Задания по прочитанным текстам к мастер-классу Сторожевой Т.Ю. (раздатка и презентация прилагаются)

Мастер-класс

«Возможности программы «Час чтения» в изучении родной литературы

Разработали

Сторожева Т.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска», старший методист кафедры филологического образования ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»,

Курносова Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ №5 г. Петровска

Саратовской области

В 20 веке Россия являлась читающей державой, но уже в начале 21 века стала проблема чтения, которая обрела пристальное внимание на страницах СМИ. Что читать? Как читать? Актуальным стал этот вопрос и в связи с введением итогового сочинения. Для решения вопросов была создана Национальная программа поддержки и развития чтения.

Семья, школа, библиотека, именно эти три социальных института должны способствовать «повышению интеллектуального потенциала нации, должны стать важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддерживать и приумножать богатство родного языка и способствовать решению жизненно важных проблем». Чтобы возродить интерес к чтению, необходимо формировать и развивать основы читательской компетенции.

Одной из самых актуальных является программа метапредметного курса «Час чтения». Эта программа позволяет учителю помочь ребенку в выборе интересующей его литературы, его направлению к посещению такого социального института как библиотека. Только во взаимодействии с библиотекой программа закрепит тот материал, который готовит учитель. Именно открытию богатого потенциала русской и зарубежной литературы, знакомств ус писателями, зарождению в сердцах учеников зерна духовности способствует библиотеки. В сотрудничестве с библиотекой педагог организует выставки книг, ведет подборку для урока. Проводит мероприятия.

Введение итогового сочинения как допуска выпускников к ЕГЭ вызывает необходимость формирования культуры чтения современных школьников и развития их творческих способностей на литературном материале. По большому счету, проблема заключается не в том, как научить выпускника писать сочинение, а в том, как мотивировать его на чтение и анализ прочитанного.

Чтение в методической практике рассматривается как важнейшее коммуникативное умение, на основе которого совершенствуются другие умения, например, изложение своих собственных мыслей и грамотное письмо, развитие памяти, воображения, внимания. На уроках русского языка и литературы учитель создает необходимые условия для формирования умений сочинять тексты, практически владеть языковыми средствами, использовать речевые высказывания, решающие задачи общения. Однако общеучебные умения слушать и читать формируются опосредованно и часто остаются вне поля зрения учителя-предметника, полагающего, что этот вид умений не требует дополнительного внимания.

Речь идет о развитии тех познавательных процессов, которые лежат в основе читательского восприятия: мышления - способности по-новому, глубже осмыслить изображенную в произведении действитель­ность, воссоздающего воображения, эмоциональной восприимчивости - способности не только воспринимать сложный мир чувств и пережи­ваний героев художественного произведения, но и вызывать в себе эмоциональный отклик.

Воспитать или открыть в себе читателя ученику может помочь учитель литературы. Методика этой работы проста и давно известна: нужно вместе читать. Читать вместе, воспринимать индивидуально: без подсказки учебника, критической статьи, даже без слова учителя. В непосредственном контакте ученика и писателя, в процессе воспламенения личности от личности. Какова же роль учителя литературы? Организовать этот контакт, «развести огонь», тогда начинает зву­чать голос автора, устремляющегося на встречу со своим неизвест­ным ему читателем-собеседником. Это и есть главная задача учителя-словесника, который в условиях школьного обучения играет роль своеобразно­го посредника между произведением, стоящим за ним автором и уче­ником.

Проблема читательского восприятия постоянно волнует и самих художников слова, заставляя их раздумывать над тем, как вовлечь читателя в активный творческий процесс, как добиться эмоционального отклика, вызвать интерес к сво­им произведениям.

Писатели часто обращались к читателям, пытаясь не только напра­вить восприятие, но и указать читателю на то, какими качествами он должен обладать, чтобы постижение сложного художественного мира произведения было для него доступным.

Сегодня уже понятно, что возродить семейное чтение невозможно. У нас выросло не одно поколение «нечитающих родителей», и единственный, кто может исправить ситуацию, – это школа, которая, на наш взгляд, должна «читать» детям. Идея не нова. Существует даже Премия Асахи – самая крупная и престижная международная награда в области поддержки чтения. Она была учреждена Международным советом по детской книге при спонсорском участии японской газеты «Асахи». Премия вручается раз в два года. Так что данная программа – это часть работы, которая сегодня развернулась по всему миру.

Программа «Час чтения», разработанная Сторожевой Татьяной Юрьевной, учителем МБОУ «СОШ №8 г. Петровска Саратовской области» и Горох Надеждой Геннадьевной, учителем МБОУ «СОШ с. Ключи» Лысогорского района Саратовской области – это один из путей развития читательской компетентности в основной школе.

К сожалению, сегодня очень часто чтению дети предпочитают просмотр фильма, при этом и сами они, и их родители считают это совершенно равноценным. На самом деле дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, а чтение – это труд. Ведь чтение и поныне – самый распространенный способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное, сопереживать героям произведения, делать выводы и т.д.), чувствует себя уверенным на любом уроке, в любой ситуации, он воспитан на лучших традициях гуманистической литературы и потому умеет принять чужую буду или радость как свою. Воспитать такого грамотного, знающего читателя – задача современной школы. Но заставить детей читать книги невозможно, значит, нужно сначала читать с детьми в школе. Задача учителя литературы сегодня заключается в том, чтобы сориентироваться в желаниях школьников и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то предложить, заинтересовать.

Цель программы «Час чтения» – научить активно слушать, чтобы расслышать сказанное; научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить.

Главная задача «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л.С. Выготский). Это значит познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить учащегося знаниями на другую сформировать у него метапредметные умения и навыки как основу учебной деятельности. Программа «Час чтения» даёт возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, даёт возможность слушателям и читающему «посмаковать» вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание. При кажущейся элементарности этой формы в ней есть важные особенности, на которые следует обратить внимание: громкое чтение относится к наиболее плодотворным способам общения в школе между взрослыми и детьми.

Ещё В. Одоевский писал: «Дитя не может научиться из одних книг всему, что ему нужно знать. При книге необходимы ему объяснения и замечания искусного руководителя, который бы заставлял его беспрестанно вникать в смысл прочитанного и помогал таким образом его разумению». Уроки чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Соотносясь с базовым учебным предметом «Литература», который входит в образовательную область «Филология», данный курс все же не курс литературы. Восприятие художественного текста подразумевает «почтительное внимание» к слову, умение чувствовать авторский стиль и т.п. Поэтому в курсе реализуется интегративный подход в преподавании русского языка и литературы, расширяются и углубляются знания, полученные в процессе изучения обоих базовых школьных предметов.

 Программа состоит их нескольких модулей («Чему учат книги?», «Человек и родина»,

«Человек и школа», «Человек и семья», «Человек и его выбор», «Рождественские рассказы», «Человек и природа», «Защитники Отечества», «Мама, бабушка», «Человек и искусство», «И помнит мир спасенный», Проект «Я читаю….»), которые отражают значимые события в  жизни ребёнка в течение года. Уникальность программы состоит в том, что учитель самостоятельно может поменять не только произведение, но и скорректировать модули. Так рождественские рассказы в районах с мусульманским населением могут заменяться литературой родного края или притчевыми историями мусульманской культуры. Обозначенные модули, а главное, читаемые на занятиях произведения, имеют высокий воспитательный потенциал. Постепенно дети начинают более глубоко чувствовать окружающий их мир, задумываться над взаимоотношениями между людьми, человеком и природой, над такими понятиями, как память, любовь, дружба, верность. Обсуждение проблем, поднятых в прослушанных произведениях, продолжается в перемену. И когда ты слышишь их искренний заинтересованный разговор о том, что «мы, оказывается, не поняли главного», то понимаешь, что этот курс действительно необходим современному школьнику: дети думают, рассуждают, пытаются проецировать полученный опыт на личные взаимоотношения, а это значит, что программа работает.

По структуре «час чтения» состоит из трех основных блоков:

1. Вступительная беседа.

2. Собственно чтение.

3. Беседа после чтения и творческие задания и т.д.

Продолжительность чтения зависит от возраста детей.

Следует иметь в виду, что вопросов в конце урока не должно быть много, они должны помогать увидеть, рассмотреть скрытое художественное содержание. Домашнее задание – заполнение читательских дневников. Здесь незаменим прием «Записная книжка» (в ней отражаются мысли, почёрпнутые в произведении, которые могут пригодиться в будущем). Читательский дневник (которым, кстати не знали, как пользоваться, кроме, как карательной меры – проверки того, что прочитал школьник чаще всего летом!) превращается в записную книжку, цитатник, которым, например, можно было пользоваться на всероссийском конкурсе сочинений. А как пригодится этот «цитатник» при подготовке к экзаменам в 9, 11 классах. При этом заметим, что записанные в нём мысли помогут привести аргументы не только на экзамене по русскому языку и литературе, но и на обществознании. Может быть, стоит разрешить им пользоваться и на итоговом сочинении? Проверить принесённый цитатник не составит труда для организаторов в аудитории, а значимость и важность делаемой учеником работы увеличится.   

Но вернёмся к главной теме нашего рассуждения – к «Часу чтения». Обучающиеся в результате изучения курса  должны научиться

· видеть проблемы;

· ставить вопросы;

· выдвигать гипотезы;

· давать определение понятиям;

· классифицировать;

· наблюдать;

· проводить эксперименты;

· делать умозаключения и выводы;

· структурировать материал;

· готовить тексты собственных докладов;

· объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Наиболее интересными и продуктивными, по мнению учителей, работающих по этой программе не первый год, оказались следующие приёмы, способствующие реализации планируемых результатов курса:

   Учимся видеть проблемы: приёмы   «Продолжи рассказ» ( учит детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения); антиципация (смысловая догадка) по названию произведения, вступительному стихотворению, музыкальному фрагменту; таблица восприятия - прием, который учит воспринимать, осмысливать, оценивать свои чувства, эмоции, помогает определить свое первичное восприятие текста; п рием «Постановка привлекательной или необычной цели» -перед учеником ставится такая цель, выполняя которую, он выполняет и то учебное действие, которое планировал педагог; прием «Мозаика проблем».

    Учимся ставить вопросы:   п риём «Задай вопрос» ( учимся задавать вопросы: 1) те, на которые есть прямой ответ в тексте; 2) те, ответа на которые нет в тексте, но ответ очевиден; 3) вопросы, ответы на которые осмысления и даже дискуссии; игра «Журналисты» ( Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ; «Банк вопросов» ( например,прием «толстых» и «тонких» вопросов).

  Учимся выдвигать гипотезы: «Чтение с остановками», прием «Прогнозирование».

  Учимся давать определение понятиям: игра «Кто он такой»; прием сравнения.

   Наблюдениям  учат выделение опорных слов из произведения,    «Двойной дневник».

   Учимся проводить эксперимент: прием «Мысленныйэксперимент» ( Вопросы после чтения: А что бы сделали вы на месте…? А что бы вы сказали герою, если бы были его другом? И т.д.)

Делать выводы и умозаключения помогут методика «Три слова» (какими тремя словами вы бы могли высказать своё мнение о произведении?); с инквейн; игра «Философский стол» (п редставить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли).

Структурировать материал можно при помощи приема «Составление телеграммы, инструкции, памятки» ( учит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде); «Кластер»; «Фишбоун».

Подготовке текстов собственных докладов помогут написание отзыва (в опросы: Понравился ли тебе рассказ? Почему? Удачно ли созданы автором образы героев? Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров? Какие изобразительные средства помогли автору рассказать о…? Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным?; приём «Поясни заглавие рассказа»; прием «Написания эссе» (письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях).

     Объяснять, доказывать и защищать свои идеи: прием «Свободное выступление», который учит ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его, необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе; приём «Шесть шляп».

Каждый из этих приёмов – это небольшая творческая работа (письменная, реже устная)  в конце урока, каждый раз, как правило, новая. Но один приём я повторяю ежеурочно  – это «отсроченное название». Интрига названия (а иногда и автора) держится почти до конца занятия. Это своеобразная рефлексия – соотношение задуманного автором и услышанного детьми. Это соотношение было практически единичным в начале курса, к концу учебного года доля учащихся,  слышащих и понимающих произведение, увеличивается, но сказать, что эта проблема решается быстро,  нельзя. Именно поэтому курс должен быть не «годичным», а проводиться в системе на протяжении 5-9 класса, тогда, может быть, у нас появится шанс научить детей слушать, понимать произведение, а главное – сопереживать.

Анализ первого года работы показал развитие метапредметных  умений (0 – не умеет; 1- слабо выраженный навык или умение; 2 – хорошо умеет, но иногда допускает ошибки; 3 навык сформирован):

Параметры Начало года Конец года
Видеть  проблемы 1-2 2
Ставить  вопросы 0-1 1-2
Выдвигать  гипотезы 0-1 1-2
Давать  определение понятиям 1 2
Классифицировать 0-1 1-2
Наблюдать 1 2
Проводить  эксперименты 0-1 1-2
Делать  умозаключения и выводы 0-1 2
Структурировать  материал 0-1 2
Готовить  тексты собственных докладов 0 1-2
Объяснять, доказывать и защищать свои идеи 0-1 1-2

 

Результаты внедрения программы рассматривались на заседаниях РМО учителей русского языка Петровского и Лысогорского районов Саратовской области, на КПК ГАУ ДПО «СОИРО». Программа стала победителем  I Регионального конкурса программ учебных и внеучебных курсов, формирующих метапредметный результат в Саратовской области, победителем конкурса муниципальных (школьных) методических служб в номинации «Методический семинар», где был обобщён опыт работы по программе «Час чтения» в районах области.

 Косвенным показателем значимости данного опыта для учителей могут быть только положительные отзывы в обсуждении программы «Час чтения» на сайте «Общественные консультации по примерной образовательной программе основного общего образования» в разделе «Дорабатывайте программы элективных курсов».

В 2016 годц программа вошла в число лучших методик России, Вконтакте работает группа «Час чтения» - https://vk.com/chas_chteniya_petrovsk  

Президент Российской Федерации В. Путин сказал, что  именно учителя русского языка и литературы «играют огромную, поистине определяющую роль в воспитании таких важнейших личностных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к нашему многонациональному Отечеству, его истории, традициям, богатейшему культурному наследию».  «Час чтения», на наш взгляд, - это ещё одна попытка помочь учителю привить у учащихся вкус к хорошей литературе и полностью выполнить своё предназначение – быть учителем нравственности.

 

Задания по прочитанным текстам к мастер-классу Сторожевой Т.Ю. (раздатка и презентация прилагаются)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: