Травматизм: характеристика понятий
Травма - повреждение тканей, органов или всего организма человека в целом, которое возникает при внешних механических, термических, электрических, химических или иных воздействий, в определенных условиях, превышающих по своей силе прочность покровных и внутренних тканей тела.
Травмы при занятиях спортом говорят о неправильных нагрузках или образе жизни. Как же их избежать при занятиях физической культурой?
Травматизм на занятиях физической культуры - явление, не совместимое с оздоровительными целями физической культуры и спорта. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателя или тренера. Предупреждение спортивного травматизма основано на принципах профилактики повреждений с учетом особенностей отдельных видов спорта. Кроме общих организационно-профилактических мер обеспечения безопасности на учебно-тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях в отдельных видах спорта существуют меры профилактики спортивного травматизма, присущие только данному виду спорта.
|
|
Травмы при занятиях физической культурой и спортом возникают относительно редко по сравнению с травмами, связанными с промышленным, сельскохозяйственным, уличным, бытовым и другими видами травматизма, - около 3 % к общему числу травм.
Утомление: основные понятия и предотвращение
Известно, что любая физическая нагрузка приводит, в конечном счете, к утомлению. Именно задача фармакологической профилактики и лечения состояния острого утомления спортсменов является одной из важнейших для практики спорта, как высших достижений, так и массового.
При использовании лекарственных средств для ускорения восстановления спортсменов на первый план выходит принцип дозированного восстановления. Дело в том, что утомление носит для спортсмена и благотворительный характер. Именно утомление и вызываемые им биохимические и физиологические сдвиги способствуют повышению адаптации организма спортсмена к физической нагрузке, повышают уровень спортивной работоспособности, оказывают собственно тренирующее воздействие. Безоглядное использование восстановительных средств способствует снижению эффективности тренировок и не позволяет спортсмену достигнуть пика спортивной формы. Постоянное применение сильнодействующих восстановителей может не только снижать эффект тренировки, но и приводить к утере приобретенных навыков.
Одновременно с тем, утомление способствует срыву адаптационных возможностей организма к нагрузке и резкому снижению спортивной работоспособности. Теория дозированного восстановления спортсмена подразумевает, что восстановительные мероприятия у спортсменов должны быть распределены как по интенсивности, так и по времени, не должны проводиться непрерывно, а лишь только в определенные периоды.
|
|
Педагогические средства восстановления включают в себя: индивидуализацию процесса тренировки и построения тренировочных циклов, адекватные интенсивность и направленность нагрузки, рациональный режим тренировки и отдыха. Кроме того, весьма важным является постоянный контроль и коррекция тренировочных занятий в зависимости от функционального состояния спортсмена, времени в тренировочном процессе.
Классификация травм по тяжести
По тяжести мы можем разделить травмы на 3 категории:
1) Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящей в потере учебной и спортивной трудоспособности сроком свыше 30 дней. Пострадавших госпитализируют или длительное время лечат у травматологов-ортопедов в специализированных отделениях или амбулаторно.
2) Травмы средней сложности тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30 дней. Люди со спортивными травмами средней тяжести также должны лечиться у травматологов-ортопедов.
3) Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потере общей и спортивной работоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение 1-й степени и др, при которых учащаяся нуждаются в оказании первой врачебной помощи. Возможно сочетание назначенного врачом лечения (сроком до 10 дней) с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.
Основные причины травмирования на уроках физкультуры
Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры являются:
· Недочеты в организации и методике проведения уроков: это непродуманная организация урока, проведение занятий в отсутствие учителя, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, техническая и физическая подготовленность учащихся.
· Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние спортивных залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточная освещенность мест занятий, запыленность, низкая температура воздуха. Неблагоприятные метеорологические условия: дождь, снег, сильный ветер и др.
· Недостаточное материально-техническое обеспечение: плохая подготовка мест занятий и инвентаря, плохое крепление снарядов, малые залы, отсутствие зон безопасности, жесткое покрытие и неровности дорожек.
· Скученность детей во время занятий.
· Низкий уровень воспитательной работы, нарушения дисциплины, поспешность, невнимательность учителя и учащихся.
· Отсутствие медицинского контроля. Допуск к соревнованиям без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний, по ограничению нагрузок, комплектованием групп в зависимости от степени подготовленности учащихся.
Основные правила предотвращения травматизма
Опираясь на информацию, изложенную выше, формулируем следующие правила:
· Знание и соблюдение правил Техники Безопасности.
· Врачебный контроль.
· Правила личной гигиены.
· Качественная разминка и разогрев мышц.
· Правильное выполнение техники движений.
· Адекватный расчет сил и возможностей, соблюдение режима дня.
· Баланс между силой и гибкостью.
· Соблюдение методических принципов.
· Квалификация преподавателя (тренера).
|
|
Выводы
1. К внешним факторам спортивного травматизма относятся: недочеты и ошибки в методике проведения занятий; недостатки в организации занятий и соревнований; особенности техники выполнения упражнений; неполноценное материально-техническое обеспечение занятий; неблагоприятные гигиенические и метеорологические условия; неправильное поведение спортсменов; нарушение требований врачебного контроля.
2. Внутренние же факторы составляют следующие факторы: состояния утомления, переутомления и перетренированности; наличие в организме спортсмена хронических очагов инфекции; индивидуальные особенности организма спортсмена; перерывы в занятиях спортом.
3. Для предупреждения спортивных травм необходимо осуществлять комплекс соответствующих профилактических мероприятий: повышение квалификации тренерско-преподавательского состава; соблюдение требований организации и проведения тренировок и соревнований; улучшение материально-технического обеспечения тренировочных занятий и соревнований, а также условий их проведения; правильно поставленная воспитательная работа среди спортсменов; регулярный врачебный контроль за занимающимися спортом.