Определение информационной системы, цель функционирования, решаемые задачи
ИС - это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку ИТ.
Целью функционирования ИС является информационное обслуживание эффективной деятельности некоторой организационно-экономической системы путем решения общих и конкретных задач.
К общим задачам, свойственным каждой ИС, относятся:
1) надежное хранение, быстрый поиск и обработка информации, представленной данными разной структуры;
2) обеспечение достоверности информации;
3) получение более рациональных вариантов решения задач управления за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем;
4) использование эргономичного пользовательского интерфейса;
5) создание сетей хранения, обработки и передачи информации и обеспечение согласованности действий и защиты данных при коллективном доступе;
6) совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота.
Конкретные задачи связаны с получением новой информации о предметной области, для которой разработана ИС и которая определяет состав таких задач. Например, для деканата вуза это может быть задача формирования списка студентов на получение стипендии.
|
|
Виды ИС в зависимости от степени автоматизации, пользователи ИС
В соответствии со степенью автоматизации решения задач различают три вида ИС:
1) ручные - характеризуются отсутствием современных технических средств преобразования информации и выполнением всех операций человеком;
2) автоматические - выполняют все операции по преобразованию информации без участия человека;
3) автоматизированные - предполагают участие в процессе преобразования информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру.
Пользователей ИС можно разделить на несколько групп:
1) случайный пользователь – его взаимодействие с ИС не обусловлено служебными обязанностями;
2) конечный пользователь (потребитель информации) – лицо или коллектив, в интересах которого функционирует ИС. Он работает с ИС повседневно, связан с жестко ограниченной областью деятельности и, как правило, не является программистом, например, это может быть бухгалтер, экономист, руководитель подразделения;
3) администрация ИС. В ее состав входят:
· конструктор, или системный аналитик, – обеспечивает эффективностью ИС, определяет перспективы ее развития;
· администратор приложений – отвечает за формализацию информационных потребностей бизнес-приложений, управляет их эффективностью и развитием;
· администратор данных – осуществляет эксплуатацию и поддержание качественных характеристик БД;
|
|
· администратор компьютерной сети – обеспечивает надежную работу сети, управляет санкционированным доступом пользователей, устанавливает защиту сетевых ресурсов;
4) системные и прикладные программисты – создают, сопровождают и модернизируют программное обеспечение ИС;
5) технический персонал – обслуживают технические средства преобразования данных;
6) внешние пользователи – потребители выходной информации ИС (например, другие ИС).
Функциональные подсистемы ИС: методы их выделения
Функциональные подсистемы
Обслуживают решение конкретных задач, а потому зависят от предметной области, в которой функционирует ИС: они реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы преобразования информации и формирования управляющих воздействий, характерные именно для этой предметной области. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем.
Функциональные подсистемы могут выделяться по следующим принципам:
1) принцип предметной направленности - определяет подсистемы управления ресурсами по различным видам деятельности – финансовыми, кадровыми, материальными и т.д. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления.
2) при использовании функционального принципа выделение подсистем основано на управленческих функциях. Тогда выделяют функциональные подсистемы: учет, контроль, анализ и т.д., которые реализуются на различных уровнях управления и объединены в контуры управления производством, маркетингом, кадрами, финансами;
3) проблемный принцип отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам. Такие подсистемы могут реализовываться в виде специальных подсистем в рамках корпоративных ИС, например, ИС руководителя
4) смешанный принцип (предметно-функциональный) предполагает, что ИС делится на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности и должна соответствовать структуре системы управления.
Информационное обеспечение ИС
Информационное обеспечение (ИО) – это совокупность средств и методов построения информационного фонда ИС. Оно определяет способы и формы отображения состояния ОУ в виде данных внутри ИС, а также документов, графиков и сигналов вне ИС. Таким образом, ИО делится на внешнее и внутреннее.
Внешнее ИО включает:
1) систему классификации и кодирования информации
2) унифицированные системы документации. Они создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель – это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер жизнедеятельности общества. Для этого разработаны стандарты, где устанавливаются следующие требования: к унифицированным системам документации и формам документов различных уровней управления; к составу и структуре реквизитов и показателей; к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов;
3) схемы информационных потоков, циркулирующих на предприятии. Они отражают маршруты движения информации, ее объемы, частоту возникновения и обновления, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем вырабатываются меры по совершенствованию всей системы управления;
4) нормативно-справочную информацию, включая методические и инструктивные материалы.
Внутреннее ИО включает:
1) информационный фонд, отображающий состояние системы управления; основной формой организации информационного фонда и работы с ним на настоящий момент являются системы управления базами данных – СУБД;
|
|
2) входные данные, пополняющие информационный фонд;
3) выходные документы, являющиеся результатом работы ИС. Основной формой организации информационного фонда и работы с ним на настоящий момент являются системы управления базами данных – СУБД.