В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.
Варианты зачинов | Примеры | Плюсы и минусы названного варианта |
1.Академический | «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…» | Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости |
2. От «я» | «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» | Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции |
3. «Киношный» | «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…» | Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции |
4. Дневниковый | «Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…» | Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу |
5. Цитатный | «Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…» | Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение |
|
|
Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих названий вступлений:
1. историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);
2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);
3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);
4. сравнительное (проведение литературных параллелей);
5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.
Упоминает Н.П.Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».
И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».
В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать варианты зачинов, рассмотреть их функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.
|
|
Называет В.Н.Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них
· мемуарный приём,
· монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное,
· монтаж фактуальной информации,
· обращение к информационному запасу коммуниканта,
· обзор аспекта деятельности героя,
· обзорная характеристика предмета обсуждения,
· призыв к совоспоминаниям
· приглашение к диалогу,
· призыв к сопредставлению,
· призыв к сопереживанию,
· противопоставление,
· зачин-парадокс,
· подведение к теме,
· самохарактеристика,
· сопряжение фактов по контрасту,
· характеристика через впечатления современников,
· исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).
Учащиеся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к экзамену ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени