Методы и виды психолого-педагогической диагностики

Практическая работа № 15

Дисциплина: Логопсихология

Тип: Практическое занятие

Дата проведения: 10.04.2020 г., 9:40-11:10

Тема: Проблемы психолого-педагогической диагностики психических процессов у лиц с речевой патологией

Цель: Практическая работа по изучению мышления у лиц с нарушениями речи ориентирована на решение следующих задач: овладение имеющимся учебным лекционным материалом; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов при закреплении темы.

Объем: 2 часа

 

Теоретические вопросы (по материалам лекции и самостоятельной проработки литературы):

Общие принципы психологической диагностики.

Общепедагогические принципы исследования детей

 

· Принцип единства диагностики и коррекции.

 

· Принцип целостного изучения всех психических характеристик.

 

· Принцип деятельностного подхода.

 

· Принцип динамического изучения ребенка.

 

· Принцип каузальности (этиопатогенетический).

 

· Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.

 

Этические принципы

 

· принцип конфиденциальности;

 

· принцип соблюдения интересов обследуемого;

 

· принцип не нанесения ущерба;

 

· принцип компетентности и беспристрастности.

Понятие психолого-педагогический диагноз.

Психолого-педагогический диагноз не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы.

В психолого-педагогическом диагнозе указывается

· педагогическая категория нарушенного развития,

· степень выраженности нарушения,

· недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы.

Уровни психологического диагноза:

· симптоматический,

· этиологический,

· типологический (Л.С. Выготский).

Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям. На основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).

Диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.

 

Процедура психологического обследования.

Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:

1. Подготовительный этап:

· составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);

· составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;

· составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями, педагогами, взаимодействующими с ребенком;

· составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка. Сбор жалоб от родителей.

2. Адаптационный этап:

· знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

2. Основной этап:

· тестирование; психодиагностический процесс

3. Интерпретационный этап:

· составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

4. Заключительный этап:

· констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);

· рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме

 

Методы и виды психолого-педагогической диагностики

Методы психолого-педагогической диагностики:

· Метод изучения документации

· Метод беседы

· Метод изучения результатов деятельности детей

· Метод наблюдения

· Метод эксперимента

 

 

Виды психолого-педагогической диагностики:

Психолого-педагогическое обследование представляет единый комплекс, включающий три направления:

· клиническое;

· психологическое;

· педагогическое.

 

 

Практические задания:

1. Заполнить таблицу «Общепедагогические принципы диагностики лиц с нарушениями речи»

Общедидактические  принципы Как реализовываются в отношении лиц с нарушениями речи
Принцип единства диагностики и коррекции. Данный принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. В то же время «самые точные, глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий» (Д. Б. Эльконин, 1989). Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента.  
Принцип целостного изучения всех психических характеристик. Этот принцип лежит в основе концепции Л.С. Выготского о структуре дефекта, которая позволяет осуществить системный анализ того или иного нарушения. Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностной психологии, согласно которой человек проявляет себя с наибольшей полнотой в процессе деятельности — предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой. Такой подход помогает лучше выявить все сферы психики испытуемого — его личности, интеллекта и поведения.
Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляться с учетом ведущей деятельности ребенка: если это дошкольник — то в контексте игровой деятельности, если школьник — в учебной. В некоторых случаях, например при задержка речевого развития, игровые методики сохраняют свою актуальность и в школьном возрасте. Кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка или подростка.
Принцип динамического изучения ребенка. Принципориентирует на то, чтобы при обследовании выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. На этом принципе построена концепция Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития, определяемая задачами, которые ребенок решает самостоятельно, и зона ближайшего развития, определяемая задачами, которые ребенок решает с помощью взрослого.
Принцип каузальности (этиопатогенетический). Психолого-педагогическое обследование лиц с речевыми нарушениями должно быть больше сконцентрировано не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения. Сложная структура дефекта, иерархия отношений между симптомами и их причинами определяют задачи и цели диагностики.
Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных. Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психологического обследования, ориентирует на то, чтобы, с одной стороны, в основе формальных количественных показателей лежало качественное выделение единиц этого измерения, с другой стороны, чтобы результаты обследования не были сведены к этим формальным показателям, но был проведен анализ процесса выполнения заданий — способа логической последовательности операций, настойчивости в достижении цели и т.д. Качество выводов должно опираться на тщательность и точность произведенных измерений, а в основе точности должна лежать качественная логичная диагностическая гипотеза.
Принцип сочетания индивидуальных и коллегиальных форм обследования Позволяет добиваться наилучших результатов при оптимальных затратах при проведении обследования. Коллегиальная форма может быть полезна в процессе обследования, когда один из специалистов выступает как помощник другого, организовывая поведение обследуемого, создавая положительный эмоциональный фон, и особенно при анализе результатов обследования В этом случае особенно ценно взглянуть на одни и те же факты под разным углом зрения, выявить пробелы в полученной информации с тем, чтобы, восполнив их, составить адекватную картину психического статуса ребенка.

3. Составить блок-схему «Направления психолого-педагогического обследования».

 


                Направления психолого-педагогического обследования

 

 


Клиническое                       Психологическое                     Педагогическое

 

 


Включает мед

обследование,                           получение      Определение                уровня владения ребёнком учебными навыками     

                                                       сведений о

                                                  личности ребёнка

невропатическая

и объективные

   данные

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: