Эволюция формирования и воспитания аппликатурных принципов у баянистов складывается любопытно. Этот процесс идет и сегодня. Позволю себе краткий экскурс в историю развития проблемы.
Что мы имели в начале пути? – аппликатурные принципы гармошечных наигрышей и импровизаций, обусловленных удивительно органичным приспособлением устройства клавиатур к структуре мелодий, попевок. Элементы вариационности также во многом были определены техническими возможностями гармоник. Первый, так называемый «большой» палец правой руки за петлю удерживал инструмент, остальные четыре пальца оказывались специфически развернуты, поэтому и звукоряд, поднимаясь вверх, в то же время «секундами опускается» вниз. Два ряда клавиатуры в одноголосии «обслуживались» в основном 3 и 2 пальцами, а терции удобно было играть 2-3 и 4-5 пальцами, и т. п. В результате мы получили в наследство принципы-привычки:
–играть четырьмя пальцами;
– больше надеяться и полагаться на 2 и 3 пальцы;
–кисть передвигать рывками.
|
|
Что сложилось на следующем этапе? С усовершенствованием инструмента (а точнее – с появлением баяна) его берут под свое крыло музыканты-профессионалы. Репертуар обогащается в основном за счет переложений классических сочинений, чаще фортепианных. При этом бурный процесс «захвата» шедевров фортепианной классики подстегивает совершенствование конструкций баяна. (Надо отметить, что к моменту появления по-настоящему значительной оригинальной литературы основные конструктивные параметры баяна были сформированы.)
Фортепианные сочинения, ориентированные на природу звукообразования и клавиатуру этого инструмента, начали свой трудный путь адаптации на баяне, по сути, к этому не предназначенном. Не затрагивая множество связанных с этим интересных явлений, посмотрим, что происходит с аппликатурными принципами. А происходит удивительное и невозможное: накладываются фортепианные аппликатурные принципы традиций классического и романтического периодов и двух-трехпалая «ухватка» гармонной постановки. Сколько фортепианных шедевров «не узнало себя в лицо», обрело такую «новую жизнь», до которой никогда бы не дожило в своей фортепианной однозначности! Баянисты вдруг получили огромное поле борьбы с техническими трудностями и возникающими неудобствами. Некоторые педагоги и исполнители и по сей день (очевидно, предпочитая состояние борьбы и культивируя неуклюжесть) находятся на пике столкновения традиций этюдов Черни и гармошечных наигрышей. Естественно возникшая (как и в фортепианной школе) так называемая пятипальцевая система в начале своего становления металась между двумя традициями, вбирая в себя что надо и не надо, за что и была поругана не раз – наверное, справедливо.
|
|
Каким образом все это отразилось на страницах методических пособий? Период становления основ профессионального обучения характерен появлением «Школ», «Самоучителей» и т. д. Их особенность – отсутствие оригинального репертуара, что естественно накладывает отпечаток на отношение к аппликатуре:
–в сложных местах она отсутствует;
–тональности пьес в начальный период вообще не учитывают «клавиатурного» неудобства;
– проставленная аппликатура вынуждает кисти рук менять свое положение в разрез с мотивным строением и логикой музыкального развития;
–часто, согласно рекомендациям, длинные пальцы «загнаны» в третий ряд, короткие – еле дотягиваются до первого;
–последовательность пальцев, указанная в нотах, зачастую не соответствует навыкам, полученным при изучении инструктивного материала и т. д., и т. п.
Удивительно, что пренебрежение всеми этими моментами считалось нормой, и многие занимались, в основном тратя усилия на создание и преодоление «неудобств», забывая о такого большого числа «зажатых», да не только детей, но и студентов училищ, консерваторий; множество так и не реализовавших себя музыкантов, не познавших радости творить, выразить себя, «взлететь навстречу бездонному «невидимому» миру чувств, а навсегда оставшихся одержимыми «землекопами», усердно роющими себе «последнее пристанище»...
