Государственный мониторинг земель

 

Государственный мониторинг земель, расположенных на территории Республики Мордовия (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) в соответствии с Положением, утвержденным приказом Росреестра от 23.01.2017 № П/0027, является одной из основных функций Управления Росреестра по Республике Мордовия.

Мониторинг земель в соответствии с п. 1 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется только государственными органами управления земельным фондом Российской Федерации и представляет собой систему наблюдений за состоянием земельных ресурсов. Предметом ведения органов, осуществляющих государственный мониторинг земель, является целостный земельный фонд Российской Федерации независимо от формы собственности и целевого назначения земель. В настоящее время общие положения о ведении мониторинга земель содержатся в ЗК РФ, а порядок его осуществления дополнительно регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846.

Мониторинг земель проводится в соответствии с федеральными, региональными и местными программами и является частью мониторинга за состоянием окружающей среды. Система мониторинга земель Российской Федерации складывается из множества подсистем, соответствующих конкретному виду целевого назначения земель.

Мониторинг земель осуществляется отдельно применительно к землям сельскохозяйственного назначения, землям населенных пунктов и поселений, землям промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения и т. д.

В соответствии с п. 3 ст. 67 ЗК РФ государственный мониторинг земель может проводиться на трех уровнях:

 -федеральный уровень - мониторинг ведется в рамках всей территории Российской Федерации;

 -региональный уровень - мониторинг осуществляется в пределах определенных экономических, геополитических и административных границ;

 -локальный уровень - мониторинг проводится на объектах ниже регионального уровня вплоть до отдельных крупных землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков.

Ведение государственного мониторинга земель направлено на выполнение следующих задач:

1. Своевременное выявление изменений состояния земельных ресурсов, оценка уже происшедших изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении либо об устранении последствий негативных процессов, происходящих в почвенном слое земель. В целях ее осуществления проводятся систематические наблюдения за состоянием водной и ветровой эрозии почвенного слоя земель, вероятностью потери гумуса либо ухудшения структуры, за загрязнением земель пестицидами, другими токсичными веществами, за состоянием береговой линии рек, морей, водохранилищ, за уровнем загрязнения земель свалками, местами захоронения опасных радиоактивных отходов, автомобильными стоянками и т. д;

2. Информационное обеспечение ведения единого государственного реестра недвижимости, государственного земельного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов, землеустройства, а также осуществлением иных функций государственного и муниципального управления землями, обеспечение контроля за рациональным использованием и охраной земель;

3. Обеспечение населения Российской Федерации информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Пользование данными, полученными государственными органами по мониторингу земель, представляется возможным как для граждан, так и для юридических лиц, международных организаций.

В целях осуществления последних двух задач государственного мониторинга земель применяются различные способы сбора необходимой информации:

-дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, с высотных самолетов, с помощью средств малой авиации и др.);

-наземные съемки и наблюдения;

-фондовые данные.

В Республике Мордовия государственный мониторинг земель осуществляется Управлением Росреестра по Республике Мордовия и Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия в основном путем запросов информации от компетентных организаций о результатах проведения обследований по определению степени кислотности почв, содержания в почве питательных веществ.

Пунктом 2 распоряжения Правительства РФ от 06.05.2008 № 671-р, принятого в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», утвержден Федеральный план статистических работ, согласно которому Росреестр является субъектом статистического учета и осуществляет формирование официальной статистической информации, названной в п.п. 9.6-9.13 плана по утвержденным постановлением Росстата от 06.08.2007 № 61 формам. Установленные формы статистического наблюдения представляют собой обобщенный, систематизированный по определенному принципу свод документированных сведений о земельном фонде в определенных границах.

Перечень обобщаемых в статистическом отчете сведений определен на основе действующего законодательства, сложившихся традиций учета количества, качественного состояния и правового положения земель в границах территорий, а также действующих в данной предметной области государственных и ведомственных стандартов. Принятый состав показателей характеризует наличие, состояние и использование земельного фонда в населенных пунктах, административных районах, субъектах Российской Федерации и в целом в Российской Федерации.

Периодичность составления Отчета позволяет анализировать количественные и качественные изменения, произошедшие с земельным фондом в течение года, определять эффективность принятых мер по устранению нарушений земельного законодательства при предоставлении земель и их использовании, а также осуществлять планирование мероприятий, направленных на дальнейшее увеличение производственного, инвестиционного, социального потенциала земли.

Отражаемые изменения отчетных данных, характеризующих земельный фонд по категориям земель, видам использования, формам собственности, являются результатом обобщения сведений обо всех земельных участках, расположенных на соответствующей территории, у которых данные характеристики в течение отчетного года претерпели изменения при осуществлении государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, и сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Актуализация данных о распределении земель по угодьям и их качестве осуществляется на основе обработки данных, получаемых в ходе выполнения работ по инвентаризации и государственному мониторингу земель. При этом источником необходимых сведений служат землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная документации, утвержденные в установленном порядке, а также решения и акты комиссий, содержащие сведения о состоянии и использовании земель.

 Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения государственного и муниципального управления земельными ресурсами в необходимом для этого объеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: