Реферат
по конституционному праву зарубежных стран на тему:
«Основы конституционного права Австралии»
Выполнил:
Студент 3 курса очной формы обучения
юридического факультета
группы 1117БО5
Мачиев Ю.М.
Научный руководитель:
старший преподаватель кафедры
конституционного и муниципального права
Григорьев А.А.
Нижний Новгород
2020
Оглавление
Введение.................................................................................................4
Глава 1. Конституционные основы государственного строя........5
Глава 2. Исполнительная власть.......................................................8
Глава 3. Законодательная власть......................................................10
3.1. Избирательная система................................................................11
3.2. Партийная система.......................................................................12
Глава 4. Судебная власть....................................................................16
Заключение............................................................................................18
Список используемой литературы....................................................19
Введение
Представленная работа посвящена теме "Основы конституционного права Австралии". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Основы конституционного права Австралии" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Объектом данной работы является анализ темы "Основы конституционного права Австралии". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Цель исследования – рассмотрение конституционного права Австралии с позиции Основного закона страны. Говоря об Австралии, следует упомянуть, что эта страна - федерация бывших британских колоний на австралийском континенте. 1 января 1901 года пять британских колоний - Южная Австралия, Виктория, Тасмания, Новый южный Уэльс, Квинслед объединились на федеративных началах и образовали Австралийский союз. Именно тогда была введена в действия парламентом Великобритании Конституция Австралии, согласно которой Австралия является конституционной монархией. Положения Конституции обсуждались и были разработаны представителями колониальных законодательных органов на конституционных съездах в 90-е годы 19 века, парламент Великобритании в её разработке участия не принимал. Именно с принятием данной Конституции, Австралия стала заслужено считаться страной, в которой расцвела идея конституционализма в современном понимании как системы органического правления, появились многочисленные источники австралийской конституции, которые имели свои специфические особенности для данной страны. Наряду с нормами конституции, основу правовой системы Австралии образуют нормы, которые содержаться и в других источниках, особенность состоит в том, что все эти документы считаются дополнениями к Конституции Австралии. К ним относятся акты парламентов Великобритании и Австралии, конституционные соглашения и решения Высокого суда Австралии, которые непосредственно занимаются толкованием норм содержавшиеся в Конституции. Долгое время, одним из важнейших источников в конституционном праве Австралии являлись акты 1986 г., представляющие совокупность законов, включающие в себя акты Австралийского союза, Великобритании и непосредственно акты штатов. Однако на основании Вестминстерского статута прекратилось принятие актов Великобритании, что значительно расширяла законодательные полномочия Союза и штатов. Важно отметить, что с момента создания Австралийского Союза роль федерального правительства возросла. Это обуславливается принятием новых поправок к конституции, которые принимаются двумя палатами парламента абсолютным большинством голосов, после они выносятся на референдум в каждом штате, и только если их поддержало большинство штатов, а значит и большинство избирателей Австралии, они передаются на королевское одобрение. Таким образом, основу системы источников Австралии составляют Федеральная Конституция и конституция штатов. Анализируя данные документы, можно прийти к выводу, что многие принципы не закреплены в этих писаных актах. Так, например, принцип разделения властей не содержится не в одном из названных документов, а только вытекает из структуры Конституционного союза, в том смысле, что конституция состоит из отдельных глав о парламенте, исполнительной и судебной власти. |
ГЛАВА 1. Конституционные основы государственного строя
Система органов власти и управления Австралии основана на принципах федерализма и парламентаризма.
1 января 1901 шесть самоуправляемых британских колоний – Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия и Тасмания – объединились на федеративных началах и образовали Австралийский Союз. Эти шесть колоний остались первыми штатами новой федеральной системы. Кроме того, выделены две территории – Северная территория и Австралийская столичная территория, которые на протяжении всей истории были непосредственно подчинены национальному правительству Союза, а ныне обладают властными полномочиями, сопоставимыми с полномочиями правительств штатов. Институты законодательной, судебной и исполнительной власти федерального правительства Союза сосредоточены в столице страны Канберре.
