Причины недоразвития речи

Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития (инфекции или интоксикации матери, токсикозы во время беременности, несовместимость крови матери и ребёнка по резус - фактору или групповой принадлежности крови, употребление алкоголя и никотина матерью во время беременности и др.), так и во время родов (асфиксия, родовая травма), а также в первые годы жизни ребенка (заболевания центральной нервной системы, травмы мозга) могут приводить к общему речевому недоразвитию. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенностью, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов. [№3, с. 229]

Большая роль в возникновении речевых нарушений, в том числе и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных внешних воздействий. Возникновение обратимых форм общего недоразвития речи может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи - в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (когда интенсивно развивается фазовая чать), в 6-7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи. Однако, необходимо помнить об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их. [№4, с 109]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: