Информационное обеспечение ИС

Определение информационной системы, цель функционирования, решаемые задачи

ИС - это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку ИТ.

Целью функционирования ИС является информационное обслуживание эффективной деятельности некоторой организационно-экономической системы путем решения общих и конкретных задач.

К общим задачам, свойственным каждой ИС, относятся:

1) надежное хранение, быстрый поиск и обработка информации, представленной данными разной структуры;

2) обеспечение достоверности информации;

3) получение более рациональных вариантов решения задач управления за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем;

4) использование эргономичного пользовательского интерфейса;

5) создание сетей хранения, обработки и передачи информации и обеспечение согласованности действий и защиты данных при коллективном доступе;

6) совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота.

Конкретные задачи связаны с получением новой информации о предметной области, для которой разработана ИС и которая определяет состав таких задач. Например, для деканата вуза это может быть задача формирования списка студентов на получение стипендии.

Виды ИС в зависимости от степени автоматизации, пользователи ИС

В соответствии со степенью автоматизации решения задач различают три вида ИС:

1)  ручные - характеризуются отсутствием современных технических средств преобразования информации и выполнением всех операций человеком;

2)  автоматические - выполняют все операции по преобразованию информации без участия человека;

3)  автоматизированные - предполагают участие в процессе преобразования информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру.

Пользователей ИС можно разделить на несколько групп:

1) случайный пользователь – его взаимодействие с ИС не обусловлено служебными обязанностями;

2) конечный пользователь (потребитель информации) – лицо или коллектив, в интересах которого функционирует ИС. Он работает с ИС повседневно, связан с жестко ограниченной областью деятельности и, как правило, не является программистом, например, это может быть бухгалтер, экономист, руководитель подразделения;

3) администрация ИС. В ее состав входят:

· конструктор, или системный аналитик, – обеспечивает эффективностью ИС, определяет перспективы ее развития;

· администратор приложений – отвечает за формализацию информационных потребностей бизнес-приложений, управляет их эффективностью и развитием;

· администратор данных – осуществляет эксплуатацию и поддержание качественных характеристик БД;

· администратор компьютерной сети – обеспечивает надежную работу сети, управляет санкционированным доступом пользователей, устанавливает защиту сетевых ресурсов;

4) системные и прикладные программисты – создают, сопровождают и модернизируют программное обеспечение ИС;

5) технический персонал – обслуживают технические средства преобразования данных;

6) внешние пользователи – потребители выходной информации ИС (например, другие ИС).

 

Функциональные подсистемы ИС: методы их выделения

Функциональные подсистемы

Обслуживают решение конкретных задач, а потому зависят от предметной области, в которой функционирует ИС: они реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы преобразования информации и формирования управляющих воздействий, характерные именно для этой предметной области. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем.

Функциональные подсистемы могут выделяться по следующим принципам:

1) принцип предметной направленности - определяет подсистемы управления ресурсами по различным видам деятельности – финансовыми, кадровыми, материальными и т.д. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления.

2) при использовании функционального принципа выделение подсистем основано на управленческих функциях. Тогда выделяют функциональные подсистемы: учет, контроль, анализ и т.д., которые реализуются на различных уровнях управления и объединены в контуры управления производством, маркетингом, кадрами, финансами;

3) проблемный принцип отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам. Такие подсистемы могут реализовываться в виде специальных подсистем в рамках корпоративных ИС, например, ИС руководителя

4) смешанный принцип (предметно-функциональный) предполагает, что ИС делится на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности и должна соответствовать структуре системы управления.

Информационное обеспечение ИС

Информационное обеспечение (ИО) – это совокупность средств и методов построения информационного фонда ИС. Оно определяет способы и формы отображения состояния ОУ в виде данных внутри ИС, а также документов, графиков и сигналов вне ИС. Таким образом, ИО делится на внешнее и внутреннее.

Внешнее ИО включает:

1) систему классификации и кодирования информации

2) унифицированные системы документации. Они создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель – это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер жизнедеятельности общества. Для этого разработаны стандарты, где устанавливаются следующие требования: к унифицированным системам документации и формам документов различных уровней управления; к составу и структуре реквизитов и показателей; к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов;

3) схемы информационных потоков, циркулирующих на предприятии. Они отражают маршруты движения информации, ее объемы, частоту возникновения и обновления, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем вырабатываются меры по совершенствованию всей системы управления;

4) нормативно-справочную информацию, включая методические и инструктивные материалы.

Внутреннее ИО включает:

1) информационный фонд, отображающий состояние системы управления; основной формой организации информационного фонда и работы с ним на настоящий момент являются системы управления базами данных – СУБД;

2) входные данные, пополняющие информационный фонд;

3) выходные документы, являющиеся результатом работы ИС. Основной формой организации информационного фонда и работы с ним на настоящий момент являются системы управления базами данных – СУБД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: