Дистанционное занятие №3

Предмет: русский язык

Класс: 9

Тема: Подготовка к итоговой аттестации.

Тема по журналу: Повторение. Фонетика. Морфология. Синтаксис.

Цель для учащегося 1. Повторить в комплексе разные разделы языкознания 2. Отрабатывать навык написания сочинения в рамках подготовки к ОГЭ
План занятия 1. Работа с теоретическим материалом (10-20 мин) 2. Ответы на вопросы (20 мин) 3. Написание сочинения (45 мин)
Алгоритм работы над заданиями и комментарии учителя 1.Прочитать теоретический материал, соответствующий вопросам, данным после текста. Обращать особое внимание на те вопросы, которые вызывают затруднение. а) Синтаксис. Осложнённые простые предложения. Общие понятия. Виды осложнений //http://russkiy-na-5.ru/articles/443 б) Синтаксис. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции //http://russkiy-na-5.ru/articles/446 в) Синтаксис. Сложное предложение //http://russkiy-na-5.ru/articles/450 г) Средства выразительности //https://bingoschool.ru/blog/94/ 2.Ответить на вопросы в задании 3.Выбрать тему сочинение (одну из трех). Написать сочинение. 4. Домашнее задание (ответы на вопросы, сочинение) выполнить до 16.04 до 13.00. в формате Word. Выслать задание на почту.
Дополнительный материал (по желанию учащихся)   

 

 

 

 

Домашнее задание № 3 по русскому языку

  

1)Ученикам о войне он рассказывал скупо. – (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята. – (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли. (5) Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6) После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны. (7) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом... (8) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу. (9) Жильё выделили при школе. (10) Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11) Дровами обеспечивали. (12) Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории. (13) Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом. (15) Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17) Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся? (18) Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19) Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши? (20) Какой Радищев? (21) Какой Гоголь? (22) Какой Пушкин, в конце концов? (23) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24) Да и сами они только этого и желали. (25) Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26) Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27) Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских. (28) Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29) Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30) Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31) Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь. (По Л.Е. Улицкой*) * Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
Среди предложений 13–17 найдите сложноепредложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

1) В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Детство у них давно закончилось,(1) они все сплошь были недоросшие мужики и бабы,(2) и даже те немногие,(3) кого матери отпускали в школу,(4) как будто испытывали неловкость,(5) что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы.  

 

2) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Всё в Калинове было бедным,(1) разрушенным,(2) в изобилии только нетронутая робкая природа. И люди были,(3) пожалуй,(4) получше городских,(5) тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

 

3) Из предложений 1–6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

 

4) Укажите ошибочное суждение.
  1) В слове СЧАСТЬЕ все согласные звуки глухие.
  2) В слове ВПРЯМЬ первый звук – [ф].
  3) В слове УЧИТЕЛЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4) В слове ДЕТСТВА звуков меньше, чем букв.

 

5) Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

 

6) Укажите, в какомзначенииупотребляется в тексте слово«тяжёлая» (предложение 16).
  1) значительная по весу
  2) грозящая наказанием
  3) требующая больших усилий
  4) вызывающая тревогу

 

7) Укажите количествограмматических основв предложении 26. Ответ запишите цифрой.

 

8) Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
  1) университет
  2) заря
  3) ученики
  4) отменялось

 

9) Из предложений 27–30 выпишите слово, в котором правописание суффиксаопределяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».

 

10) Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с однородным подчинениемпридаточных. Напишите номер этого предложения.

 

11) Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1) Учитель был разочарован тем, что его отправили работать в деревню, а не оставили преподавать в Москве.
  2) Учитель понял, что в тяжёлых условиях послевоенной жизни главным для деревенских ребят было не образование, а выживание.
  3) Деревенские ребята, которых пришлось учить, в большинстве своём были неграмотными.
  4) Кроме литературы, учителю ещё приходилось преподавать химию и биологию.
  5) Посёлок Калинов отличает нетронутая робкая природа и люди, почти не тронутые городским душевным развратом.

 

12) Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
  1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
  2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
  3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?
  4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.
  5) Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.

 

13) Лексический анализ. Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

14) Выпишите грамматическую основу предложения 9

 

 

Сочинение

  1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
  2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
  3) Как Вы понимаете значение выраженияСИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила духа?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите двапримера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:один пример-аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Выпишите грамматическую основу предложения 9.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: