Введение
История Римской республики охватывает период от конца VI в. до н. э. до 27 г. до н. э., т. е. от изгнания царей этрусской династии в 509 г. до н. э. до возникновения Римской империи. Территория республики не была постоянной и постепенно расширялась по мере развития римской государственности.
Первоначально Рим являлся обычным городом-государством, входившим в союз городов Лация (одна из областей средней Италии), затем под его властью объединяются все области Италии, Греция, Македония, Испания, Малая Азия, Галлия, часть Северной Африки, Сирия. В конце периода республики все Средиземноморье подчинено Риму.
Внутренние социальные конфликты постоянно сопровождались внешними войнами, в которых Рим чаще всего выступал как агрессивная сторона. Наиболее тяжелыми для Рима были борьба с нашествием галлов (конец IV в. до н. э.) и три Пунические войны с сильнейшей морской державой западного Средиземноморья Карфагеном (III—II вв. до н. э.). Особенно опасное положение сложилось во время второй войны, когда карфагенский полководец Ганнибал поставил Рим на грань катастрофы.
|
|
Становление культуры Римской Республики
В создании римской культуры республиканской эпохи участвовали не только римляне, но и многие покоренные ими народы, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития. Особенно велик был вклад греков южной Италии и Сицилии (Великой Греции) и этрусков.
Период республики — это время становления римской культуры и, в частности, архитектуры. Римская культура не имела столь яркого творческого начала, которое было присуще культуре Греции. Но отличительной особенностью римских зодчих была способность тщательно отбирать, усваивать и перерабатывать в соответствии со своими потребностями и традициями типы зданий, архитектурные формы и композиционные приемы, выработанные другими народами.
Местные латинские особенности и этрусские традиции составили основу римской культуры, которая в дальнейшем развивалась под постоянным и все более сильным влиянием культур покоренных народов. В эпоху республики главное воздействие оказывали греческая и эллинистическая культуры, богатейшее наследие которых и живая практика греческих мастеров постоянно питали римскую культуру.
В этот сложный период поисков и формирования собственных типов сооружений и архитектурных форм, соответствующих специфическим потребностям римского жизненного и государственного уклада, римлянами были восприняты у греческой и эллинистической архитектуры и преобразованы ордерная система, различные типы зданий (храмов, театров и др.), перистиль в общественных сооружениях (форумы, термы, мацеллумы) и в жилище, а также мотивы и техника архитектурного декора, скульптуры и живописи.
|
|
Для римских зодчих было характерно смелое развитие конструктивной мысли, быстрое совершенствование строительной техники и высокое инженерное мастерство. Рационализм, присущий римским зодчим, сказался и в их исключительном умении тонко учитывать и максимально использовать все особенности участка — его рельеф, ориентацию, инсоляцию, микроклимат, наличие источников воды и т. д. Особенно это выразилось в римском жилище, театре и в термах. Чрезвычайно велика роль пейзажа в римской архитектуре, умение включить архитектуру в природу.
Анализ зодчества республики позволит проследить, как на основе некоторых типов зданий, отдельных композиционных и декоративных элементов, воспринятых из этрусской, греческой и эллинистической архитектуры, складывались характерно римские типы сооружений. Формирование многих из них завершилось уже к концу I в. до н. э.
Материалы и техника строительства.
Камень был основным строительным материалом в гористой, богатой разными его сортами и вулканическими породами стране. Наиболее удобными для обработки были разновидности мягкого туфа — серого, желтоватого или коричневатого цвета. Очень ценился твердый известняк — травертин, применявшийся крайне экономно в течение почти всего периода республики. Он использовался архитекторами лишь в местах наибольшей нагрузки здания в угловых частях и тех деталях, где нецелесообразен был пористый туф, легко подвергавшийся выветриванию. Снаружи каменные здания нередко покрывались легким слоем стука. Из камня возводились преимущественно культовые и общественные здания и инженерные сооружения. Жилища строились из кирпича-сырца. С конца II в. в употребление вошел обожженный кирпич разных форм. Из фасонного круглого или пятиугольного кирпича выкладывались стволы колонн.
В конце периода республики для отделки храмов, общественных зданий и богатых жилищ стал употребляться белый мрамор, как местный, так и привозимый из Греции.
В строительном искусстве и приемах обработки камня известное влияние на римлян оказали этруски. Остатки древнейших римских построек выполнены из больших камней неправильной формы. Кроме полигональной рано была освоена и квадровая кладка. За период V—III вв. до н. э. римляне усовершенствовали строительную технику, разработав так называемую "нормальную" кладку из блоков в форме параллелепипеда разных размеров (в среднем 60X60X120 см). Применялось несколько способов этой кладки: из одних ложковых рядов блоков; из ложков с редкими тычками; из чередующихся рядов ложков и тычков, а также с соблюдением ритмического чередования в каждом ряду тычков и ложков.
К III в. до н. э. под влиянием греков улучшилась обработка внешней стороны блоков и были разработаны различные способы рустовки. Для подъема и перемещения тяжелых каменных блоков на стройках применялись простейшие подъемные краны.
Помимо стоечно-балочной системы в конструкциях употреблялись ложная арка и ложный свод. К концу III в. до н. э. относится появление римского бетона, открывшего огромные возможности в строительстве.
Параллельно шло развитие арочно-сводчатых конструкций, которые применялись еще в архитектуре древнего Востока, иногда встречались и в Греции (Приена, Пергам и др.). Вопрос о том, привнесены ли арочно-сводчатые конструкции в архитектуру Рима извне или самостоятельно изобретены римскими архитекторами, нельзя в настоящее время считать окончательно решенным.
Первое появление клинчатой арки в Риме относится к IV в. до н. э. В III—II вв. до н. э. число арочно-сводчатых конструкций возрастает, особенно увеличивается оно с конца II в. до н. э.