Глава 2. Миропорядок кельтов

Практически во все периоды своего отдельного существования кельты заметно выделялись своей религиозностью и сакральностью. Наиболее достоверно об этом пишет Юлий Цезарь в своей «Галльской войне». Он выделяет в обществе галлов три основных сословия - druides, equites и plebs, выполняющих три функции - жреца, воина и домохозяина.

Как бы то ни было, очевидно огромное значение религии и мифологии в кельтской жизни. Кельты явно воспринимали сверхъестественное как основную, базовую сторону их жизни. Пожалуй, лишь в индийских и скандинавских системах встречается сходная позиция по этим вопросам. Одним из наиболее явных выражений такого мировосприятия кельтов является исключительно широкое распространение магии. Практически каждое сословие обширно практиковало большое количество всевозможных обрядов.

Кельты воспринимали это не иначе как в поддержание миропорядка. Именно это – тот ключевой пункт, который принципиально выделяет кельтское сакральное мировоззрение из других сходных концепций, придает ему такое общественное значение и определяет многие характерные особенности кельтской мифологии.

В целом можно сказать, что эта особенность мировосприятия кельтов проявлялась не только в магии и обрядовых действиях. Кельты остро ощущали связь цивилизации с природой практически во всех сферах своей деятельности.

В кельтской мифологии миропорядок понимается как нечто надчеловеческое, надкультурное, как гармония космоса и хаоса, природы и культуры. Он был той базовой силой, тем глобальным законом, что объяснял и осмысливал весь окружающий мир и его статичность, неизменность. Можно без большого преувеличения даже сказать, что миропорядок в точности занимал место прогресса и выполнял его функции.

Ирландские эпические произведения являются основным первоисточником кельтской культуры, сохранившимся до наших времен. Ирландская мифология является наиболее ярким и чистым образцом кельтской мифологии, и в частности важнейшая тема – тема миропорядка – в ирландских сагах предстает в своем высшем выражении. Весь мифологический цикл, образуемый в основном «Битвой при Маг Туиред» (Cath Maige Turedh), «Книгой захватов Ирландии» (Lebor Gabala Erenn) и «Стариной мест» (Rennes Dindsenchas) демонстрирует одну фундаментальную кельтскую тему – начало, оформление миропорядка.

 

Мировое Древо как модель миропорядка

Модель миропорядка, его неизменности, и обряды, необходимые для его поддержания символизируют мировые древа и их воплощения – центральные столпы. Так, посреди кельтского мира стоит Мировое Древо. Оно играет главную роль в вертикальном членении вселенной: ветви — небо, верхний мир; ствол — земля, населенная людьми и зверьми, срединный мир; корни — подземное царство, нижний мир, там обитают темные фоморы (а еще — рыбы и другие водные жители).

В Ирландии известен культ пяти священных деревьев, каждое из которых называлось деревом мира. Аналогом мирового древа служил и центральный столб большого жилого дома, на котором держится весь «мир» отдельной семьи.

Когда какое-нибудь из племен расчищало землю для будущего поселения, люди всегда оставляли большое дерево в самой середине - «Дерево Жизни», кранн бетадх (crann bethadh), воплощавшее целостность племени и его безопасность. Друиды, жрецы кельтов, да и все кельты в целом, рассматривали деревья как особый природный символ, обладающий огромной мудростью и связующий небеса и землю. Листья и ветви деревьев, по их понятиям, ловят энергию верховного правителя небес – Солнца и передают ее по стволу к корням и Земле – символу физического мира.

Вожди принимали присягу при вступлении в свою должность у священного дерева, таким образом, получая благословение свыше.

Священные деревья обладали волшебными свойствами, отразившимися в символическом и магическом алфавите, которым древние друиды пользовались для гаданий и предсказаний – огамический древесный алфавит (две признанных версии огамического алфавита – ирландская и уэльская). Принято различать обычное огамическое письмо и сакральный алфавит. В алфавите, которым пользовались друиды, каждый символ был связан с определенным деревом, как божественным изображением.

С Мировым Древом связан и мотив священного источника — а источник как раз вытекает из-под корней дерева, то есть имеет отношение к нижнему миру. Например, источник, дающий начало одной из главных рек Ирландии — Бойн, — относится к потустороннему миру и по этой причине заключает в себе божественную мудрость. Над этим источником росли девять кустов чудесного орешника. Орехи падали в воду, напитывались премудростью, и если проглотить их, то можно познать таинственные вещи и постичь сущность мироздания. Вкушать эти орехи дозволялось лишь божественным лососям, обитателям ручья (рыбы, как мы помним, принадлежат к подземной стихии). Лишь вещие лососи могли знать обо всем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: