Урок №128
Комбинированное занятие № 57
Тема: Определенный интеграл. Свойства определенного интеграла.
Цель:
Учебная:
- познакомить обучающихся с понятием определенного интеграла и его свойствами;
Развивающая:
- формирование умений применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного, логически излагать мысли, делать выводы, развивать речь, внимание и память.
Воспитательная:
- способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Методы обучения: практическая работа, контрольная работа.
Оборудование: компьютер, проектор.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формируемые на уроке ПК и ОК
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
|
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Актуализация темы.
3. Определенный интеграл.
4. Свойства определенного интеграла.
5. Домашнее задание.
6. Итоги занятия.
Ход занятия.
1. Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости.
Актуализация темы.
Обучающиеся вспоминают, что такое неопределенный интеграл.
Определенный интеграл.
Рассмотрим функцию у = f(x), непрерывную на отрезке [ a; b ]. Она может быть положительной, отрицательной или может менять знак на нем.
Рассмотрим предел интегральной суммы Sn (см. формулу (4) из предыдущего занятия), т. е. выражение
I = f(c0) Δ x0 + f(c1) Δ x1 +... + f(cn-1) Δ xn-1)
Отвлекаясь от задачи нахождения площади, можно смотреть на него как на некоторую операцию, при помощи которой по данной функции у = f(x), заданной на отрезке [ a; b ], определяется число I. Эту операцию называют интегрированием функции f(x) на отрезке [ a; b ], а результат этой операции называют определенным интегралом от функции f(x) на отрезке [ a; b ] и записывают так:
I = f(c0) Δ x0 + f(c1) Δ x1 +... + f(cn-1) Δ xn-1) =
Итак, определенным интегралом от функции f(x) на отрезке [ a; b ] называют предел интегральной суммы, когда длина максимального частичного отрезка разбиения стремится к нулю. Число а называют нижним пределом (число b – верхним пределом) интеграла .
В теории определенного интеграла доказывается, что всякая непрерывная на отрезке [ a; b ] функция интегрируема на нем.
Геометрический смысл определенного интеграла заключается в том, что:
|
|
а) если f(x) ≥ 0 на отрезке [ a; b ], то определенный интеграл равен площади криволинейной трапеции, ограниченной линиями у = f(x), у = 0,
х = а, х = b (рис. слева);
б) если f(x) < 0 на отрезке [ a; b ], то определенный интеграл равен взятой со знаком «минус» площади криволинейной трапеции, ограниченной линиями у = f(x), у = 0, х = а, х = b (рис. справа).
ПРИМЕР 1. Вычислим определенный интеграл , пользуясь
геометрическим смыслом определенного интеграла.
Рассмотрим функцию у = х на отрезке [-2; 0]. На этом отрезке она неположительна (рис. слева). Очевидно, что определенный интеграл равен взятой со знаком «минус» площади треугольника АВО, т. е.
= –SABO = – = – = – 2
4. Свойства определенного интеграла.
Основные свойства определенного интеграла выражаются формулами
= + (1)
=A , где A — данная постоянная, (2)
= + (3)
Свойство (1) (для случая a < с < b) означает, что площадь криволинейной трапеции над отрезком [ а; b ] равна площади трапеции над отрезком [а; с ] плюс площадь трапеции над отрезком [с; b ] (см. рисунок справа)
Свойство (2) означает, что площадь криволинейной трапеции, определяемой функцией f(x), увеличивается в А раз (А > 0) для функции Af(x).
Свойство (3) означает, что площадь криволинейной трапеции, определяемой суммой f(x) + φ(x), равна сумме площадей, соответствующих слагаемых f(x) и φ(x).
Пример 1. = – + = –
–2 + x = – 1 + 1 =
Пример 2. = + = 2sin x – 3cos x = 2+3 = 5
Пример 3. – = = = () = (22 + 2) – (02 + 0) = 6
Рассмотрим пример вычисления площади фигуры, которую пересекает ось Ох.
ПРИМЕР 4. Найдем площадь фигуры, ограниченной графиками функций у = – х 2 + 2 и у = х 2 – 2 х – 2.
1 способ. Графики данных функций пересекаются в точках с абсциссами -1 и 2, которые найдены как решения уравнения -х2 + 2 = х2 - 2х - 2.
Графики данных функций изображены на рисунке слева, и, очевидно, сложно вычислить площадь фигуры S обычным способом. Выполним параллельный перенос графиков на 4 единицы вверх, чтобы на отрезке
[-1; 2] обе функции принимали положительные значения, т. е. найдем площадь равной фигуры, но ограниченной уже графиками функций
у = –х2 + 6 и у = х2 – 2х + 2 (рис. справа).
Так как
S1 = = = = 15 (кв. ед.)
S2 = = = =
= 6 (кв. ед.), то S = S1 - S2 = 15 - 6 = 9 (кв. ед.).
2 способ. Как видно из первого способа вычисления площади фигуры, эта площадь равна
S = –
Применив свойства (2) и (3) определенного интеграла, имеем:
S = – =
=
Таким образом, для вычисления площади фигуры, ограниченной графиками функций у = –х2 + 2 и у = хг – 2х – 2, можно вычислить определенный интеграл:
S = = =
= = = 9 (кв. ед.).
Домашнее задание
Учебник Башмакова, стр. 198-201
Учебник Никольского, 11 класс, §§6.6. 6.7 №6.48, №6.69(а).
Итог урока
Обучающиеся отвечают на вопросы, что они сегодня изучили, что было понятно, а что нет.