ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Кафедра «Гимнастика и спортивные игры»
Реферат
на тему «Методика обучения. Прыжок в длину с места.»
Выполнил студент: Скорова (Казанцева)Н.А.
Группа: 18зспо51
Преподаватель: к.пед.н.
Хмельков А.Н.
Пенза, 2020
Техника прыжка с места. Виды прыжков. Методика обучения.
Прыжок -движение ациклического типа. В нем отсутствует повторение циклов, и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение. В прыжке есть определенная последовательность двигательных элементов и ритм.
Прыжок состоит из четырех фаз:
1) подготовительной - принятие исходного положения или разбег;
2) основной - отталкивание;
3) полет;
4) заключительной - приземление.
Виды прыжков
Существует несколько видов прыжков:
1) прыжки в длину с места;
2) прыжки в длину с разбега;
3) прыжки в высоту с места;
4) прыжки в высоту с разбега.
Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость. Однако следует помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендуемых требований в отношении высоты прыжка и т. д.), у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие. Прыжок требует согласованной работы многих мышц, сложной координации движений, что возможно лишь при соответствующем уровне развития двигательного анализатора и подготовленности опорно-двигательного аппарата ребенка. Поэтому детей обучают определенному виду прыжков, исходя из их анатомо-физиологических возможностей и возрастных особенностей
|
|
2
Обучение прыжку в длину с места можно проводить сразу со всеми учащимися класса, придерживаясь такой последовательности в выполнении упражнений:
1) Прыжки вперед-вверх из полу приседа, руки на поясе.
2) Прыжки вперед-вверх с приземлением в полуприсед, руки вперед.
3) Прыжок из положения полуприседа, руки отведены назад, с приземлением в то же положение, руки вперед.
4) Выполнение маха полусогнутыми руками с резкой остановкой при положении локтей на уровне плечевого пояса.
5) Прыжки с места вверх с выполнением быстрого подседания и маха руками.
6) Запрыгивание на препятствие высотой 30 см с активным махом рук в положение приседа.
7) Произвольный прыжок с места толчком обеих ног, с приземлением на две ноги.
8) Прыжки в длину с места на точность и на результат.
|
|
9) Прыжки на дальность, которые обычно проводят в форме соревнований между отделениями.
Для правильного выполнения прыжка в длину требуется не только знание его правильной техники, но и достаточная сила ног. Прыжки в длину с места вызывают большую нагрузку, поэтому количество их на уроке не должно превышать 6-8
3
Результат прыжка в длину является одним из показателей физической подготовленности ученика. Прыжки с места применяются в основном в качестве тренировки, хотя иногда в этом виде, как и в тройном прыжке с места проводятся соревнования.
Подготовительные и подводящие упражнения к прыжку в длину с места многочисленны и разнообразны:
1) прыжки на левой, правой ноге, двух ногах на месте и с продвижением вперед;
2) прыжки ноги вместе, ноги врозь («лягушка»);
3) подпрыгивания в приседе;
4) выпрыгивания из низкого приседа;
5) напрыгивания и спрыгивания со скамейки;
6) прыжки на двух и одной ноге через скамейку;
7) прыжки по наклонной плоскости (в гору);
8) прыжки по ступенькам на двух и одной ноге;
9) прыжки через скакалку на левой, правой, двух ногах;
10) приседания на двух, на одной ноге с отягощением и без него;
11) ходьба в полуприседе;
12) ходьба в приседе;
13) ходьба выпадами.
4
Прыжки в длину с места у дошкольников разных возрастных групп имеют значительное сходство. Исходное положение перед прыжком- «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад- в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед— вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед- в стороны, обеспечивая, таким образом, мягкое и устойчивое приземление. Умением прыгать в длину с места дети самостоятельно овладеть не могут. При специальном же обучении этому движению дети довольно быстро усваивают его. В возрасте 2,5 лет дети прыгают в длину с места на расстояние от 10 до 25 см, к 3 годам- на расстояние 25- 40 см. За этот период происходят и значительные качественные изменения: появляется энергичный толчок, приседание перед прыжком, приземление на две ноги. В последующие годы у ребенка быстро совершенствуется навык прыжка, его качественные и количественные показатели
5
Возраст | Особенности выполнения движения детьми | Программные требования | Педагогические требования при обучении движениям |
Младший дошкольный возраст | Дети не умеют согласовывать одновременные действия ног и рук. Приземляются тяжело на всю ступню | Учить детей синтезировать приобретённые умения отталкиваться двумя ногами, приземляться, сгибая колени. Учить мягко приземляться на полусогнутые ноги Учить реагировать на ориентиры | Обращать меньше внимания на толчок и взмах руками. Внимание обращать на приземление на полусогнутые ноги |
Средний дошкольный возраст | У детей нет понимания взаимозависимости двигательных действий. Не сформирована ступня | Учить детей сочетать отталкивание с резким взмахом рук Учить поддерживать равновесие при приземлении, вынося руки вперёд | Обращать внимание на глубину приседа – он не должен быть глубоким. Обращать внимание на сильный толчок и резкий взмах руками |
Старший дошкольный возраст | Дети не умеют группировать в полёте и выносить ноги вперёд. Не умеют рассчитывать точность приземления в определённое место | Учить детей рассчитывать точность приземления в определённое место Учить группировать в полёте и выбрасывать вперёд ноги Соизмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть | Не следует добиваться большой длины прыжка, обращать внимание на технику выполнения. При приземлении обращать внимание на глубину приседа. Детям трудно удерживать равновесие при глубоком приседе |
|
|
таблица 1.
Список используемой литературы
1. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 5-е изд., исп. М.: Академия, 2008.
2. Д. Кеннет Догерти. Современная легкая атлетика. М.: Физкультура и спорт, 1958
3. Остапенко А.Н., Селиверстов Б.И., Чистяков Ю.Н. Легкая атлетика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1979.
8