Перспективы дистанционного электронного голосования в России

Следуя общемировой тенденции использования цифровых технологий в политическом процессе в XXI в., власти России предпринимают шаги по внедрению технологии дистанционного электронного голосования. В 2020 г. в связи с эпидемией вируса «COVID-19», введения режима повышенной готовности и самоизоляции граждан, и, соответственно, и невозможности участия населения в процессе выборов на избирательных участках, вопрос о применении дистанционного голосования населения на выборах всех уровней становится особенно актуальным.

Дистанционное электронное голосование используется в ситуации, когда избиратель голосует за пределами избирательного участка из любого месторасположения.

Дистанционное электронное голосование, как показала практика его применения и научные разработки, может в зависимости от используемых при этом технических средств осуществляться следующими способами:

- голосование при помощи мобильного телефона;

- голосование при помощи социальной электронной карты через терминалы, расположенные вне помещения для голосования;

- голосование через Интернет.

Применение дистанционной формы выражения воли избирателей, как предполагается, обладает рядом преимуществ: сокращением финансовых расходов на организацию работы избирательных участков; удобством для граждан, преодолением фактора времени и расстояния; повышением степени информированности и вовлеченности граждан в процесс выборов, прежде всего молодого населения; гипотетически введение де-факто прямой демократии; потенциальное сокращение влияния человеческого фактора, использования административного ресурса и ныне, когда оказалось, что эпидемии действительно являются одной из главных угроз глобальному человечеству, обнаружилось преимущество в «сохранении социальной дистанции».

Однако каждое из этих преимуществ оказывается сопряжено с определёнными рисками и объективной неготовностью законодательно-правовой и технической баз. Так сокращение расходов н организацию работы избирательных участков можно ожидать в перспективе массового введения дистанционного голосования, но на данном этапе эта форма голосования является дополнительной и реально пока требует расходов. Тогда как полный уход на дистанционное голосование в ряде стран, включая Россию, объективно невозможен в силу того, что при безусловном удобстве дистанционного голосования для растущей аудитории пользователей интернета (в России на 2019 г. около 78% населения при стабильном приросте каждый год), обнаруживается неравномерность доступа граждан к современным технологиям хранения и передачи информации.

Ключевой остаётся проблема обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных граждан, уязвимость для хакеров, кибератак и технических сбоев: именно это представляет особую сложность, в связи с чем, несмотря на то, что разработки систем электронного голосования в «старых» демократиях ведутся довольно давно, даже в таких странах как США и Великобритания, они пока не стали устойчивой практикой.

Также в качестве потенциальных проблем следует отметить вопросы доверия избирателей к электронным формам демократии и властным институтам в стране, выборам в целом, и возникающую в связи с этим проблему легитимности принятых решений; снижение транспарентности избирательного процесса в случае отсутствия продуманных средств общественного контроля, риск манипуляции результатами и невозможность пересчёта голосов.

8 сентября 2019 г в трех избирательных округах Москвы (№ 1, № 10 и № 30) прошёл эксперимент по проведению дистанционного электронного голосования, который предоставил возможность волеизъявления через Интернет более чем 11,2 тыс. избирателей. Большая часть населения округов ею воспользовалась (явка составила 92,3 %, что значительно выше средней по городу).

В ходе электронного голосования на выборах в Москве использовалась новая программа обеспечения тайны голосования – анонимизатор, смысл запуска которой в шифровании данных и создании автономной системы, не контролируемой Правительством Москвы и его Департаментом информационных технологий. Личный кабинет пользователя «привязан» к номеру телефона, что позволяет идентифицировать избирателя и предотвратить повторное голосование, но не обеспечивает полную анонимность и не защищает от использования административного ресурса. Защита информации и в этом случае односторонняя: будучи независимой от органов исполнительной власти, система администрируется специалистами Мосгоризбиркома, а значит, полностью защищенной от вмешательства не является.

Помимо несовершенства законодательной базы нужно учесть, что применение иностранных протоколов шифрования в РФ невозможно, так как они не сертифицированы отечественными спецслужбами, а разработка собственных систем шифрования направлена преимущественно на решение задач государственной безопасности и сохранения государственной тайны, а не в процессе обеспечения электронного голосования.

Во время непосредственного голосования в Мосгордуму были зафиксированы технические сбои: в инфраструктуре портала госуслуг Москвы электронное голосование прерывалось дважды, платформа была недоступна для избирателей в течение двух часов, из-за чего некоторые избиратели столкнулись с ситуацией, когда при отправке голоса их данные не проходили через анонимизатор или когда их голос никуда не отправлялся, но система его учитывала. Также были сообщения об утечках персональных данных после выборов.

Тем не менее несмотря на означенные недостатки, представителями московской власти и партии «Единая Россия» эксперимент был признан в целом положительным. Часть критики была принята к сведению, и теперь на фоне эпидемии коронавируса планируется дальнейшее продление эксперимента по использованию системы электронного дистанционного голосования.  Так 14 апреля 2020 г. в первом чтении усилиями депутатов «Единой России» (оппозиция воздержалась от голосования «за») принят законопроект, предлагающий распространение дистанционной формы голосования на выборы всех уровней: в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Москвы и органы местного самоуправления. В 2021 г. выбирать депутатов Госдумы РФ от Москвы можно будет через сайт Mos.ru., которым все граждане Москвы теперь активно пользуются из-за введения режима пропусков.

В целом в России дистанционное электронное голосование может видеться как альтернативный способ голосования в отдельных наиболее технологически развитых регионах страны в ближайшие годы, что коррелирует с заявлениями главы ЦИК Эллы Памфиловой о том, что не стоит ожидать форсированного распространения практики онлайн-голосования по всей стране. Но можно ожидать, что эпидемия коронавируса и связанный с ним кризис внесут свои коррективы, сделав дистанционное электронное голосование более востребованным, и поэтому,  несмотря на известные позитивные примеры Эстонии и Швейцарии и положительную оценку представителей российской власти опыта проведённых экспериментов, всё же существует риск что внедрение данной системы голосования, по меньшей мере в ряде случаев, будет осуществляться при отсутствии должной законодательной базы, технического обеспечения, уровня информационной защиты что, конечно, делает её в определённом смысле неоправданной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: