Это реальная трансформация человечества. Эта мысль — последняя художественная утопия ХХ века

Я приведу вам два примера — художники Джордж Брехт ( George Brecht) и Генри Флинт (Henry Flint). Флинт по образованию был экономистом и хотел использовать искусство, чтобы изменить экономическую картину мира. Брехт — это типичный неоавангардистский дадаист, который из всего делал искусство. Он лил воду на горячую поверхность, капли падали, шипели и испарялись в воздух. Этот звук Брехт записал и затем превратил в музыку.

Одновременно в Европе также начинается неоавангард, который активно поддерживается французским правительством. Это должно было стать французской культурной революцией в противовес культурной революции в США. Перформативные неоавангардные эксперименты происходили как в частных студиях, так и в публичных городских пространствах. Но если, например, в США в таких акциях участвовало 30–40 человек, то во Франции благодаря поддержке правительства такие акции носили более масштабный характер. Например, знаменитая “Монотонная симфония” Ива Кляйна, когда он покрывал синей краской обнаженные тела моделей, которые затем оставляли отпечатки на белых листах бумаги. Наблюдать эту акцию собралось 25 тысяч человек.

Ив Кляйн

Также очень важна для истории перформативных искусств 1960–1970-х фигура польского художника и театрального режиссера Тадеуша Кантора (Tadeusz Kantor), который создавал перформансы и сам в них также участвовал. Другая фигура — итальянский художник Пьеро Мандзони (Piero Manzoni), который занимался перформансами, например, оставлял следы на своем теле, но никогда не показывал эти перформансы публично.

В 1960-х появился новый термин для живых искусств — event art, или искусство, которое случается, впоследствии названное хэппенингом (happening). Многие художники работали в этом направлении. Например, Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg) создал балет, для которого он полностью сочинил хореографию. Но, и это важно отметить, он не стал хореографом, т.е. не сменил свой статус художника на хореографа. Он выступал именно в роли художника, который сочиняет хореографию. Аллан Капроу (Allan Kaprow), один из учеников Кейджа, ввел термин хэппенинг арт, суть которого заключалась в интерактивности между художником и публикой.

Алекс Хэй (Alex Hay) — американский художник, который начал танцевать и создал жанр медиа-танца. Он танцевал перед экраном, на который проецировалось его лицо. Это было что-то вроде дуэта с самим собой. Или Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) начала работать в области женского перформанса. В середине 1960-х она публично прочитала свою поэму, написанную на тонкой полоске бумаги, которую художница извлекла из своей вагины в период менструации. Это был очень сильный перформанс, потому что в Америке во времена холодной войны нельзя было говорить о менструации в публичных местах, менструация была женским секретом. Кароли сделала эту тему частью публичности, все мы начали участвовать в этом обсуждении. И мир стал лучше. Это была ее идея. Я разделяю эту идею. Потому что сейчас я живу в стране, которая после падения коммунизма стала очень христианской. И женщины во время менструации не могут посещать церковь, потому что считается, что у них дьявольская кровь. То есть мы возвращаемся к прошлому. Это одна из причин, почему я всегда говорю о Кароли Шниманн.

Кароли Шниманн

Еще один важный пример — перформансы уже забытой российской группы “Движение”. Эта группа была основана российским художником еврейского происхождения Львом Невсбургом (Lev Nevsburg). Группа делала хиппи-перформансы в контексте русского коммунизма. Но сегодня современные российские теоретики Екатерина Деготь или Борис Гройс не рассматривают их как часть истории российского перформанса, потому что их действия не были политическими, и теоретики считают эту группу утопической, играющей (ludens). Еще один пример — группа “Дионисий”, основанная в 1969 году Шехнером, участники которой реконструировали дионисийские игры.

Следующий этап в развитии перформанса и перформативных искусств — период американского минималистского postmodern dance. Развитие минималистского танца началось в ранние 1960-е и было связано с альтернативной группой “Judson Dance Theater”, которая показывала свои перформансы в Мемориальной церкви Джадсона (Judson Memorial Church) в Нью-Йорке. Все участники группы были учениками Кейджа и Каннингема, и, как все хорошие ученики, они деконструировали учение своих учителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: