Настоящий учитель знает не многое, а нужное

       Сегодня у учителя широкий выбор программ по литературе. Если пользоваться ссылкой на Интернет - их почти 50.

    Принципиальной разницы в содержательном компоненте программ  почти нет. Различия – в методологии. Общим по-прежнему остаётся один принцип – работа со словом.

     Программа по литературе, которая  обеспечивается учебно-методическим комплектом по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной,  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

         В ней подчёркивается, что Литература как учебный предмет представляет искусство словесного образа. Через него происходит осознание учащимися художественной модели мира, осознание жизни.

      Главной целью  изучения предмета является, прежде всего, формирование духовно развитой личности. Однако не менее важным является и формирование УУД на уроке литературы., чему, безусловно, способствует использование Рабочей тетради по литературе, вышедшей в 2013 учебном году.. Автор – составитель Ахмадуллина Роза Габдулловна. Новое пособие вошло в учебно-методический комплект под редакцией  Коровиной В.Я. для учащихся общеобразовательных учреждений и предназначено для работы с учебником "Литература 5 класс. Коровина В., Журавлева В."

      Цель данного пособия – научить пятиклассников анализировать литературное произведение, формулировать собственное отношение к нему, научить пересказывать произведение с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, создавать устные и письменные высказывания разного типа, вести диалог.

      Тетрадь состоит из двух частей.

      В первую часть рабочей тетради вошёл раздел «Готовлюсь к уроку» (задания для осуществления текущего контроля ). Во вторую часть включены разделы «Оцениваю свои знания» (задания для осуществления тематического контроля) и «Подвожу итог» (задания для осуществления итогового контроля). Рабочая тетрадь по литературе предназначена для самостоятельной работы учащихся. Родители  также могут использовать тетрадь в целях проверки, наблюдения или надзора.

       Это общая характеристика данного пособия, функция  которого определена самим автором как «пособие для контроля». Однако практикующий творческий учитель может использовать  и 1, и 2 часть этой тетради, применяя  разнообразные виды работы для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся как на разных  уроках, так и на разных этапах урока.

     В основе организации материала в рабочей тетради лежит тематический принцип: разработаны все темы -от Устного народного творчества до Зарубежной литературы. Каждая тема представлена несколькими заданиями разного уровня сложности. Автор пособия называет эти задания: блицопрос, игра, кроссворд, викторина, литературный марафон.  Расположение заданий имеет ясно выраженную логику - от работы над лексическим значением слова до создания собственного текста.

 1.Так лексическая работа представлена в заданиях:

-отгадай кроссворд,

-соотнеси слово и его лексическое значение (особое внимание уделяется устаревшим словам, т.к. для анализа даны в основном произведения 19-начала 20 века),

-замени слово синонимом или антонимом,

-найди в словаре значение слова,

-определи значение крылатых выражений.

 

Эту работу целесообразно проводить на первом этапе урока знакомства с текстом, организовав, например, групповую работу.

   На основе этих заданий творчески работающий учитель может предложить учащимся и создание теста, и миниатюру по опорным словам, и письменный ответ на вопрос.

2. Осмысление тематики и проблематики художественного произведения  может осуществляться через работу над  таблицами, в которых представлены название, идея, герои произведений и литературоведческие понятия, определяющие природу жанра. Пятиклассники вовлекаются в интересную поисковую работу, пытаясь соотносить разные элементы анализа произведения.

3. Информационная обработка художественного текста представлена в упражнениях на выявление фактуальной информации, заявленной в тексте, через вопросники. С этим заданием справляются почти все учащиеся, так как вопросы начинаются со слов: где?, когда?, кто?, что способствует формированию успешной самореализации ученика и поддерживает устойчивый интерес к предмету.

Эти вопросники могут быть организующими на этапе беседы на выявление уровня восприятия текста учащимися.

4. Обучение структурированию текста осуществляется через такие задания, как

-редактирование плана художественного произведения.

Работая над композицией художественного текста, учитель затрачивает много  времени. Однако задания рабочей тетради позволяют рационально использовать минуты урока:план представлен в готовом виде. Остаётся соотнести его с сюжетными элементами и найти логические ошибки. Надо отметить, что таких заданий в пособии немного, и поэтому они не подменяют важнейшей работы по структурированию текста.

При выполнении этого упражнения можно  также предложить  ученикам задание - осложнить простой план, дополняя темы смысловых частей текста микротемами.

5.Особого внимания заслуживают упражнения на «реставрацию» текста. Предлагая учащимся тексты- описания картин, автор пособия представляет интересный материал об истории написания художественного полотна, комментарий, позволяющий проследить тематическую и идейную связь между произведениями искусства - литературой и живописью. При выполнении этого задания учащиеся вставляют недостающие слова:учатся культуре речи, работают над осмыслением лексической сочетаемости слов.

6.Работа над художественными средствами выразительности предложена в интересной для пятиклассника форме:

 – восстановление деформированного текста (вставить недостающее выразительное средство- эпитет, сравнение, олицетворение),

- смысловое и художественное соотнесение тропа и  предложения, в котором использовано это средство.

  Работая над искусством создания словесного образа, учитель подчёркивает функциональную сторону средств выразительности, используя задания рабочей тетради  при анализе поэтики стихотворного текста.

7. Задания на выявление читательской компетенции даются в виде таблиц на соотнесение цитат и названий художественного произведения. На этом же материале можно провести викторину.

8.Особого внимания заслуживают задания, формирующие эстетическое сознание через освоение культуры народов мира, а также целостное мировоззрение (например: восстанови названия стран, соотнося их с цитатами из текста).

Работа над 1 частью пособия может реализовываться через различные формы организации учебной деятельности: и индивидуальную, и парную, и групповую, и дифференцированную - в зависимости от сложности и объёма предложенного задания.

Например, кроссворд лучше разгадывать в группе, а над таблицей - работать в паре.

 Вторая часть рабочей тетради включает в себя задания для осуществления как тематического, так и итогового контроля.

Стоит обратить внимание на структуру этих  комплексных контрольных работ:

 - задания типа А проверяют знание литературоведческих терминов, выявляют читательскую компетентность (это задания с выбором ответа). 

- задания типа В предполагают умение давать односложный ответ на вопрос

Например: Что означает слово «фольклор»?

Они позволяют расширить кругозор, обогатить словарный запас, помогут развитию зоркости и чуткости читательского восприятия и формированию внимательного отношения к деталям художественного произведения.

- часть С-это устный  (или письменный) ответ  на один из предложенных вопросов в виде связного текста.    Причём эти вопросы предполагают свободный выбор ученика в зависимости от его подготовки, а также индивидуальных способностей.

НАПРИМЕР:

1.Какой мир открылся тебе после прочтения сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»?

2.Почему сказка К.Г.Паустовского называется «Тёплый хлеб»?

3.Понравилась ли тебе сказка «Тёплый хлеб»?

Это рассуждение, выражающее собственное отношение к произведению, его оценку, а также понимание идейного содержания произведения. Один из вопросов может носить проблемный характер.

      Как видим, структура данных контрольных работ соответствует существующей ныне структуре ЕГЭ по литературе.

       Следует отметить, что темы устных сочинений, заявленные в разделе контроля, могут быть предложены   и  как индивидуальные письменные задания сильным ученикам  на этапе осмысления художественного произведения.

          В конце второй части рабочей тетради приводятся правильные ответы, что позволит и учащимся, и учителю в сравнительно короткий промежуток времени проверить выполненные задания и скорректировать дальнейшую работу по повышению качества знаний.

        Хочется подчеркнуть, что тематический контроль изученного материала может осуществляться как  дома, так и в классе. В последнем случае тетрадь можно использовать только для контроля (ключи удаляются) в конце четверти или учебного года. При составлении рабочей программы необходимо учитывать количество проверочных  работ в системе планирования.

    Таким образом, рабочая тетрадь служит не только дополнительным методическим пособием, необходимым на всех этапах работы с художественным текстом (восприятие, толкование, оценка), на всех этапах урока (обучение, развитие, контроль), но и  прекрасным инструментом в формировании УУД:

-коммуникативных и регулятивных:

• формулировать собственное мнение;

• задавать вопросы;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку собственной деятельности

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения,

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

-познавательных

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию

• осуществлять сравнение

• строить логическое рассуждение

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

 

 

   

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: