Учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» РТ–2018/2019 гг. Этап II
Тематическое консультирование по биологии Вариант 2
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ | ||||||||||||
Общая биология. Организм и среда. Уровни организации живых систем | А1.Биологический объект, который можно рассматривать на организменном уровне организации живых систем, изображен на рисунке:
1)1; 2)2; 3)3; 4)4. Ответ: | ||||||||||||
Общая биология. Экосистемы. Экосистема как единство биотопа и биоценоза. Понятие биоценоза и биотопа | А2.Фитоценоз + зооценоз + микоценоз + микробоценоз = …. 1) ярус; 2) биотоп; 3) биоценоз; 4) агроэкосистема. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 1
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Общая биология. Биосфера – живая оболочка планеты. Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Основные нарушения в биосфере, вызванные деятельностью человека | А3.Вследствие загрязнения атмосферы оксидами серы и азота: 1) опресняется морскаявода; 2) выпадают кислотныеосадки; 3) уменьшается концентрацияСО2; 4) появляются трансгенныеорганизмы. Ответ: |
Общая биология. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Размножение организмов. Бесполое размножение и его формы | А4.Бесполое размножение: 1) характерно только для грибов; 2) может осуществляться путемпартеногенеза; 3) способствует быстрому увеличению численности особей; 4) приводит к образованию зиготы в результате слияния двухклеток. Ответ: |
|
|
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 2
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Общая биология. Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов. Хромосомы, их структурная организация. Понятие о гаплоидном и диплоидном наборах хромосом, кариотипе | А5.В соматической клетке полиплоидного культурного растения может быть … хромосом(-а): 1)11; 2)19; 3)21; 4)37. Ответ: |
Общая биология. Организм и среда. Температура как экологический фактор. Адаптации растений и животных к различным температурным условиям | А6.Укажите биохимическую адаптацию животных к различным температурным условиям: 1) разнообразные выросты покрововтела; 2) образование тесных скоплений особей (стай, косяков); 3) накопление в жидкостях тела «биологических антифризов» (вещества, понижающие точку замерзания); 4) перемещение в течение суток между мелководными, хорошо прогреваемыми зонами и более глубоководными прохладнымиучастками. Ответ: |
|
|
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепобиологии 3
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Общая биология. Вид и популяция. Популяция – единица вида. Характеристика популяции | А7.Популяцией является совокупность: 1) кустарников и кустарничковБеларуси; 2) особей тритона гребенчатого, обитающих в одномводоеме; 3) всех сортов кормовых культур, выведенных в одном селекционномцентре; 4) головастиков травяной и остромордой лягушек, обитающих на однойтерритории. Ответ: |
Общая биология. Происхождение и эволюция человека. Человеческие расы, их происхождение и единство | А8.Характерным признаком представителей монголоидной расыявляются(-ется): 1) вьющиесяволосы; 2) узкий выступающийнос; 3) уплощенное, с хорошо выраженными скулами лицо; 4) выраженный волосяной покров в виде усов и бороды на лице умужчин. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 4
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Общая биология. Наследственность и изменчивость организмов. Генетика пола. Хромосомное определение пола. Половые хромосомы и аутосомы | А9.Укажите родительскую пару, в которой гетерогаметным является мужскойпол: 1) ♀ 10 А + Z 0; ♂ 10 А + ZZ; 2) ♀ 22 А + ZW; ♂ 22 А + ZZ; 3) ♀ 36 А + X 0; ♂ 36 А + XX; 4) ♀ 44 А + ХХ; ♂ 44 А + ХY. Ответ: |
Общая биология. Эволюция органического мира. Видообразование. Факторы и способы видообразования | А10.Примером аллопатрического видообразования является появление: 1) тритикале в результате гибридизации пшеницы с рожью; 2) в устье реки сезонных рас форели с разными срокамиразмножения; 3) на одной территории двух рас ятрышника мужского из-за приспособления растения к разным видамопылителей; 4) на Балканском полуострове разновидности ели обыкновенной в результате пространственного разделенияареала. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепобиологии 5
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Общая биология. Селекция и биотехнология. Селекция растений, животных и микроорганизмов. Методы и достижения современной селекции | А11.В предложения, касающиеся селекции и биотехнологии, на месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова: а) близкородственное (внутрипородное или внутрисортовое) скрещивание – это …; б) трансгенные формы лосося получены путем …. 1) а – гетерозис; б – культурытканей; 2) а – инбридинг; б – генетическойинженерии; 3) а – аутбридинг; б – отдаленнойгибридизации; 4) а–соматическая гибридизация; б – автополиплоидии. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 6
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Общая биология. Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов. Цитоплазматическая мембрана. Способы транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану: диффузия, облегченная диффузия, активный перенос | А12.Клетку, внутри которой осмотическое давление равно 520 кПа, погрузили в раствор. Через некоторое время клетка разбухла и лопнула, так как вода из раствора активно поступала в клетку. Укажите возможное значение осмотического давления использовавшегосяраствора: 1) 120кПа; 2) 520кПа; 3) 650кПа; 4) 780кПа. Ответ: |
|
|
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепобиологии 7
|
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Общая биология. Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов. Мейоз и его биологическое значение. Фазы мейоза | А13.На рисунках схематически показана одна из фаз деления клетки. Выберите признак, характерный для этой фазы: 1) происходитрепликация; 2) завершается образование веретенаделения; 3) каждая хромосома состоит из четыреххроматид; 4) к каждому полюсу клетки отходит уменьшенный вдвое по сравнению с родительской клеткой наборхромосом. Ответ: |
Общая биология. Химические компоненты живых организмов. Белки. Многообразие и свойства белков. Функции белков | А14.Укажите основную функцию каждого из веществ: 1) 1б; 2а;3г; 2) 1б; 2в;3а; 3) 1г; 2а;3б; 4) 1г; 2в;3а. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 8
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Общая биология. Обмен веществ и превращение энергии ворганизме. Клеточное дыхание. Фотосинтез. Реализация наследственной информации – биосинтез белка | А15.Дан список понятий, три из которых можно отнести к одному биохимическому процессу в клетке: а) АТФ; б) НАД·Н+Н+; в) пептидная связь; г) кроссинговер; д)кристы. Определите, что это за процесс и какие два понятия непосредственно к нему неотносятся: 1) процесс – гликолиз; «лишние» понятия – а,д; 2) процесс – фотосинтез; «лишние» понятия – в,д; 3) процесс – биосинтез белка; «лишние» понятия – б,г; 4) процесс – кислородный этап аэробногодыхания; «лишние» понятия – в, г. Ответ: |
|
|
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 9
|
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Общая биология. Эволюция органическогомира. Главные направления эволюции. Пути и способы достижения биологического прогресса: арогенез, аллогенез,катагенез | А16.Установите соответствие: 1) 1абг; 2д;3в; 2) 1аг; 2в;3бд; 3) 1б; 2вд;3аг; 4) 1бг; 2д;3ав. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепобиологии 10
|
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Многообразие органического мира. Животные. Тип Хордовые. Общая характеристика и разнообразие животных | А17.В Красную книгу Республики Беларусь занесено животное, изображенное нарисунке: 1)1; 2)2; 3)3; 4)4. Ответ: |
Многообразие органического мира. Растения. Вегетативные органы растений. Корень. Внешнее и внутреннеестроение корня в связи с выполняемыми функциями.Зоны корня, росткорня | А18.Зона корня, в которой часть клеток ризодермы образует боковые выросты, обеспечивающие поступление воды в корень, – это зона: 1) деления; 2) всасывания; 3) проведения; 4) растяжения идифференцировки. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 11
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Многообразие органического мира. Растения. Вегетативные органы растений. Побег. Видоизменения побега: корневище, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение | А19.Видоизмененным побегом является: 1) листвишни; 2) стебельрозы; 3) корневищепырея; 4) кореньподсолнечника. Ответ: |
Многообразие органического мира. Растения. Жизненные формы растений | А20.Кустарничками являются: 1) морковь и свекла; 2) клюква ичерника; 3) фасоль ибрусника; 4) лопух икартофель. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 12
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Многообразие органического мира. Животные. Тип Хордовые. Класс Птицы. Общая характеристика класса | А21.На рисунке внутреннего строения птицы зоб обозначен цифрой: 4 3 2 1 1)1; 2)2; 3)3; 4)4. Ответ: |
Многообразие органического мира. Животные. Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса | А22.У ящерицы прыткой: 1) развитие сметаморфозом; 2) два кругакровообращения; 3) органы дыхания – альвеолярныелегкие; 4) позвоночник состоит из трех отделов: шейного, туловищного ихвостового. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепобиологии 13
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Многообразие органического мира. Животные. Тип Членистоногие. Общая характеристика и разнообразие животных | А23.Определите животное по описанию: тело покрыто хитинизированной кутикулой; ходильных конечностей четыре пары; усиков нет; органы зрения – четыре пары простых глаз. 1) прудовик; 2) речнойрак; 3) майскийжук; 4) обыкновенныйкрестовик. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 14
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Многообразие органического мира. Неклеточные формы жизни. Вирусы. Строение вирусов. Проникновение вирусов в клетку- хозяина. Размножение вирусов. Вироиды. Бактериофаги. Вирулентные и умеренные фаги | А24.Выберите верное утверждение: 1) в абсорбции вируса участвуют рецепторы капсида; 2) вирусы были открыты Р. Гуком после изобретениямикроскопа; 3) вирулентными называются бактериофаги, имеющие изогнутую (в виде запятой) форму тела; 4) у некоторых вирусов, таких как вирусы герпеса и гриппа, отсутствует липопротеидная оболочка (суперкапсид). Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепобиологии 15
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Многообразие органического мира. Растения. Семенные растения. Покрытосеменные. Цветок, его строение и функции | А25.Прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых допущены биологические ошибки: (1)Важнейшими частями цветка являются тычинки и пестики. (2)Тычинка состоит из столбика и рыльца с двумя камерами, в которыхобразуются пыльцевые зерна. (3)В каждом пыльцевом зерне при делении генеративной клетки образуются два спермия. (4)Пестик состоит из нити, столбика и пыльника с семязачатками. (5)В каждом семязачатке формируется зародышевый мешок, а в нем развивается по однойяйцеклетке. 1) 1,2; 2) 2,4; 3) 3,4; 4) 3,5. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 16
|
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Многообразие органического мира. Растения. Семенные растения. Покрытосеменные. Плоды. Строение и классификация | А26.В таблице на месте пропусков вставьте подходящие по смыслуслова: 1) а – коробочка; б – сочный; в –клен; 2) а– яблоко; б– сочный, вскрывающийся; в – горох; 3) а– ягода; б – сухой, невскрывающийся; в – редька; 4) а– костянка; б– сухой, вскрывающийся; в – одуванчик. Ответ: |
Многообразие органического мира. Грибы. Общая характеристика грибов. Плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи | А27.Плесневый гриб, мицелий которого состоит из длинных ветвящихся гиф, не разделенных перегородками на клетки, – это: 1) мукор; 2) дрожжи; 3) мухомор; 4) пеницилл. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепобиологии 17
|
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Многообразие органического мира. Растения. Споровые растения. Мхи. Папоротники | А28.В отличие от кукушкиного льна обыкновенного у щитовника мужского: а) имеются придаточные корни; б) узкие листья располагаются на стебле по спирали; в) стебель покрыт эпидермисом; г) в жизненном цикле происходит смена полового и бесполого поколений; д) при прорастании спор образуется гаметофит. 1) а, б,д; 2) а, в,г; 3) б, в,д; 4) толькоа. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 18
|
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Многообразие органического мира. Животные. Тип Хордовые. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Млекопитающие. Общая характеристика и разнообразие животных | А29.Укажите, к какому отряду и классу относятся животные: 1) 1аз; 2дж;3ве; 2) 1бж; 2ае;3гз; 3) 1бж; 2гз;3ве; 4) 1дж; 2ге;3вз. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 19
|
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Многообразие органического мира. Животные. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика и разнообразие животных | А30.В отличие от аскариды у дождевого червя: а) сквозная кишечная трубка; б) радиальная симметрия тела; в) имеется брюшная нервная цепочка; г) кровеносная система замкнутая; д) органы выделения – посегментно расположенные метанефридии. 1) а, б,д; 2) а, в,г; 3) б, в,г; 4) в, г,д. Ответ: |
Человек. Опорно-двигательная система. Строение костей. Виды костей | А31.Лопатка и теменная кость черепа человека являются: 1) плоскими; 2) губчатыми; 3) трубчатыми; 4) смешанными. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 20
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Человек. Иммунная система. Виды иммунитета. Вакцинация | А32.При пассивной иммунизации человеку вводят сыворотку, которая содержит: 1) антибиотики; 2) витамины имикроэлементы; 3) ослабленных возбудителей болезни; 4) готовые антитела против возбудителяболезни. Ответ: |
Человек. Дыхательная система. Строение и функции дыхательных путей. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания | А33.Укажите утверждение, неверноев отношении дыхательной системы человека: 1) слизистая оболочка носовой полости богата кровеноснымисосудами; 2) резервный объем вдоха у взрослого человека составляет в среднем 1500см3; 3) пониженная концентрация СО2в крови снижает тонус дыхательногоцентра; 4) во время вдоха межреберные мышцы сокращаются, а диафрагмарасслабляется. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 21
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Человек. Пищеварительная система. Пищеварительные ферменты, их свойства и значение. Пищеварительные процессы в ротовой полости, желудке, тонкой и толстой кишке | А34.Укажите схему ферментативной реакции в организме человека, которая приведена с оптимальными условиями ее протекания: 1) белок + пепсин (t = 37 ○С; среда кислая) → олигопептиды; 2) белок + пепсин (t = 0 ○С; среда нейтральная) → олигопептиды; 3) белок + пепсин (t = 42 ○С; среда слабокислая) → олигопептиды; 4) белок+пепсин(t=36○С;средаслабощелочная) → олигопептиды. Ответ: |
Человек. Покровная система. Кожа. Строение кожи: эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка | А35.Укажите слой кожи человека, в котором расположены кровеносные и лимфатические сосуды, потовые и сальные железы,рецепторы: 1) дерма (собственно кожа); 2) роговой слой эпидермиса; 3) ростковый слой эпидермиса; 4) подкожная жироваяклетчатка. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепобиологии 22
|
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Человек. Мочевыделительная система. Строение и функции почек. Нефрон. Образование мочи | А36.Заполните пропуски в таблице «Образование мочи в организме человека»: 1) а – мочеточник; б – отстаивание; в –100; 2) а – капсула нефрона; б – реабсорбция; в –6; 3) а – канальцы нефрона; б – фильтрация; в –1,5; 4) а– капиллярный клубочек; б – реабсорбция; в –15. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 23
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Человек. Сенсорные системы. Структура сенсорной системы (периферический, проводниковый, центральный отделы). Общая характеристика зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной и осязательных сенсорных систем (рецепторы, проводники, корковый центр) | А37.Подберите недостающее понятие, связанное с организмом человека, учитывая, что между понятиями каждой пары существует одинаковая логическая связь: зрительный нерв – центральный отдел зрительной сенсорной системы = слуховой нерв –? 1) волосковые клетки кортиеваоргана; 2) кора височных долей большихполушарий; 3) кора затылочных долей большихполушарий; 4) проводниковый отдел слуховой сенсорной системы. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 24
|
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Человек. Нервная система. Общие принципы организации нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции продолговатого, заднего, среднего и промежуточного мозга | А38.Для каждого элемента нервной системы человека укажите характерныепризнаки: 1) 1ав;2бд; 2) 1бд; 2вг; 3) 1вд; 2аб; 4) 1д;2б. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепобиологии 25
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Общая биология. Экосистемы. Связи организмов в биоценозах: трофические, топические, форические, фабрические | В1.Укажите три примера форических связей популяций в биоценозе: 1) сойки и белки переносят желудидуба; 2) плоды лопуха прикрепляются к шерсти лисиц и переносятсяими; 3) птицы славки поедают сочную мякоть вишни, оставляя на дереве голуюкосточку; 4) гусеница рясковой огневки строит чехлик из листьев ряски, скрепляя ихпаутиной; 5) семена рябины проходят по пищеварительному тракту дроздов неповрежденными; попав в землю, они даютвсходы. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 26
|
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Общая биология. Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов. Строение клетки. Пластиды, строение и функции хлоропластов. Ядро, строение и функции. Ядерная оболочка, ядерный матрикс, хроматин, ядрышки | В2.Определите структуру клетки по краткой характеристике: Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б3В1. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепобиологии 27
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Общая биология. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Онтогенез. Эмбриональное развитие животных | В3.Как называется зародышевый листок, из которого у позвоночных животных развивается щитовидная железа? Ответ запишите словом в форме именительного падежа. Ответ: |
Общая биология. Наследственность и изменчивость организмов. Мутационная изменчивость. Типы мутаций | В4.В кариотипе крысы 42 хромосомы. В результате мутации по одной паре хромосом образовался моносомик. Сколько хромосом в соматических клетках моносомика? Ответ запишите цифрами в виде целого числа. Например: 12. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 28
|
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Общая биология. Химические компоненты живых организмов. Нуклеиновые кислоты. Строение и функции ДНК | В5.В лаборатории студенты изучают температуру плавления ДНК (разделение комплементарных цепей при нагревании). В их распоряжении имеются 4 молекулы ДНК одинаковой длины, но с разным содержанием нуклеотидов (см.табл.): Расположите номера образцов в порядке расплавления молекул ДНК, начиная с образца, в котором молекула ДНК расплавится первой. Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 4132. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепобиологии 29
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Общая биология. Наследственность и изменчивость организмов. Дигибридное скрещивание. Цитологические основы закона независимого наследования признаков | В6.Определите вероятность (%) появления генотипа AАBb при скрещивании особей AaBB и AABb, если известно, что все типы гамет у каждой особи образовались в равных количествах, однако 40 % от общего числа гамет Аb оказались нежизнеспособными. Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12. Ответ: |
|
|
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Многообразие органического мира. Протисты. Многоклеточные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности водорослей на примере зеленых водорослей (улотрикса, спирогиры), бурых водорослей (ламинарии) | В7.Выберите три признака, которые являются общими для спирогиры иулотрикса: 1) наличиеядра; 2) бесполоеразмножение; 3) автогетеротрофноепитание; 4) запасной углевод –гликоген; 5) нитчатый многоклеточныйталлом; 6) чередование гаметофита испорофита. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 31
|
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Многообразие органического мира. Классификация организмов. Растения. Принципы систематики. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд, класс, тип (отдел), царство. Семенные растения. Многообразие покрытосеменных | В8.Классифицируйте охраняемое в Республике Беларусь растение, начиная с самого низкого ранга, расположив по порядку шесть подходящих элементов из предложенных: 1) отрядТравы; 2) родОвсяница; 3) семействоЗлаки; 4) царствоРастения; 5) классДвудольные; 6) классОднодольные; 7) вид Овсяницавысокая; 8) отделПокрытосеменные. Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 413278. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 32
|
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Многообразие органического мира. Животные. Тип Членистоногие. Общая характеристика и разнообразие животных | В9.Укажите трех животных, относящихся к одному и тому же типу: 1)нереис; 2)саранча; 3)беззубка; 4)бокоплав; 5) скорпион; 6) трихинелла. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 33
|
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Многообразие органического мира. Животные. Тип Круглые черви. Тип Членистоногие. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы. Класс Птицы. Общая характеристика и разнообразие животных | В10.Установите соответствие: Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А4Б3В2Г1Д1. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 34
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Человек. Эндокринная система. Гормоны,их роль ворганизме. Железы внутренней секреции. Поджелудочная железа | В11.Прочитайте текст. Укажите номера трех предложений, в которых допущены биологические ошибки: (1)Поджелудочная железа – железа смешанной секреции. (2)Основная часть ее клеток вырабатывает пищеварительный сок, который по специальному протоку доставляется в двенадцатиперстную кишку. (3)В ее эндокринных клетках вырабатываются гормоны инсулин и глюкагон, поступающие непосредственно в кровь. (4)Инсулин повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, способствуя повышению содержания глюкозы в крови. (5)Глюкагон обладает противоположным инсулину эффектом – снижает содержание глюкозы в крови. (6)Снижает уровень глюкозы в крови и гормон коркового слоя надпочечников – адреналин. (7)Таким образом, инсулин, глюкагон и адреналин поддерживают концентрацию глюкозы на оптимальном уровне. (8)В случае стойкой недостаточной продукции инсулина развивается сахарныйдиабет. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепо биологии 35
Раздел программы вступительных испытаний. Элемент содержания | Содержание задания. Ответ |
Человек. Кровообращение. Сердце, его строение. Сердечный цикл | В12.У человека ударный объем крови равен 100 мл, а продолжительность сердечного цикла – 0,4 с. Рассчитайте минутный объем крови (мл) у этого человека при таком ритме. Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12. Ответ: |
РТ–2018/2019 гг. Этап II. Вариант 2 Тематическое консультированиепобиологии 36