Предмет: русский язык Класс: 9 Тема: Подготовка к итоговой аттестации. Тема по журналу: Повторение. Фонетика. Морфология. Синтаксис. | |
Цель для учащегося | 1. Повторить в комплексе разные разделы языкознания 2. Отрабатывать навык написания сочинения в рамках подготовки к ОГЭ |
План занятия | 1. Работа с теоретическим материалом (10-20 мин) 2. Ответы на вопросы (20 мин) 3. Написание сочинения (45 мин) |
Алгоритм работы над заданиями и комментарии учителя | 1.Прочитать теоретический материал, соответствующий вопросам, данным после текста. Обращать особое внимание на те вопросы, которые вызывают затруднение. а) Синтаксис. Осложнённые простые предложения. Общие понятия. Виды осложнений //http://russkiy-na-5.ru/articles/443 б) Синтаксис. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции //http://russkiy-na-5.ru/articles/446 в) Синтаксис. Сложное предложение //http://russkiy-na-5.ru/articles/450 г) Средства выразительности //https://bingoschool.ru/blog/94/ 2.Ответить на вопросы в задании 3.Выбрать тему сочинение (одну из трех). Написать сочинение. 4. Домашнее задание (ответы на вопросы, сочинение) выполнить до 16.04 до 13.00. в формате Word. Выслать задание на почту. |
Дополнительный материал (по желанию учащихся) |
|
|
Домашнее задание № 3 по русскому языку
1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
– (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.
– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5) Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6) После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.
(7) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
(8) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
(9) Жильё выделили при школе. (10) Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11) Дровами обеспечивали. (12) Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.
(13) Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(15) Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17) Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
(18) Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19) Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши? (20) Какой Радищев? (21) Какой Гоголь? (22) Какой Пушкин, в конце концов? (23) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24) Да и сами они только этого и желали.
(25) Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26) Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27) Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28) Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29) Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30) Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31) Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.
(По Л.Е. Улицкой*)
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
|
|
|
1) В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Детство у них давно закончилось,(1) они все сплошь были недоросшие мужики и бабы,(2) и даже те немногие,(3) кого матери отпускали в школу,(4) как будто испытывали неловкость,(5) что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. |
2) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Всё в Калинове было бедным,(1) разрушенным,(2) в изобилии только нетронутая робкая природа. И люди были,(3) пожалуй,(4) получше городских,(5) тоже почти не тронутые городским душевным развратом. |
3) Из предложений 1–6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение». |
4) Укажите ошибочное суждение. | ||||||||||||
|
5) Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. |
6) Укажите, в какомзначенииупотребляется в тексте слово«тяжёлая» (предложение 16). | ||||||||||||
|
7) Укажите количествограмматических основв предложении 26. Ответ запишите цифрой. |
8) Укажите слово с чередующейся гласной в корне. | ||||||||||||
|
9) Из предложений 27–30 выпишите слово, в котором правописание суффиксаопределяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н». |
10) Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с однородным подчинениемпридаточных. Напишите номер этого предложения. |
11) Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. | |||||||||||||||
|
|
|
12) Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. | |||||||||||||||
|
13) Лексический анализ. Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. |
14) Выпишите грамматическую основу предложения 9
Сочинение
|
|
|
Выпишите грамматическую основу предложения 9. |