И, наконец, третий этап. Что определило и обозначило его? Конечно, появление оригинальной литературы, наконец освободившейся от заигрывания перед фольклором, от подражания оптимистическим советским песенно-танцевальным стандартам, от произведений, где композиторы, угождая массовости, непрофессиональности, интонационной и идейной обусловленности, зачастую теряли свою индивидуальность. Правда, – надо отдать должное тому, что лучшие из композиторов этого периода, невзирая на жесткие рамки, создали образцы, ставшие классикой баянной литературы.
В настоящее время достаточно много сочинений с ярко выраженной «баянной природой», раскрывшей инструмент в совершенно ином качестве, свойственном только ему. Оказалось, что эти возможности неисчерпаемы –признак, отличительное свойство академического музыкального инструмента. Композиторы, обращаясь к баяну, теперь не только не теряют своей индивидуальности, но и проявляют себя глубже, открывая неизведанное в своем творчестве и совершая невозможное в реализации потенциала инструмента.
Новые требования – новые поиски.
Новые фактуры – новые аппликатуры.
«Безупречные», высокопрофессиональные сочинения – «безупречная», требующая высокого мастерства технология.
Этот процесс идет мощно и неудержимо. В настоящее время складывается своя баянная «школа», теперь уже формирующаяся как на обобщении предыдущего опыта, так и на фиксации достижений сегодняшнего дня. Хотелось, чтобы, глубоко уважая предыдущий опыт, мы взяли с собой только полезное и необходимое для дальнейшего развития. Мы только в начале этого пути, и возможностей и перспектив – множество. Одна из тропинок – создание инструктивного материала, который бы соотносился и с природой инструмента, и с задачами технического развития, и со становлением культуры аппликатурных навыков, и с эмоционально-образным развитием. Данные этюды – реализация такой задачи.
Становление аппликатурных навыков закладывалось нами опосредованно, но при этом учитывались многие составляющие. Вот некоторые из них:
– этюды нацелены на гармоничное развитие всех пальцев в естественных для них условиях;
|
|
– гаммообразные этюды формируют навыки исполнения гамм тремя видами аппликатуры;
– многие этюды возможно исполнять двумя, тремя, четырьмя, пятью и т. д. – до десяти вариантов аппликатуры (о значении многовариантности можно сказать лишь то, что это очень полезно и подобных этюдов почти нет);
– точное исполнение аппликатуры постепенно формирует систематичный подход, воспитывает «алгоритм мышления», приводящий к «алгоритму решений» (в виде «блоков», «формул», и т. д.);
– рекомендуемая аппликатура органична образному содержанию, мотивной структуре, предполагаемому темпу, и т. п.;
– каждый «вид» техники раскрыт через максимально возможное количество «музыкальных перевоплощений», аппликатурных решений и их всевозможных комбинаций и сочетаний;
– этюды на такой «вид» техники как «репетиции» чрезвычайно полезны, незаменимы, но почти отсутствуют в инструктивном педагогическом материале, в то же время изобилуя в художественных сочинениях;
– так называемые «модульные» этюды позволяют активно развивать скоростные качества при интенсивном участии всех пальцев («модульная» техника широко применяется в современных оригинальных сочинениях).
Таким образом, аппликатурные решения, предлагаемые нами в сборнике, просты для восприятия в силу своей естественности и логичности. Исполняя этюды, учащийся отдохнет от явных или скрытых аппликатурных проблем, ощутив недоступную ранее виртуозность.
Отсутствие «подводных камней» в тексте:
а) способствует более интенсивному развитию скоростных навыков;
б) не дает повода для «зажатия» (мы знаем, что психологический страх перед «трудным местом» – гарант физического «зажима» и основоположник нестабильности);
в) дает возможность сосредоточиться на художественной задаче.
Отсутствие «подводных камней» в тексте при этом:
а) отнюдь не исключает сложности задач;
б) не сужает многовариантности;
в) создавая «оптимальные» удобства, практически целенаправленно готовит к любым «аппликатурным узлам».
|
|
В результате главным должно быть умение правильно найти решение «аппликатурной задачи». Для этого надо «увидеть» проблему, найти пути ее решения и иметь аппарат для реализации. Надеемся, что этюды данного цикла будут способствовать становлению и развитию этих навыков.
5. ВОСПИТАНИЕ ШТРИХОВОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Проблема штриховой и артикуляционной культуры в тех аспектах, в которых мы с ней соприкасаемся как композитор и редактор, повернута к нам двумя сторонами:
– отсутствие у исполнителей должной культуры прочтения нотного текста;
– неоднозначность графических изображений.
Рассмотрим проблематику первого пункта.
Отсутствие у исполнителей культуры прочтения нотного текста как изначальное явление не их вина. Небрежные, часто неграмотные указания редакций выработали у исполнителей защитный рефлекс, реакцию отрицания, что во многих случаях было справедливо и разумно. В настоящее время ситуация в корне меняется. Композиторы сотрудничают с профессиональными исполнителями и педагогами, придавая большое значение процессу редактирования, что, в свою очередь, постепенно «приучает» исполнителей видеть все, что включает в себя понятие «текст». В нашем случае мне хочется обратиться к исполнителям и педагогам с просьбой –довериться редакторским указаниям в этюдах.
Вторая проблема – неоднозначность, многоликость, разноплановость, многовариантность и т. д. графических символов. Не вдаваясь в глубь проблемы, все же скажу несколько фраз.
Процесс становления раздела методической литературы о штрихах, артикуляции и т.д. был «приготовлен», «замешан» на лучших «продуктах» методических достижений пианистов, скрипачей, духовиков, органистов, вокалистов – при этом всех сразу. Но не всегда все лучшие продукты совместимы. В результате, что мы имеем сегодня? Обозначения и названия штрихов и приемов, вырванные (сорванные) без корня со своих «земель обетованных», оказались «игрушками» в руках и умах наших методистов. Каждый «играется» как может. Прежний смысл они утратили, так как природа звукообразования иная, а новых смыслов теперь у каждого много. Очевидно, этот процесс будет идти до тех пор, пока общепринятые обозначения, уточняясь и обогащаясь развитием собственной терминологии, не будут приняты большинством. Сегодня методическая литература предлагает нам самые различные варианты названий и обозначений, но таинственным и счастливым образом они пока почти не проникают на страницы нот. При неустоявшихся критериях в этом вопросе считаю этот факт положительным.
К артикуляции и штрихам, к сожалению, часто относятся пренебрежительно, исполняют неточно, невнятно, очевидно, довольствуясь тем, что знают, как «должно быть». Но, увы... наяву – безликая и «картавая» игра.
Не слушатели, а сами исполнители должны быть наиболее строгими и предвзятыми слушателями собственного исполнения!
6. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМООБРАЗОВАНИИ
Каким образом это происходит? Восьмитактовый период в одних случаях – это в миниатюре двухчастная структура, в других – трехчастная, иногда – одночастная со сквозным развитием. Структура этюда в каждом отдельном случае легко определяется, так как целенаправленно продумывалась и четко была отражена в рельефе динамического движения. В каждом этюде обозначена динамическая среда, степень и протяженность динамического развития как отдельной фразы, так и динамический рельеф композиции в целом, выделены кульминации фраз. Так как этюды многообразны по содержанию, то и структура фраз самая различная – кульминация может быть в «точке золотого сечения», в конце фразы, и даже фраза может начинаться с кульминации. Все это ясно отражено в тексте. Хотелось бы обратить внимание на важную деталь, а именно: crescendo и diminuendo желательно выполнять с того момента, когда появляется соответствующее графическое обозначение, и прекращать, когда оно заканчивается, так как у учащихся есть странная тенденция – с первых звуков и сразу исполнять crescendo, «повисая» на ровном, преждевременно достигнутом звучании. Diminuendo также зачастую превращается в subito piano. В нашу задачу входило как раз воспитание более тонкого и разнообразного отношения к динамическим преображениям. Таким образом подчеркнута связь формы как ясно очерченного каркаса и формы как процесса развития, характерного для раскрытия конкретного художественного образа.
7. ПОСОБИЕ ДЛЯ «РАЗЫГРЫВАНИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО АППАРАТА»
«Технический аппарат» понимается нами в самом широком смысле этих слов, так как определяющим является характер пьесы, и успешным исполнением следует считать реально прозвучавшую художественную миниатюру.
Мы сделали максимум возможного, чтобы подчеркнуть, что даже самый совершенный технический аппарат – это лишь средство на службе Музы, и только в этой связи его и надо формировать.
Простое последовательное проигрывание этюдов будет способствовать разыгрыванию технического аппарата. В то же время исполнители самого разного уровня мастерства со своими индивидуальными проблемами могут выбрать для себя те разделы, которые им необходимы.
Можно составлять небольшие циклы для быстрого разыгрывания перед концертным выступлением, циклы для работы над пластикой звука, циклы для воспитания жесткой ритмической установки, циклы для увеличения скоростных возможностей и т. д. Выбор огромен.
8. ПОСОБИЕ «ПО ЧТЕНИЮ С ЛИСТА»
Сама идея объединения 1000 этюдов в один цикл невольно предполагает общение с ними в основном на уровне чтения нот с листа.
Рекомендации по воспитанию навыков чтения с листа достаточно освещены в методической литературе. Здесь представляется прекрасная возможность реализовать их на практике, тем более что чтение с листа не будет целью, а только средством, что немаловажно само по себе. Навыки чтения с листа будут формироваться параллельно с совершенствованием технического мастерства исполнителя.
Описание восьми пунктов завершено, что естественным образом приводит нас к необходимости завершения статьи. Вышеназванные восемь пунктов условно назовем «официальными». Но раз есть «официальные», то, наверное, могут быть и «неофициальные». Итак, первый (и единственный) «неофициальный» пункт – это «Пособие для домашнего музицирования музыкантов-любителей». Жанры, формы, заложенные в основу композиций этюдов, демократичны, популярны. Ясность, лаконичность технических задач гарантирует доступность, легкость как «разбора», так и исполнения, позволит даже совсем юному исполнителю иметь в своем репертуаре много разнообразных пьес для домашнего музицирования (с пользой для развития технического аппарата в ненавязчивой форме). Одно из условий – выполнение редакторских рекомендаций.
Работа над циклом продолжалась несколько лет, развиваясь, углубляясь. Прошли презентации этюдов с участием учащихся музыкальных школ, музыкальных училищ, консерватории, профессиональных музыкантов. Успех презентаций, с одной стороны, дал нам возможность ощутить заинтересованность в данной работе. С другой стороны, он привел вас к необходимости значительной переработки большей части этюдов.
Мы «festina lente» – спешили медленно. В то же время мы осознаем, что, сделав немало, предстоит гораздо больше, и параллельно, завершая эту работу, начали новый цикл этюдов на «виды» техники, отсутствующие на сегодняшний день в инструктивном педагогическом репертуаре баянистов. Но... стоит помнить, что при всей разноликости, разновостребованности уже существующих и только запланированных этюдов, они все же – «этюды», некие правила, которые необходимо изучать, чтобы уметь использовать их в творчестве. Конечно, они должны рассматриваться лишь как Gradus ad Pamassum (ступень к Парнасу) – как ступени, ведущие к высшей цели исполнительства – глубокому воздействию на слушателя. Дорогу осилит идущий.
Доренский Александр Тихонович – композитор, написавший огромное количество произведений для учащихся ДМШ и ДШИ. Его произведения широко известны как в России, так и за рубежом. Свидетельством тому является их исполнение практически на всех детских музыкальных конкурсах России, Украины, Белоруссии, Венгрии.
Музыкальный стиль сочинений А. Доренского отличается демократичностью языка, яркой образностью Фактура произведений соответствует особенностям как баянной, так и аккордеонной клавиатур. В этом ему помогает большой педагогический опыт. Александр Тихонович –преподаватель с 30-летним стажем.
В разное время были изданы созданные композитором сборники для баяна/аккордеона, такие как «Музыка для детей», «Виртуозная музыка», «Ступени мастерства. I ступень», «Ступени мастерства. II ступень». В настоящее время планируется их переиздание. По сборникам «Ступени мастерства» проводятся многочисленные конкурсы в разных городах России. Многие пьесы композитора исполняются в переложении для оркестров и ансамблей различных составов, что говорит о большой популярности и востребованности творчества А. Доренского.
Сборник эстрадно-джазовых пьес является первым в этой области учебно-методическим пособием для начинающих баянистов/аккордеонистов. Тщательная исполнительская редакция, выявляющая жанрово-стилевые приметы джаза, теоретический материал, а также удобство исполнения пьес и разнообразие представленных в сборнике жанров способствуют формированию профессиональных навыков в освоении эстрадно-джазовой музыки с первых шагов. Музыкальный стиль представленных пьес отличается демократичностью языка, яркой образностью. Фактура произведений соответствует особенностям как баянной, так и аккордеонной клавиатур.
Публикуемые пьесы представляют интерес как для учащихся музыкальных школ, так и для широкого круга музыкантов-любителей.
От редактора
Сборник эстрадно-джазовых пьес Александра Доренского адресован юным музыкантам - исполнителям на баяне и аккордеоне. Эстрадно-джазовое направление, наряду с традиционнонародным и академическим, завоевало огромную популярность среди исполнителей баянистов/аккордеонистов. В настоящее время издается большое количество произведений в этом жанре – как в России, гак и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Уже на протяжении десятков лет во многих странах проводятся конкурсы исполнителей данного направления. Целый ряд композиторов обрели широкую известность, работая в области эстрадно-джазовой музыки, в жанре мюзет, в так называемых «смешанных жанрах»: Власов, Зубицкий, Дербенко, Бажилин, Тома, Астье, Пьяццолла...
Эстрадные пьесы для баяна/аккордеона появились еще в первой половине XX века. Как самостоятельная область, эстрадно-джазовое направление обозначилось в середине прошлого века и продолжает интенсивно развиваться в настоящее время. Уровень сложности произведений, завоевавших популярность, требует от музыкантов достаточно высокого исполнительского мастерства. Если сопоставить необходимый профессиональный уровень для их исполнения со ступенями образования, принятыми у нас в России, то можно соотнести его со старшими классами музыкальной школы, музыкальным училищем, высшим учебным заведением. Пьесы же, представленные в данном сборнике, адресованы именно начинающим музыкантам – учащимся младших классов ДМШ и ДШИ.
В связи с большой популярностью эстрадно-джазовой музыки очень важно приобщение к ней юных исполнителей на ранних этапах обучения. Эстрадно-джазовые пьесы, как и любые другие, предполагают наличие определенных знаний, умений и навыков именно в этой области. И чем раньше они будут сформированы, тем лучше. Преподаватели музыкальных школ отмечают большой интерес учащихся к изучению и исполнению эстрадной музыки.
Первые пьесы были написаны А. Доренским как обязательные для конкурса эстрадноджазовой музыки, который был организован в 1999 году. Конкурс проводился в г. Батайске Ростовской области на базе музыкальной школы № 3. Первый конкурс сразу привлек большое количество учащихся. Участники были разделены на четыре возрастные категории и в каждой категории были свои обязательные пьесы. В настоящее время конкурс интересно развивается. В 2007 году он проводился уже в шестой раз. Количество конкурсантов постоянно растет и уже достигает критического предела, что говорит о востребованности конкурса и подтверждает его жизнеспособность.
Изначально идея конкурса, наряду с популяризацией эстрадной музыки, заключалась и в привлечении к участию как можно большего количества детей из малых городов, станиц, поселков, так как условия конкурса и репертуарная политика давали возможность участвовать ученикам на инструментах любых модификаций. Ведь, к сожалению, далеко не все учащиеся имеют возможность приобрести выборный инструмент, особенно в начальный период обучения. Выборных аккордеонов для малышей в музыкальных школах практически нет вообще. Отсутствие должного инструментария зачастую не дает возможность многим способным детям участвовать в конкурсах академической направленности. Произведения эстрадно-джазового направления в основном пишутся для готового инструмента, чем, наряду с привлекательностью самой музыки, и объясняется их большая популярность. Пьесы Доренского написаны для готового инструмента, что делает их доступными для обладателей любых моделей.
В течение нескольких лет мы наблюдали, как обязательные пьесы, написанные для конкурса, постепенно входили в учебный репертуар учащихся музыкальных школ. Ведь мы живем уже в XXI веке и, очевидно, ограничивать репертуар начального обучения только обработками народных песен и переложениями классической музыки не совсем верно. Сейчас композиторы пишут много характеристических пьес, часто собранных в сюиты и имеющих названия, соответствующие детскому восприятию. Такие программные сюиты весьма популярны. Довольно часто в них используются характерные приметы эстрадных жанров, что делает пьесы очень привлекательными для детей. А. Доренский решил написать сюиты, состоящие из пьес, имитирующих классические джазовые инструментальные формы. Композитор тщательно изучил музыкальный язык джазовых направлений и постарался отразить в пьесах их основные характерные черты. Познакомившись с этими произведениями, юные музыканты будут подготовлены к восприятию и исполнению признанных шедевров джазовой музыки.
Отличительной особенностью пьес Доренского является удобство их исполнения на баяне и аккордеоне. Органичное слияние музыкального языка и строения клавиатур, порождающее это самое удобство, дает возможность даже маленьким детям достигать убедительного художественного результата. Пьесы данного сборника тщательно отредактированы. Исполнительская редакция основывается на особенностях того или иного жанра.
На специфику создания джазовой музыки, послужил тот факт, что джазовое исполнительство изначально развивалось как импровизационное. Этим, очевидно, также объясняется отсутствие пьес для детей. Наша задача познакомить юных исполнителей с уже сформировавшимися особенностями джазовой «лексики», различными танцевальными и песенными жанрами, стилевыми особенностями инструментального джаза.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРВАЯ СЮИТА
1. Баллада
2. Регтайм
3. Блюз
4. Свинг
5. Регтайм
ВТОРАЯ СЮИТА
1. Песня
2. Баллада
3. Блюз
4. Кантри
ТРЕТЬЯ СЮИТА
1. Блюз
2. Свинг
3. Блюз
4. Регтайм
ЧЕТВЕРТАЯ СЮИТА
1. Регтайм
2. Свинг
3. Блюз
4. Чарльстон
ПЯТАЯ СЮИТА
1. Песня
2. Медленный вальс (Вальс
3. Регтайм
4. Блюз
5. Фокстрот
ШЕСТАЯ СЮИТА
1. Кекуок
2. Блюз
3. Джаз-вальс
4. Рок-н-ролл
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРВАЯ СЮИТА
1. Фокстрот
2. Блюз
3. Фокстрот
4. Кантри
ВТОРАЯ СЮИТА
1. Блюз
2. Фокстрот
3. Песня
4. Чарльстон
5. Фокстрот
ТРЕТЬЯ СЮИТА
1. Свинг
2. Блюз
3. Фокстрот
4. Фокстрот
5. Чарльстон
ЧЕТВЕРТАЯ СЮИТА
1. Фокстрот
2. Фокстрот
3. Фокстрот
4. Дикси
ПЯТАЯ СЮИТА
1. Фокстрот
2. Фокстрот
3. Блюз
4. Фокстрот
5. Кантри
ШЕСТАЯ СЮИТА
1. Баллада
2. Блюз
3. Буги-вуги
4. Блюз
5. Фокстрот
СЕДЬМАЯ СЮИТА
1. Блюз
2. Песня
3. Спиричуэл
4. Блюз
5. Кантри
ВОСЬМАЯ СЮИТА
1. Баллада
2. Блюз
3. Чарльстон
4. Блюз
5. Кантри
ДЕВЯТАЯ СЮИТА
1. Чарльстон
2. Бегин
3. Свинг
4. Танго
5. Регтайм
ДЕСЯТАЯ СЮИТА
1. Баллада
2. Свинг
3. Фокстрот
4. Блюз
5. Кантри
ОДИННАДЦАТАЯ СЮИТА
1. Фокстрот
2. Блюз
3. Твист
4. Блюз
5. Кантри
ДВЕНАДЦАТАЯ СЮИТА
1. Блюз
2. Свинг
3. Джаз-вальс
4. Блюз
5. Регтайм