Акт британского парламента, создавший федеративный Союз, даровал Австралии собственную конституцию, которая сформулировала принципы распределения власти между Союзом и отдельными штатами. В компетенции федеральных органов власти находятся в основном традиционные функции «общенационального» характера: оборона, внешняя политика, иммиграция, международная торговля, выпуск национальной валюты, почтовая служба и т.д. Ряд этих функций носит эксклюзивный характер, большинство же формально совпадают с властными полномочиями штатов, хотя в случае расхождения федерального и местного законодательства федеральные законы имеют верховенство над законами штатов. За штатами закреплены все иные полномочия, не делегированные Союзу.
С момента образования Австралийского Союза роль федерального правительства неуклонно возрастала. Это происходило отчасти за счет принятия новых поправок к конституции, хотя на практике провести подобные поправки довольно трудно: для этого требуется получить большинство голосов на референдумах в четырех из шести штатов, а также простое большинство голосов на общенациональном уровне. Лишь восемь из сорока двух предложенных на референдумах поправок удалось провести. Некоторые из них, тем не менее, упрочили власть центрального правительства – например, поправка 1946 о расширении льгот по социальному обеспечению и поправка 1967 о государственной помощи австралийским аборигенам. Постановления Высокого суда, который осуществляет надзор за конституционностью новых законов, также способствовали усилению федерального правительства. В то же время попытки федерального правительства навязать свою волю тем или иным штатам не получают поддержки среди избирателей.
На сегодняшний день Австралия — конституционная монархия. Главой государства является британский монарх. Его полномочия осуществляются генерал-губернатором, который назначается монархом Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии по рекомендации премьер-министра Австралии обычно сроком на пять лет. Также представителями короны являются губернаторы австралийских штатов.
Австралия — демократическое независимое федеративное государство, политическое устройство и система управления которого основаны на сочетании британской и американской моделей. Австралия — это федерация шести штатов и двух территорий, и в каждом штате существует своя конституция. Конституции штатов могут отличаться от конституции Австралии, но не должны противоречить ей. Также на территории Австралии действуют конституционные соглашения, регулирующие взаимоотношения между парламентом и правительством и различными правительственными организациями.
В тексте конституции Австралии закреплены права граждан на свободу религии (ст. 116), компенсацию со стороны государства в случае национализации частной собственности (ст. 85) и др. Согласно ст. 117, установлено равенство граждан: австралиец, проживающий в одном штате, не может подвергаться дискриминации или лишению прав в любом другом штате.
Государственное управление в Австралии трёхуровневое: 1) федеральное правительство; 2) правительства штатов и территорий; 3) местные муниципальные советы.
Полномочия формального представителя монарха — генерал-губернатора определяются монархом, который его назначает с согласия австралийского премьер-министра. В законодательстве страны нет требования, чтобы генерал-губернатор был гражданином Австралии. Не оговорены возрастные ограничения и срок пребывания у власти. Генерал-губернатор с согласия премьер-министра имеет право: назначать время начала и окончания сессии парламента; в случаях, оговорённых конституцией и другими законодательными актами, распускать Палату представителей и Сенат; определять дату выборов в Палату представителей; назначать министров; назначать и смещать судей Высокого суда. Как официальный представитель короны, генерал-губернатор является главнокомандующим вооружёнными силами. Генерал-губернатор осуществляет так называемые «резервные полномочия» в ситуации политической нестабильности. Генерал-губернатор и губернаторы могут одобрить, вернуть на доработку, отклонить закон после прохождения его через палаты парламента. В случае если генерал-губернатор находится за пределами страны, болен или оставил свой пост, монарх Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии может назначить администратора Содружества.
Согласно конституции, монарх может запретить любой закон, одобренный генерал-губернатором, в течение одного года после его утверждения. Законопроекты, отложенные генерал-губернатором на рассмотрение монарха, ждут рассмотрения в течение двух лет. Если в течение этого срока монарх не запретил закон, то он вступает в действие без его одобрения.