «Оскар» Академии кинематографических искусств США были удостоены фильмы: «Утомлённые солнцем» (реж. Н. Михалков, 1994), «Вор» (реж. П. Чухрай, 1998), мультфильм «Старик и море» (реж. А. Петров, 2000), «12» (реж. Н. Михалков, 2007), «Монгол» (реж. С. Бодров, 2007). На считающемся самым престижным Международном кинофестивале в Венеции первый приз — «Золотой лев» в 2011 г. получила российская лента «Фауст» А. Сокурова.

Тематика отечественных фильмов весьма широка. Это сюжеты, касающиеся вопросов переоценки исторического прошлого, ответственности человека за происходящее вокруг, его взаимоотношений со своей совестью. Началась реализация ряда масштабных проектов в игровом, документальном и анимационном кино. Так, в 2004 г. стартовал крупнейший в истории отечественной анимации проект «Гора самоцветов» — серии мультфильмов на сюжеты сказок народов России.

В начале XXI в. появились первые отечественные высокобюджетные фильмы (блокбастеры), в которых использовались передовые компьютерные технологии и спецэффекты. «Ночной дозор», «9 рота», «Турецкий гамбит», «Волкодав» и др. имели беспрецедентный для современной России кассовый успех.

Живопись, архитектура, скульптура.

В развитии живописи и архитектуры в постсоветской России выделились два основных направления — неотрадиционализм, связанный с известными стилями и методами при современном техническом обеспечении, и новое искусство. Оно тяготело к экспериментам, к переосмыслению опыта общения художника со зрителем и с самим объектом творчества.

К неотрадиционализму можно отнести получившее широкую известность творчество З.К. Церетели. Его монументальные скульптурные композиции внесли новые черты в городской ландшафт. Традиции самобытности в русском изобразительном искусстве отстаивали И.С. Глазунов, автор исторических композиций и портретов, и А.М. Шилов, создатель портретной галереи современников. В близкой к реализму манере работали скульпторы О.К. Комов, В.М. Клыков, А.И. Рукавишников и др.

С 1990-х гг. в галереях и выставочных залах широкое распространение получили новые, современные виды творчества.

Среди них: инсталляция — пространственная композиция, сконструированная из разных материалов и предметов быта;

перформанс — форма общения художника и зрителя при помощи различных художественных средств (элементы театрального действия, музыкальные и световые эффекты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: