З)право всех граждан России, начиная с 18 лет

подача искового заяв­ления;

кон­сультация  у юриста -профессионал, юридические консультации.

VI.юридические санкции -юридическая ответственность:

1)средство борьбы с правонарушениями -юридическая ответственность; 2)юридическая ответствен­ность — это применение мер государственного принужде­ния к виновному лицу за совершённое правонарушение;

3)признаки юридической ответственности, которая возлагается:

А) только за правонарушение, т. е. за вино­вно совершённое деяние;

Б) только от имени государства;

В)обязательно предполагает применение мер государствен­ного принуждения, которое выражается в несении право­нарушителем определённых неблагоприятных последствий.

«неблагоприятные последствия»:

ряд серьёзных наказаний: штраф, лишение свободы и т. д.

дополнительное бремя, которое ложится на плечи правонарушителя.

3)Виды юридической ответственности -классификация по отраслевой принадлежности:

А)административная, уголов­ная, гражданская и др.

Б)уголовная ответственно­сти -за совершённое преступле­ние,

В)остальные — за проступок.

Тема 21. Мой конспект: Предпосылки правомерного поведения

I.реальность:

I.Проблемы:

1) Мотивы действия в соответствии с нор­мами права.

2) Необходимые правовые знания.

3) Правокультурный человек.

4) Создание обществом образцов поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе.

5) Проблема воплощения этих образцов в реальную жизнь, в норму для данного общества.

6) Условия формирования правомерного поведения.

II.сознание-правосознание:

1) Правовое сознание (или правосо­знание) — это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

А) С одной стороны, знание права, представление о том, какими должны быть хоро­шие, справедливые, необходимые законы, на каких прин­ципах, идеях они должны строиться.

Б) С другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т.п.

2)Структура правосознания: знание права, правовая идеология, правовая психология и поведенческий элемент (установки).

3)Знание права:

А)знание норм Конститу­ции РФ, содержания наиболее важных федеральных зако­нов, в том числе основных положений отраслевых кодек­сов;

Б)понимание сущности правовых учений;

В)ориентация в иерархии нормативно-правовых актов;

Г)наблюдение посред­ством СМИ за деятельностью законодательных органов;

Д)информированность о новейших нормативно-право­вых актах;

Е)объём этой информации: зависимость от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия общеобра­зовательной или профессиональной юридической подготов­ки, места работы человека.

4) уровень знаний -обыденное, профессиональноеинаучное правосознание:

А) обыденное правосознание: личный опыт и житейские представления­; фрагментарный, часто поверхност­ный характер знаний.

Б) Профессиональное правосознание: юридические знания, умение грамотно применять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права.

В) Научное правосознание: правовые обобщения, правовые идеи и теории.

4)Правовая идеология -это отношение к правовым зна­ниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей; право с точки зрения справедливости;  ценности, утверждаемые и охраняемые  правом; цели  права, правовые средства.

А) общечелове­ческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость,

Б) ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д.

5)Правовая психология — это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и за­конам: оценки права; правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определённых целей и в утверждении опре­делённых ценностей.

6) Поведенческий элемент правосознания - правовые установки:

А) Правовая установка —это психологи­ческая готовность личности к соблюдению нормы права.

Б) Антиправовая установка -это неприятие ценностей, утверждаемых правом, предрасположенность к нарушению права.

7)Правосознание -вид правосознания:

А) индивидуального (личное отношение человека к праву),

Б) группового (отношение к праву различных социальных групп: государственных служащих, должностных лиц, мо­лодёжи, крестьян и т. п.), В) общественного (правосознание всего общества).

8) Взаимодействие  права и право­сознания:

Во-первых, влияние правосознания на правотворчество, на содержание права: уро­вень правосознания общества и отдельных групп населе­ния, господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Во-вторых, учет в ходе правопри­менения:  учёт правосознания.

В-третьих, уровень правосознания общества (знание пра­ва, положительные его оценки) -соблюдение и исполнение права; правильная оценка правовых явлений.

В-четвертых, право -формирование правосознания, внедрение в сознание право­вых идей.

III.деятельность:

III.1.функции правовой культуры в со­временном обществе:

1) Познавательная функция правовой культуры: освоение правового наследия прошлых эпох и до­стижений отечественного и зарубежного права.

2) Регулятивная функция правовой культуры: обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка.

3) Нормативно-ценностная функция правовой культуры: сопоставление поступков с образцами поведения.

4) Коммуникативная функция правовой культуры: согласование общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей.; правовое общение, процесс получе­ния образования, средства массовой инфор­мации, литературы и других видов искусства.

5) Прогностическая функция правовой культуры: основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

III.2. черты современной правовой культуры:

1) определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в правовой организации общества;

2) утверждение в массовом правосознании чувства ува­жения к закону и правопорядку;

3) правовая активность граждан в осуществлении своих прав;

4) активная законотворческая, правозащитная и право­применительная деятельность всех звеньев государства.

III.3. Антипод правовой культуры сл- правовой нигилизм (от лат. nihil — ничто, ничего):

1) недооценка роли права или даже его от­рицательная оценка,

2) неуважение к праву, пренебрежитель­ное к нему отношение.

3) умышленное нарушение законов, несоблюдение правовых норм, нарушение прав человека.

4) Правовой нигилизм: личностный и государственный, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые традиции.

III.4. Настроения правового нигилизма в российском обществе -негативные условия нашей современной жизни:

1) недостатки проводимых социально-экономических преобразований, незавершённость правовой реформы,

2) не­эффективная работа органов государственной власти,

3) мас­совое и повсеместное нарушение законодательства, корруп­ция,

4) проблемы в борьбе с преступностью.

III.5. Гражданское общество и правовое образование:

1)Гражданское общество: изживание негативных явлений, повышение уровня правосознания и пра­вовой культуры, система правового воспитания: идеи и ценности современной правовой культуры.

2) Правовое обучение и воспитание - элементы образования:

А)право­вое обучение (передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);

Б)правовое просвещение (распространение правовых идей и правовых требований среди населения теле­видением, радио, созданием компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс»);

В)юри­дическая практика (передача юридической информации, знаний посредством участия граждан в правоприменительной деятельности и т. п.);

Г)самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: