Благодарю за внимание

Свириденко Ирина Анатольевна,

Канд, филол. наук, доцент,

Доцент кафедры С(Д)О

РОЛЬ И МЕСТО РИТОРИКИ В РАБОТЕ

ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

Доклад на   секции Кафедры специального (дефектологического) образования

 XXVI научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов Крымского инженерно-педагогического университета

имени Февзи Якубова.

Особенность подготовки учителя-дефектолога, как представителя профессии с повышенной речевой ответственностью, тесно связана с необходимостью овладения классической риторикой.

Умение пользоваться основами красноречия являлось важной частью древнегреческого образования, поэтому многие философы античности стремились выработать стратегии того, как эффективно воздействовать на публику звучащим словом и довести речь до максимально убедительного уровня. И хотя со времен античности риторическая наука претерпела серьёзные изменения, предметом современной риторики так же называют «общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, […] и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной».  Речь педагога-дефектолога призвана быть максимально эффективной.

Несколько слов о современной риторике. Современная риторика подразделяется на общую риторику и группу частных риторик

В рамках общей риторики исследуют:

1) риторический канон как систему определённых законов и правил расположения и выражения речи;

2) ораторию как теорию и практику публичного выступления с речью;

3) теорию и практику ведения беседы;

4) эристику как мастерство ведения спорных дискурсов;

5) этнориторику – отличительные черты, традиции и особенности речевого поведения, риторические идеалы представителей различных национальностей и народов в целом.

В область изучения частных риторик входят признаки, характеризующие речевое поведение и коммуникацию в ситуациях профессионального, а также социально-ролевого видов общения. Данный раздел риторики изучает области «повышенной речевой ответственности» – те сферы деятельности человека, которые непосредственно связаны со всевозможными речевыми ситуациями. Из этого следует, что в частных риториках изучаются законы эффективной речи в рамках профессиональной деятельности, т.е. в таких областях как педагогика, журналистика, юриспруденция, медицина, а также общественная, административная и управленческая виды деятельности.

Специалисты отмечают, что владение навыками эффективного речевого общения является залогом успешной профессиональной самореализации представителей определённых профессий, поэтому работники сфер повышенной речевой ответственности должны проходить специальную речевую подготовку, так как каждый такой специалист должен понимать, что «слово, по мысли современного исследователя педагогической риторики – это профессиональный инструмент, владеть которым так же необходимо научиться, как хирургу – скальпелем, а художнику – кистью». Особенно это касается специалистов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Речь педагога-дефектолога, логопеда должна являться для учеников примером «риторического идеала» не только с точки соблюдения языковых норм, но и в плане следования правилам речевого этикета. Каждый учитель должен внимательно следить за тем, чтобы между ним и учащимся был установлен контакт доброжелательного и доверительного общения, а также была создана атмосфера тепла и уважения, которая даст учащемуся с ограниченными возможностями здоровья то самое чувство «социальной защищённости», которое, по мнению психологов, является необходимым для комфортной жизни в современном обществе.

Педагогическая речь обладает своими определёнными особенностями, т.к. является самостоятельно существующим в профессиональной деятельности учителя явлением, и вместе с тем - условием становления и развития педагогического мастерства. Она обладает отличительными свойствами и качествами, определяющими её педагогическую сущность и содержание. Они включают в себя:

· публичность, направленность на аудиторию;

· аудиовизуальность;

· импровизированность.

Выступление с речью перед аудиторией (классом) подразумевает изложение собственных мыслей и приведение своих доводов таким образом, чтобы они находили отклик в сердцах и сознании учеников не только в качестве определённых фактов, но и в форме, своего рода, ценностных ориентаций. В процессе работы с учениками педагог-дефектолог обращается ко всем ученикам одновременно, а также наблюдает за каждым в отдельности и может индивидуально адресовать ему свои слова. Данное обстоятельство обязует педагога-дефектолога владеть визуальным контактом и уметь работать со своими слушателями «глаза в глаза».

Публичность и направленность педагогической речи на аудиторию являются её важнейшей специфической особенностью и обусловливают исполнения следующих необходимых положений:

1) всестороннего знания педагогом-дефектологом личностных свойств и качеств учащихся с ОВЗ, а также особенностей коллектива данного класса;

2) умений прогнозировать наперёд степень влияния своих слов на всех учеников в целом и на каждого учащегося в частности;

3) персонального отношения педагога-дефектолога к тому, о чём он говорит, т.е. личностной окрашенности высказываний;

4) умений и навыков организации и построения диалога, с учётом инактивности общения детей с дизонтогенезом.

Ещё одной специфической особенностью педагогической речи является её аудиовизуальность. Это означает, что то, о чём в данный момент говорит учитель, должно восприниматься учащимися не только на слух, но и через зрительные каналы восприятия (особенно это важно для детей с нарушением интеллектуального развития). Посредством слуха учащиеся воспринимают слово, его основное значение и интонацию (лингвистическая и паралингвистическая знаковая система педагогической речи). Визуально же в процессе педагогической речевой деятельности ученики воспринимают мимику учителя, а также выразительность эмоциональной составляющей его поведения, сопровождающие высказывание (кинетический вид системы знаков речи учителя).

Данная особенность ставит перед учителем требование развивать умения контроля своего внешнего вида в процессе речевой деятельности и общения с учениками, а также адекватно воспринимать реакцию учеников (умение социальной перцепции).

Существенно значимой особенностью педагогической речи является её импровизированность. Поскольку речь учителя порождается непосредственно в той конкретной педагогической ситуации, которая не всегда является спланированной, то она отчасти может быть охарактеризована как импровизированная. Именно по этой особенности определяется степень профессионализма любого учителя. В этой связи также можно вспомнить знаменитое выражение Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел». В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.Г. Панова приводится следующее определение импровизации: «импровизация (от лат. - improvisus - неожиданный, внезапный) - это деятельность учителя или воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения без предварительного осмысления и обдумывания» (Большая Российская энциклопедия). Речевая импровизация педагога – понятие неоднозначное, поэтому существует несколько точек зрения на определение её значения:

1) это не буквальное воспроизводство учебного материала, а, напротив, свободное его изложение на основании детальной предварительной подготовки, предусматривающей выбор содержательной составляющей, обдумывание объёма и логической последовательности излагаемого, определение характера общего тона высказываний, тех или иных интонационных моментов, темпа и ритмики речи;

2) это неспланированная речь, которая возникает сиюминутно, т.е. рождается непосредственно в процессе деятельности педагога; это немедленная реакция учителя на момент общения с учениками на определённые их слова и действия.

Всё вышесказанное ещё раз свидетельствует о необходимости всесторонней речевой подготовки будущих педагогов-дефектологов, в частности, владением педагогической риторикой.

 

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

23.04.20

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: