подача искового заявления;
консультация у юриста -профессионал, юридические консультации.
VI.юридические санкции -юридическая ответственность:
1)средство борьбы с правонарушениями -юридическая ответственность; 2)юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение;
3)признаки юридической ответственности, которая возлагается:
А) только за правонарушение, т. е. за виновно совершённое деяние;
Б) только от имени государства;
В)обязательно предполагает применение мер государственного принуждения, которое выражается в несении правонарушителем определённых неблагоприятных последствий.
«неблагоприятные последствия»:
ряд серьёзных наказаний: штраф, лишение свободы и т. д.
дополнительное бремя, которое ложится на плечи правонарушителя.
3)Виды юридической ответственности -классификация по отраслевой принадлежности:
А)административная, уголовная, гражданская и др.
Б)уголовная ответственности -за совершённое преступление,
|
|
В)остальные — за проступок.
Тема 21. Мой конспект: Предпосылки правомерного поведения
I.реальность:
I.Проблемы:
1) Мотивы действия в соответствии с нормами права.
2) Необходимые правовые знания.
3) Правокультурный человек.
4) Создание обществом образцов поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе.
5) Проблема воплощения этих образцов в реальную жизнь, в норму для данного общества.
6) Условия формирования правомерного поведения.
II.сознание-правосознание:
1) Правовое сознание (или правосознание) — это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.
А) С одной стороны, знание права, представление о том, какими должны быть хорошие, справедливые, необходимые законы, на каких принципах, идеях они должны строиться.
Б) С другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т.п.
2)Структура правосознания: знание права, правовая идеология, правовая психология и поведенческий элемент (установки).
3)Знание права:
А)знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов;
Б)понимание сущности правовых учений;
В)ориентация в иерархии нормативно-правовых актов;
Г)наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных органов;
Д)информированность о новейших нормативно-правовых актах;
Е)объём этой информации: зависимость от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия общеобразовательной или профессиональной юридической подготовки, места работы человека.
|
|
4) уровень знаний -обыденное, профессиональноеинаучное правосознание:
А) обыденное правосознание: личный опыт и житейские представления; фрагментарный, часто поверхностный характер знаний.
Б) Профессиональное правосознание: юридические знания, умение грамотно применять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права.
В) Научное правосознание: правовые обобщения, правовые идеи и теории.
4)Правовая идеология -это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей; право с точки зрения справедливости; ценности, утверждаемые и охраняемые правом; цели права, правовые средства.
А) общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость,
Б) ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д.
5)Правовая психология — это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам: оценки права; правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определённых целей и в утверждении определённых ценностей.
6) Поведенческий элемент правосознания - правовые установки:
А) Правовая установка —это психологическая готовность личности к соблюдению нормы права.
Б) Антиправовая установка -это неприятие ценностей, утверждаемых правом, предрасположенность к нарушению права.
7)Правосознание -вид правосознания:
А) индивидуального (личное отношение человека к праву),
Б) группового (отношение к праву различных социальных групп: государственных служащих, должностных лиц, молодёжи, крестьян и т. п.), В) общественного (правосознание всего общества).
8) Взаимодействие права и правосознания:
Во-первых, влияние правосознания на правотворчество, на содержание права: уровень правосознания общества и отдельных групп населения, господствующие в обществе правовые идеи в законах.
Во-вторых, учет в ходе правоприменения: учёт правосознания.
В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки) -соблюдение и исполнение права; правильная оценка правовых явлений.
В-четвертых, право -формирование правосознания, внедрение в сознание правовых идей.
III.деятельность:
III.1.функции правовой культуры в современном обществе:
1) Познавательная функция правовой культуры: освоение правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права.
2) Регулятивная функция правовой культуры: обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка.
3) Нормативно-ценностная функция правовой культуры: сопоставление поступков с образцами поведения.
4) Коммуникативная функция правовой культуры: согласование общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей.; правовое общение, процесс получения образования, средства массовой информации, литературы и других видов искусства.
5) Прогностическая функция правовой культуры: основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.
III.2. черты современной правовой культуры:
1) определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в правовой организации общества;
2) утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
3) правовая активность граждан в осуществлении своих прав;
4) активная законотворческая, правозащитная и правоприменительная деятельность всех звеньев государства.
|
|
III.3. Антипод правовой культуры сл- правовой нигилизм (от лат. nihil — ничто, ничего):
1) недооценка роли права или даже его отрицательная оценка,
2) неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение.
3) умышленное нарушение законов, несоблюдение правовых норм, нарушение прав человека.
4) Правовой нигилизм: личностный и государственный, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые традиции.
III.4. Настроения правового нигилизма в российском обществе -негативные условия нашей современной жизни:
1) недостатки проводимых социально-экономических преобразований, незавершённость правовой реформы,
2) неэффективная работа органов государственной власти,
3) массовое и повсеместное нарушение законодательства, коррупция,
4) проблемы в борьбе с преступностью.
III.5. Гражданское общество и правовое образование:
1)Гражданское общество: изживание негативных явлений, повышение уровня правосознания и правовой культуры, система правового воспитания: идеи и ценности современной правовой культуры.
2) Правовое обучение и воспитание - элементы образования:
А)правовое обучение (передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);
Б)правовое просвещение (распространение правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, созданием компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс»);
В)юридическая практика (передача юридической информации, знаний посредством участия граждан в правоприменительной деятельности и т. п.);
Г)самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).