Методические рекомендации для написания практических работ
Практическая работа № 1
Тема: «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание».
Цель: рассмотреть клетки различных организмов под микроскопом, сравнить строение клеток растительных и животных организмов.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной и животной клеток, таблицы о строении растительной и животной клеток.
Ход работы:
Задание 1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных и животных клеток.
Задание 2. Зарисуйте растительную и животную клетку. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп, используя рис 1.
Рис. 1 Схематичное строение растительной и животной клетки.
Задание 3. Заполнить таблицу, перечертив ее в тетрадь.
Задание 4. Сделать вывод, чем растительная клетка отличается от животной.
Таб. Сравнение растительной и животной клетки
Признаки | Животная клетка | Растительная клетка |
1. Наличие клеточной стенки (целлюлозы) | ||
2. Наличие вакуолей | ||
3. Расположение цитоплазмы | ||
4. Расположение ядра | ||
5. Наличие пластид | ||
6. Наличие клеточного центра | ||
7. Наличие ресничек и жгутиков |
|
|
Вывод
Практическая работа № 2
Тема: «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»
Цель: выявить черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития
Оборудование: инсруктивные карточки.
Ход работы:
Задание 1. Прочитайте текст и рассмотрите рисунки.
Задание 2. Заполните таблицу используя информацию из текста и рисунок
Дополнительная информация.
Факт единства происхождения живых организмов был подтвержден на основе эмбриологических исследований. Все многоклеточные животные развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. В процессе индивидуального развития они проходят стадии дробления, образования двух- и трехслойного зародышей, формирования органов из зародышевых листков. Сходство зародышевого развития животных свидетельствует о единстве их происхождения.
С особой отчетливостью сходство эмбриональных стадий выступает в пределах отдельных типов и классов. Так, на ранних стадиях развития у зародышей позвоночных (рыбы, ящерицы, кролика, человека) наблюдается поразительное сходство: все они имеют головной, туловищный и хвостовой отделы, зачатки конечностей, по бокам тела - зачатки жабр (рис. 1).
По мере развития зародышей черты различия выступают все более явственно. Причем вначале проявляются признаки класса, к которому относятся зародыши, затем признаки отряда и на еще более поздних стадиях - признаки рода и вида. Эта закономерность в развитии зародышей указывает на их родство, происхождение от одного ствола, который в ходе эволюции распался на множество ветвей.
|
|
У всех представителей одного типа (например, хордовых) наиболее общие особенности строения эмбрионов (хорда, кишечник, зачатки передних и задних конечностей) формируются довольно рано в онтогенезе и по одним и тем же рецептам. На ранних стадиях органогенеза зародыши сходны друг с другом.
Русский ученый Карл Бэр (1792-1876) обнаружил поразительное сходство зародышей различных позвоночных. Он писал: ««Зародыши млекопитающих, птиц, ящериц и змей, в высшей степени сходны между собой на самых ранних стадиях, как в целом, так и по способу развития отдельных частей. У меня в спирту сохраняются два маленьких зародыша, которые я забыл пометить, и теперь я совершенно не в состоянии сказать, к какому классу они принадлежат. Может быть, это ящерицы, может быть — маленькие птицы, а может быть — и очень маленькие млекопитающие, до того велико сходство в устройстве головы и туловища у этих животных. Конечностей, впрочем, у этих зародышей еще нет. Но если бы даже они и были на самых ранних стадиях своего развития, то и тогда мы ничего не узнали бы, потому что ноги ящериц и млекопитающих, крылья и ноги птиц, а также руки и ноги человека развиваются из одной и той же основной формы».