Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898г

БИЛЕТ № 11

Искусство в период Великой Отечественной войны. А.Пластов.

Живопись времён ВОВ

Основной тематикой живописи тех лет была, разумеется, военная. Художники отражали в своих работах фашистскую угрозу, суровые будни, ненависть к врагу, страдания советского народа, скорбь по погибшим. В начале войны присутствовала торопливая фиксация увиденного, не исключающая глубины мысли (Я. Николаев «За хлебом», В. Пакулин «Набережная Невы. Зима»). В середине войны в живописи наблюдались лаконизм, простота, прямолинейность. К концу войны картины становятся сложнее, с развитой драматургией. Война становится основной темой во всех жанрах: в исторической живописи художники обращались к военному прошлому, в портретной – изображали героев войны и тружеников тыла, даже пейзаж приобретает патриотическую направленность. В 1941–1945 гг. развивается и бытовой, и пейзажный жанр, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А. Пластову.

В графике процветал патриотический плакат. Все помнят плакаты В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!», Т. Ерёмина «Партизаны, мстите без пощады!» Все эти плакаты отвечали агитационным задачам. Первый плакат, вдохновляющий людей на подвиг, появился уже 23 июня 1941 г.: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» (Кукрыниксы). Плакат – один из ведущих жанров изобразительного искусства 40-х гг.

Народный художник СССР, чьи картины знакомы всем по школьным учебникам, талантливый живописец Пластов Аркадий Александрович появился на свет 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирского уезда.

 

Аркадий был шестым ребенком в большой крестьянской семье. Отец его служил псаломщиком в церкви и писал иконы.

Так что перед мальчиком было два пути – церковь и живопись. Родители видели в нем только священника, поэтому успешно закончив сельскую школу и духовное училище, в 1908 году он поступает в духовную семинарию в Симбирске. В это же лето Аркадий знакомится с артелью художников, приехавших в родное село восстановить иконы и роспись церкви. Эта работа производит на него неизгладимое впечатление, юноша понимает, что отныне он хочет заниматься только живописью.

 

Продолжая учебу в семинарии, Аркадий часто рисует своих однокурсников. Понимая, что у него нет призвания быть духовным служителем, с благословения ректора весной 1912 года юноша уходит с четвертого курса и приезжает в Москву. Однако сразу поступить в училище живописи, ваяния и зодчества молодой человек не смог, не хватило подготовки.

Через два года его желание сбывается, он становится студентом заветного училища, но только на факультете скульптуры. Закончить обучение не удается - наступает 1917 год, в России происходит сначала Февральская, а затем Октябрьская революции.

 

Пластов возвращается в свою родную Прислониху, где ему выделяют надел земли. Пришлось пахать, косить траву. Сельский труд для него не в новинку.  С1925 года он на зиму выезжает в Москву, где рисует плакаты, а в остальное время работает на земле. Все свое свободное время, которого у него было очень мало, он отдает рисованию. У молодого человека большие замыслы, он создает множество эскизов, рисунков, портретов односельчан.

 

Уже в 1935 году его картины впервые успешно принимают участие на Московской выставке. С тех пор живописец является постоянным участником художественных выставок, к нему приходит всесоюзная известность. Мастеру удается очень реалистично и красочно передать повседневные заботы колхозников, их труд и праздники, ведь он очень хорошо знает сельскую жизнь.

Великая Отечественная Война перечеркивает все планы живописца. Под впечатлением происходящего он пишет цикл очень драматичных полотен известных многим («Немцы идут («Подсолнухи»)», «Фашист пролетел»).

А после победы мастер стремится наполнить свои картины радостью и оптимизмом, а «Сенокос» и «Жатва» приносят ему в 1946 году Сталинскую премию. В 1947 году А. А. Пластов становится Действительным членом Академии художеств СССР.

Талант живописца проявляется и в пейзажах, очень лиричных и поэтических: «Поле пшеницы», «После дождей», «Золотая опушка». Ему удается передать всю прелесть природы своих родных мест.

Еще одна любимая тема – портреты, их художник написал несколько сотен, стремясь показать характер и внутренний мир людей. А сколько изображений сельских мальчишек – озорных и задумчивых, работающих и отдыхающих («Витя-подпасок», «Дети на прогулке») восхищают нас до сих пор.

 

Участвует художник во многих выставках, с большим успехом проходят и персональные выставки. Изображения сельской жизни («Колхозный ток», «Ужин трактористов», «Родник») вызывают неподдельный интерес и привлекают внимание зрителей. Его полотна, наполненные теплом и светом, яркими красками, легко узнаваемы. И к каждой картине Пластов создавал десятки набросков и эскизов, ища выразительные позы и лица, виды природы, чтобы все выглядело очень реально. В 1966 году живописцу присуждают Ленинскую премию.

 

С огромной нежностью и любовью художник пишет матерей, вызывая в зрителях чувство тепла и счастья («Солнышко», «Мама»). Можем мы любоваться и прекрасными иллюстрациями Аркадия Александровича к произведениям Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова.

 

 

Умер мастер в 1972 году, 12 мая. В 1988 году на родине живописца открыт музей. Его картинами мы можем любоваться во многих музеях России.

2. В работе над практическим заданием обучающийся должен назвать произведение, его автора и описание картины;

 

Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898г.

Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

 

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

 

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

 

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

 

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

 

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

 

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

 

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: