Практическая работа № 15
Дисциплина: Логопсихология
Тип: Практическое занятие
Дата проведения: 10.04.2020 г., 9:40-11:10
Тема: Проблемы психолого-педагогической диагностики психических процессов у лиц с речевой патологией
Цель: Практическая работа по изучению мышления у лиц с нарушениями речи ориентирована на решение следующих задач: овладение имеющимся учебным лекционным материалом; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов при закреплении темы.
Объем: 2 часа
Теоретические вопросы (по материалам лекции и самостоятельной проработки литературы):
Общие принципы психологической диагностики.
Общепедагогические принципы исследования детей
· Принцип единства диагностики и коррекции.
· Принцип целостного изучения всех психических характеристик.
· Принцип деятельностного подхода.
· Принцип динамического изучения ребенка.
|
|
· Принцип каузальности (этиопатогенетический).
· Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.
Этические принципы
· принцип конфиденциальности;
· принцип соблюдения интересов обследуемого;
· принцип не нанесения ущерба;
· принцип компетентности и беспристрастности.
Понятие психолого-педагогический диагноз.
Психолого-педагогический диагноз не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы.
В психолого-педагогическом диагнозе указывается
· педагогическая категория нарушенного развития,
· степень выраженности нарушения,
· недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы.
Уровни психологического диагноза:
· симптоматический,
· этиологический,
· типологический (Л.С. Выготский).
Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям. На основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).
Диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.
|
|
Процедура психологического обследования.
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:
1. Подготовительный этап:
· составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);
· составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;
· составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями, педагогами, взаимодействующими с ребенком;
· составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка. Сбор жалоб от родителей.
2. Адаптационный этап:
· знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.
2. Основной этап:
· тестирование; психодиагностический процесс
3. Интерпретационный этап:
· составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
4. Заключительный этап:
· констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);
· рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме
Методы и виды психолого-педагогической диагностики
Методы психолого-педагогической диагностики:
· Метод изучения документации
· Метод беседы
· Метод изучения результатов деятельности детей
· Метод наблюдения
· Метод эксперимента
Виды психолого-педагогической диагностики:
Психолого-педагогическое обследование представляет единый комплекс, включающий три направления:
· клиническое;
· психологическое;
· педагогическое.
Практические задания:
1. Заполнить таблицу «Общепедагогические принципы диагностики лиц с нарушениями речи»
Общедидактические принципы | Как реализовываются в отношении лиц с нарушениями речи |
Принцип единства диагностики и коррекции. | Данный принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. В то же время «самые точные, глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий» (Д. Б. Эльконин, 1989). Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. |
Принцип целостного изучения всех психических характеристик. | Этот принцип лежит в основе концепции Л.С. Выготского о структуре дефекта, которая позволяет осуществить системный анализ того или иного нарушения. Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностной психологии, согласно которой человек проявляет себя с наибольшей полнотой в процессе деятельности — предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой. Такой подход помогает лучше выявить все сферы психики испытуемого — его личности, интеллекта и поведения. |
Принцип деятельностного подхода. | Обследование должно осуществляться с учетом ведущей деятельности ребенка: если это дошкольник — то в контексте игровой деятельности, если школьник — в учебной. В некоторых случаях, например при задержка речевого развития, игровые методики сохраняют свою актуальность и в школьном возрасте. Кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка или подростка. |
Принцип динамического изучения ребенка. | Принципориентирует на то, чтобы при обследовании выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. На этом принципе построена концепция Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития, определяемая задачами, которые ребенок решает самостоятельно, и зона ближайшего развития, определяемая задачами, которые ребенок решает с помощью взрослого. |
Принцип каузальности (этиопатогенетический). | Психолого-педагогическое обследование лиц с речевыми нарушениями должно быть больше сконцентрировано не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения. Сложная структура дефекта, иерархия отношений между симптомами и их причинами определяют задачи и цели диагностики. |
Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных. | Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психологического обследования, ориентирует на то, чтобы, с одной стороны, в основе формальных количественных показателей лежало качественное выделение единиц этого измерения, с другой стороны, чтобы результаты обследования не были сведены к этим формальным показателям, но был проведен анализ процесса выполнения заданий — способа логической последовательности операций, настойчивости в достижении цели и т.д. Качество выводов должно опираться на тщательность и точность произведенных измерений, а в основе точности должна лежать качественная логичная диагностическая гипотеза. |
Принцип сочетания индивидуальных и коллегиальных форм обследования | Позволяет добиваться наилучших результатов при оптимальных затратах при проведении обследования. Коллегиальная форма может быть полезна в процессе обследования, когда один из специалистов выступает как помощник другого, организовывая поведение обследуемого, создавая положительный эмоциональный фон, и особенно при анализе результатов обследования В этом случае особенно ценно взглянуть на одни и те же факты под разным углом зрения, выявить пробелы в полученной информации с тем, чтобы, восполнив их, составить адекватную картину психического статуса ребенка. |
3. Составить блок-схему «Направления психолого-педагогического обследования».
|
|
|
|
Направления психолого-педагогического обследования
Клиническое Психологическое Педагогическое
Включает мед
обследование, получение Определение уровня владения ребёнком учебными навыками
сведений о
личности ребёнка
невропатическая
и объективные
данные