Методические указания по самостоятельному написанию конспекта студентами

Рубежный контроль 1

Методические указания по выполнению реферата

Реферат – краткий доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. 

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников; 

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать заявленной теме и полностью её раскрывать. 

В заключении приводятся выводы.

Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Тема реферата дается преподавателем, ведущим соответствующую дисциплину, из предлагаемого перечня кафедрой. Реферат представляет собой анализ источников литературы. Она также может быть выполнена в виде перевода текста с иностранного языка по изучаемой проблеме. 

 После выбора темы необходимо подобрать литературные источники и ознакомиться с их содержанием. При подборе литературы следует пользоваться систематическим каталогом библиотеки, читального зала, методического кабинета кафедры, Интернет ресурсом, консультацией у преподавателей.  

 

Требования к оформлению реферата

- Объем контрольной работы не ограничен, но должен быть не менее пяти-шести страниц машинописного текста. В контрольной работе необходимо раскрыть пункты плана в полном объеме.

- Весь материал по теме излагается по указанному плану, в котором раскрываются те или иные вопросы темы. Каждый ответ на вопрос плана должен иметь заголовок в тексте работы.

- Работа строится на основе анализа 4-6 источников литературы (статей, методических пособий и пр.), изданных за последние 15 лет. Желательно иллюстрирование теоретических положений примерами из практики. Содержание реферата необходимо раскрыть в собственном изложении (текст пишется от третьего лица), оно должно быть обоснованным и убедительным.

- В тексте обязательны ссылки на изученные работы. Каждая ссылка в тексте должна иметь соответствующий источник в списке используемой литературы. 

- Если в тексте контрольной работы есть рисунки, графики, таблицы, заимствованные из литературных источников, то в подписях к ним даются ссылки на авторов. Титульный лист контрольной работы должен быть правильно оформлен в соответствии с требованиями.

- В конце контрольной работы помещается список использованной литературы, он нумеруется, а авторы перечисляются в алфавитном порядке. Запись соответствующего источника осуществляется в соответствии с требованиями библиографического описания: фамилия автора (авторов), его (их) инициалы, название публикации (статьи, книги, методического пособия и т.д.), издательство, год издания.

Пример: Солодков, A.C. Физиологическая характеристика урока физической культуры в школе: учебно-методическое пособие / A.C. Солодков, Н.П. Симоненко, Е.Е. Чусляева. СПб.: СПГАФК, 1997. - 47 с. 

- Контрольную работу необходимо представить в печатном виде: Формат страницы: А4 (210х297). Формат шрифта: размер – 14; тип – Times New Roman; интервал полуторный. Поля: слева – 25 мм, справа, снизу и вверху – 15 мм. Нумерация снизу по центру. 

 

 

Методика обучения и организация проведения соревнований по видам легкой

Атлетики (2 семестр)

План реферата:

1. Методика обучения вида (отразить задачи, средства, методические указания, возможные ошибки и способы их устранения).

2. Ведущие двигательные качества, определяющие результативность в виде легкой атлетики (указать формы проявления ведущих двигательных качеств и раскрыть особенности их развития средствами и методами легкоатлетических упражнений).

3. Организация процесса обучения выбранного вида (техника безопасности на занятиях по

легкой атлетике, требования к залу для проведения занятий, используемый инвентарь).

4. Организация проведения соревнований по выбранному виду в условиях общеобразовательного учреждения (организация проведения видов в спортивном зале или на стадионе, состав судейской бригады и их обязанности, необходимый инвентарь, порядок определения победителей, техника безопасности).

5. Список используемой литературы.

 

Перечень тем реферата (2 семестр)

1. Бег на 60м у мужчин.

2. Бег на 60м у женщин.

3. Бег на 100м у женщин.

4. Бег на 100м у мужчин.

5. Бег на 200м у женщин.

6. Бег на 200м у мужчин.

7. Бег на 400м у женщин.

8. Бег на 400м у мужчин.

9. Бег на 800м у женщин.

10. Бег на 800м у мужчин.

11. Бег на 1500м у женщин

12. Бег на 1500м у мужчин.

13. Прыжки в длину способом «прогнувшись» у женщин.

14. Прыжки в длину способом «прогнувшись» у мужчин.

15. Прыжки в длину способом «согнув ноги» у женщин.

16. Прыжки в длину способом «согнув ноги» у мужчин.

17. Прыжки в длину способом «ножницы» у женщин.

18. Прыжки в длину способом «ножницы» у мужчин.

19. Прыжки в высоту способом «фосбери-флоп» у женщин.

20. Прыжки в высоту способом «фосбери-флоп» у мужчин.

21. Метание копья у женщин.

22. Метание копья у мужчин.

23. Метание диска у женщин.

24. Метание диска у мужчин.

25. Метание молота у мужчин.

26. Метание молота у женщин.

27. Толкание ядра «с поворота» у женщин.

28. Толкание ядра «с поворота» у мужчин.

29. Четырёхборье у девочек.

30. Четырёхборье у мальчиков.

 

 

Рубежный контроль 2

Методические указания по самостоятельному написанию конспекта студентами

 

Написание конспекта начинается с разработки основной части урока, а затем, исходя из особенностей ее содержания, разрабатывается вводная и заключительная. Основная часть представляет собой целенаправленной решение общей задачи по формированию умений и навыков в конкретном виде легкой атлетики и должна состоять не менее чем из четырех частных задач. Вводная часть тесно взаимосвязана с основной, включает в себя беговую часть и комплекс упражнений (не менее 10), позволяющий подготовить организм к предстоящей деятельности. Заключительная часть направлена на снижение функционального и эмоционального состояния до оптимального уровня, необходимого для ведения дальнейшей учебной деятельности.

 Конспект оформляется в виде таблицы. В первой графе описываются средства, используемые для решения общих задач урока (физические упражнения, содержание игр, эстафет, теоретические сведения и т.д.).

В графе «Дозировка» обозначается количество повторений, интенсивность и продолжительность заданий.

Содержание графы «Методические приемы обучения и организации» заслуживает особого внимания. В ней должны быть отражены конкретные способы решения каждой частной задачи – приемы преподавания и обучения, способы совершенствования физических качеств, нравственного, умственного и эстетического воспитания, а также организации деятельности занимающихся на уроке.

         Средства Дозировка Методические приемы обучения и организации
     

 

Особенности подбора средств зависят от этапа типовой схемы обучения. В рамках ТиМОБВС могут быть реализованы первый и второй ее этапы. Целью третьего этапа является совершенствование техники выполнения упражнения в целом в вариативных условиях, что недостижимо в короткие сроки изучения вида.

На первом этапе обучения решается задача создания представления о технике изучаемого упражнения, для решения которой используются такие дидактические средства, как объяснение, показ техники выполнения упражнения в целом и по частям. Используется иллюстративный материал (рисунки, кино-, видеоматериалы, макеты, и т. п.). Осуществляется опробование элементов техники.

Организационные и методические особенности данного этапа заключаются в том, что наиболее рациональным способом организации занимающихся является фронтальный. При этом, объясняя технику упражнения, следует обращать внимание лишь на главные (ключевые) ее особенности, главным образом детерминирующие результативность упражнения.

Опробование элементов упражнения позволяет сформировать у обучаемых более полное представление о технике изучаемых двигательных действий.

Целью второго этапа является разучивание упражнения, где обучаемые овладевают умением выполнять движения в стандартных условиях. Последовательность изучения структурных элементов техники вида определяется дидактическим принципом «от главного к второстепенному». Например, в беговых видах легкой атлетики, изучение начинается с бега по прямой, в прыжках в длину и высоту с фазы отталкивания, в метаниях с держания снаряда и финального усилия. Последовательность изучения элементов техники определяется необходимостью обеспечения техники безопасности обучаемых. Так, например, для профилактики травматизма в прыжках вначале следует научить технике безопасного приземления, а потом – технике движения в безопорном периоде. В тех видах, где так остро не стоит проблема травматизма в процессе обучения, элементы техники изучаются в логической последовательности: в метаниях – научить разбегу и переходу к финальной части упражнения; в беге – технике бега по виражу и далее - технике старта и стартового разбега.

Средства для решения поставленных задач подбираются в соответствии со следующими дидактическими правилами: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Расчленение сложного элемента на более простые и доступные двигательные действия, облегчение условий выполнения движений, выделение главного звена, которое, главным образом, определяет эффективность упражнения, повышает доступность упражнения в целом и эффективность методики обучения. Вначале используются имитационные и подводящие упражнения, далее разучивается искомый элемент в облегченных условиях и в упрощенном виде. Динамика усвоения основных двигательных действий обуславливает в последующем переход к выполнению изучаемых элементов целостного упражнения в более сложных условиях, постепенно приближающихся к соревновательным.

Организацинно-методические особенности данного этапа заключается в том, что здесь осуществляется переход от фронтального к поточному способу организации занимающихся. Известно, что проще сразу научить рациональной технике, чем потом переучивать, разрушая неправильно сформированный двигательный навык. В связи с этим важно соблюдать постепенность, последовательность и преемственность при обучении физическим упражнениям с параллельным повышением уровня физической подготовленности занимающихся.

По мере устранения грубых (типичных) ошибок осуществляется переход к поточному методу выполнения упражнений с индивидуальной коррекцией техники его выполнения.

Важной методической особенностью этапа разучивания упражнения является необходимость исключения соревнования в скорости, дальности и в других количественных показателях, так как естественное стремление выиграть у соперника не позволяет сконцентрировать внимание обучаемых на качественной стороне движений. Одним из условий успешного обучения движению является сознательное отношение к нему занимающихся. Педагог должен постепенно вести учеников от непосредственного восприятия к углубленному пониманию сущности, изучаемого упражнения, к осознанным действиям. Мотивация к овладению рациональной техникой упражнения формируется на основе понимания его сути, причинно-следственных связей отдельных элементов упражнения. Следовательно, в процессе обучения необходимо использовать элементы теоретической подготовки, что расширяет данный процесс до образовательного.

При объяснении рационального варианта двигательного действия наиболее эффективным приемом является тот, при котором не только констатируется схема движения отдельных локомоторных звеньев, но используются метафорические образы и ощущения, которые сопровождают правильное выполнение данного движения.

Пример фрагмента подготовительной части:

Средства Дозировка Методические приемы обучения и организации
Построение, сдача рапорта.   2 мин.   Группу построить в правом верхнем углу. Команды: «становись!», «равняйсь!», «смирно!» и т.д.
Ходьба. 1 круг. Команды: «направо!», «в обход налево шагом марш!». Дистанция 2 шага.
Бег. 5 мин. Команда «бегом марш!».
Бег с заданием: -бег спиной вперед; -бег прыжками. Каждое упр. по 2 повторения по 20 м. Длинная прямая – упр., коротка – бег. Смотреть через правое плечо. Ногу ставить на переднюю часть стопы.
Ходьба руки на пояс. 2 круга. Глубокий вдох через нос, выдох через рот.
Перестроение. 30 с. Команды: «через середину налево в колонну по 2 марш!», дистанция 2 шага, «на месте стой!», «налево!».
И. п. – о. с. 1-4 –     круговые        движение головой вправо; 5-8 – влево. 10 раз.   Круговые движения выполнять по максимальной амплитуде в медленном темпе.  

 

 

Пример фрагмента основной части:

Средства Дозировка Методические приемы обучения и организации
И. п. – стойка лицом по направлению броска, ноги на ширине плеч, руки параллельно полу, согнуты в локтях, ядро на уровне груди. Наклон назад с последующим разгибанием рук в локтевых суставах и выбросом ядра вперед-вверх. 10 раз. Упражнения выполнять строго по команде преподавателя. Во время броска локти не опускать, не наклоняться вперед.

 

 

Пример фрагмента заключительной части:

Игра                  «запрещенное движение» Ведущий показывает различные движения в быстром темпе.      Игроки должны повторять за ним все, за исключением запрещенного двигательного    действия, показанного перед началом игры. 5 мин. Побеждает тот, кто ни ошибется. Проигравшие убирают инвентарь. разу не ученики

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: