Тема: Педагогическое мастерство и авторитет учителя начальных классов

Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.

Авторитет – одна из форм осуществления власти.

 

Педагогический авторитет – средство воспитательного воздействия на обучающихся.

Функциональный авторитет – ограниченной, специализированной сферы деятельности.

Личностный авторитет – это власть, основанная на бессознательной, харизматической вере (греч. «харизма», «милость», «божественный дар», «слепая вера»). Это влияние примера.

Авторитет учителя.

Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек.

Личностный компонент педагогического авторитета включает в себя следующие качества учителя.

Во-первых, это любовь к детям и педагогической профессии.

Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.

Следует различать любовь учителя к своей профессии и любовь к детям. Отношение человека к своей профессии, любовь к ней зависит от общественно-исторических условий. Зависит это от потребностей общества в специалистах тех или других профессий и от склонностей и способностей человека.

 

 

Любовь к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. Любить детей - это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно. Примером любовного отношения к детям и к учительской профессии служит педагогическая деятельность Л.Н Толстого.

 

О любви учителя к детям Л.Н.Толстой писал: Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. Любовь к педагогической деятельности в значительной степени зависит от любви к детям, от понимания психологии детского возраста.

 

Уважение и доверие к школьнику - важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета учителя. Для того чтобы прийти к этому выводу, не нужно тратить особых усилий на скрупулезный анализ педагогических систем таких учителей. Этот принцип составляет основу всей их педагогической деятельности и в то же время лежит, что называется, на самой поверхности. Может быть, именно поэтому на нем порой и не задерживается взгляд многочисленных учителей - последователей.

Взаимное уважение - обязательное условие отношений авторитетности не только в системе педагог - ученик. Авторитетность одного, базирующаяся на не авторитетности для него остальных, - практически стопроцентная гарантия обще-группового неуспеха, типичная причина, по которой группа оказывается не в состоянии решить стоящие перед ней задачи. Особенно ярко проявляется эта закономерность, когда дело касается взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе.

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей. Не только в младших классах, но и в средней школе учащиеся особенно требовательны к таким качествам своих учителей, как скромность и аккуратность в костюме.

 

Лучшие учителя в этом отношении предъявляют к себе строги требования. Само собой понятно, что внешность и культура поведения только в том случае является фактором, определяющим авторитет учителя, когда они свойственны ему, наряду с другими положительными качествами его как учителя и воспитателя.

 

 

Завоевать у учащихся авторитет может только правдивый, трудолюбивый, преданный своему делу учитель. Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя. Если учитель допускает в быту аморальнее поступки, это становится известным учащимся, и тогда даже при всех положительных качествах авторитет его как учителя рушится. Единственный выход - перейти в другую школу, изменить своё поведение и вновь, шаг за шагом, завоёвывать авторитет. Отзывы учащихся о скомпрометировавших себя в быту учителя бывают, сдержанны и кратки. Вот пример: Она вела себя не так, как подобает девушке, да к тому же учительницы.

Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.

Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом - мастером он сделается только тогда, когда научится говорить иди сюда с пятнадцатью - двадцатью оттенками.

Педагогический оптимизм - необходимое качество хорошего учителя. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочетается у такого учителя с требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.

Учитель должен быть настойчивым и до конца требовательным. Насорил - убери, оскорбил - извинись, не выучил урока - останься после уроков и выучи урок. Не уговаривать, а категорически требовать.

 

 

4. Тема: Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности целостного педагогического процесса

Успешное осуществление профессионально-педагогической деятельности в постоянно изменяющихся условиях социальной жизни и в соответствии с требованиями современного образова­тельного процесса возможно только при условии творческого рос­та, постоянного совершенствования педагогического мастерства преподавателя. Важнейшим инструментом творческого развития яв­ляется анализ (самоанализ) преподавателем результатов своей де­ятельности. Существует формула, объясняющая природу профес­сионального творчества: «Творчество = опыт + рефлексия этого опыта». Умение осуществлять анализ своей деятельности — неотъем­лемый компонент педагогического мастерства и профессиональной культуры преподавателя. В.А.Сухомлинский писал: «Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возник­нуть интереса к творческому осмыслению своего опыта: стремле­ния объяснить причинно-следственные связи между знаниями уче­ников и своей педагогической культурой. Логическое следствие анализа собственной работы заключается в том, что учитель со­средоточивает внимание на какой-то, по его мнению, играющей в данном случае наиболее важную роль, стороне педагогического процесса, исследует, изучает факты, читает педагогическую и ме­тодическую литературу. Так начинается высший этап педагогичес­кого творчества — сочетание практики с элементами научного мышления».

Приступая к анализу своей деятельности, преподаватель обычно ставит перед собой целый ряд задач:

определить результативность своей деятельности; обеспечить коррекцию своей деятельности, форм и методов работы;

обобщить свой опыт и сделать его достоянием коллег; наметить перспективы и пути профессионально-личностного самосовершенствования.

Объектом педагогического анализа становится как сам процесс деятельности, все его составляющие, так и его результат, а так­же личностная и профессиональная готовность к осуществлению такой деятельности. При этом основными шагами выступают: соотнесение результата с программируемыми целями обучения; анализ целесообразности и эффективности всех элементов пе­дагогического процесса;

самоанализ готовности к осуществлению обучающей деятель­ности — степени развития своих педагогических способностей, общей, социальной, профессиональной и психолого-педагогической компетентности.

Так же, как и при анализе учебной деятельности студентов, самоанализ преподавателя может быть нормативно и индивиду­ально ориентированным, т.е. осуществляться посредством сравне­ния своих результатов с эталоном или своего нового результата с предыдущим. Оба вида самоанализа должны присутствовать в реф­лексивной деятельности преподавателя, но начинать надо со срав­нения своей деятельности с нормативными требованиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: