Соединяем мелодию и текст

Памятка для учащихся «Советы начинающему вокалисту»

 

Составила: педагог дополнительного образования Марковникова Л.В.

Дорогие ребята, уважаемые родители, здравствуйте!

    Перед занятием необходимо исполнить распевочные упражнения для разогрева голосовых связок и развития диапазона голоса. Почитать скороговорки «Чижик», «У киски в миске», «Мотоцикл», «Кощей», «Шел Прокоп», «Расскажите про покупки».

 Сделать дыхательные упражнения и дыхательную гимнастику  Стрельниковой.

 

 

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

     «Надуй шарик»: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

 

    Упражнение «Часики»: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

 

     Упражнение «Бегемотик»:  лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос

    Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:


Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

 

 

 Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой:

 







Упражнение «Ладошки» (упражнение для разминки)

    Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела.При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.

    Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.

Упражнение «Погончики»

    Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола.

Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

                                      Упражнение «Насос»

    Встаем прямо, слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся.

 

1.Соблюдение певческой установки (при пении нельзя не сидеть. не стоять расслабленно)

2.Сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости.

 

Для сохранения необходимых качеств певческого звука

1.Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая.

2.Стоять твердо на обеих ногах, равномерно распеделив тяжесть тела.

3.Сидеть на краю стула также опираясь на ноги.

4.Корпус держать прямо и без напряжения.

5.Руки (если не нужно держать тексты и ноты) лежат на коленях.

6. Сидеть нога на ногу при пении недопустимо, так как это затрудняет работу мышц живота при пении.

Правила пения

1.Во время пения держитесь прямо.

2. При пении хорошо открывайте рот.

3. Гласные при пении тяните,а согласные пойте коротко и отчетливо.

4. Распределяйте дыхание до конца фразы.

5.Прислушайтесь к пению других, не выделяясь из ансамбля.

6. Во время исполнения смотрите на руки руководителя и исполняйте все его указания.

7. Помните о чем говорится в песне и пойте ее выразительно.

 

Этапы работы над песней

1.Выбор песни должен соответствовать типу голоса, тембру голоса, диапазону голоса. вокальным и техническим возможностям учащегося., а также возрасту, темпераменту, характеру исполнителя.

                                                      Выбор песни

1. Внимательно и не один раз прослушиваем песню в оригинале или в исполнении преподавателя, пока хорошо не запомним мелодический текст.

2. Определяем характер,темп,размер песни.

3. Разбираем мелодию и ритм.

 

Учим мелодию

1. Пропеваем мелодию сначала закрытым ртом или на слоге «да».

2. Добиться правильного звучания по высоте и длительности

3. Распределить дыхание по фразам.

4. использовать паузы для дыхания.

 

Работаем над текстом

1.Прочитать текст несколько раз, проговаривая каждую букву.

2. Выявить сложности в проговаривании каких либо букв или в словосочетаниях.

3. Выделить трудные для артикуляции участки текста и потренироваться -проговаривать сначала в медленном, а только потом в быстром темпе.

4. Проговорите песню в ритмическом рисунке (можно с ладошками).

5. Выучите текст наизусть.

Эмоционально проживаем песню

1.Прочитайте песню, как стихотворение выразительно, акцентируя внимание на смысловую нагрузку текста (о чем?).

2. Эмоционально прочувствуйте содержание песни.

Соединяем мелодию и текст

Слушаем и смотрим себя в записи. Достаточно ли ясно слышен и понятен текст. Как звучат верхние ноты и чисто исполняется мелодия песни.

 

 Домашнее задание: с помощью этой памятки

 разобрать учить в фонограмме «плюс» песню А.Ермолова «Где живет сказка?»

 

Девочка спросит у мамы своей:

«Сказки откуда берёт для детей

Старый волшебник в смешном колпаке?

Может, он ловит их сетью в реке?»

 

Мама с улыбкою к ней подойдёт,

На все вопросы ответы найдёт:

«В алых закатах,

В песнях крылатых

Добрая сказка живёт!

В алых закатах,

В песнях крылатых

Добрая сказка живёт!»

 

Спросит мальчишка у мамы своей:

«Сказки откуда берёт для детей

Старый волшебник – очки на носу?

Может он ищет их в тёмном лесу?»

 

Мама с улыбкой к нему подойдёт,

На все вопросы ответы найдёт:

«В алых закатах,

В песнях крылатых

Добрая сказка живёт!

В алых закатах,

В песнях крылатых

Добрая сказка живёт!»

 

Спросят ребята у мамы своей:

«Сказки зачем достаёт для детей

Старый волшебник из звёздной тиши?

Разве без них невозможно прожить?»

 

Мама в ответ улыбнётся тепло,

И на душе сразу станет светло:

«Чтобы в закатах,

В песнях крылатых

Сказочно детям жилось!

Чтобы в закатах,

В песнях крылатых

Сказочно детям жилось!»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: