Сложные синтаксические конструкции — это объединения частей с разными видами синтаксической связи. У таких предложений есть свои особенности: стечение сочинительных и подчинительных союзов на месте соединения частей предложения, пропуск союзов и т. д.: 1. Помните, что наука требует от человека всей его жизни и что если бы у вас было две жизни, то и их не хватило бы вам (Пав.) — в этом предложении при соединении придаточных частей наблюдается стечение союзов (и что если). 2. Я увидел, что пляжи тянутся далеко-далеко, они усеяны народом и открыты палящим лучам солнца — первая придаточная часть присоединяется к главной союзом что, во второй придаточной части этот союз не повторяется.
Эти конструкции широко распространены и в художественных произведениях, и в деловой речи.
Бессоюзные сложные предложения.
Бессоюзные сложные предложения — это самостоятельные синтаксические конструкции, части которых объединяются по смыслу с помощью интонации, без союзов и указательных слов.
Бессоюзные сложные предложения отличаются от союзных краткостью и выразительностью. Это качество с давних пор оценил народ: пословицы на всех языках в большинстве случаев представляют собой бессоюзные сложные предложения: 1. Ветер деревья волнует, правда народ поднимает. 2. Не пугайся зимы: весна придет. 3. Лес рубят — щепки летят.
Части бессоюзных сложных предложений связаны между собой по значению. Они указывают на:
1) одновременность и последовательность действий: 1. За окнами неслись облака, жарко светило солнце. 2. В сенях послышался шорох, с лязгом упал железный замок, щелкнула задвижка;
2) противопоставление: Все хотели солнца — оно не показывалось;
3) условие и время: 1. Любишь кататься — люби саночки возить. 2. Стемнеет — всюду по степи зажигаются огни (Овечк.);
4) следствие: Солнце выглянуло — степь повеселела;
5) причину: Ты не провожай меня: я дорогу знаю;
6) пояснение или дополнение: 1. Хочу от вас только одного: поторопитесь с выездом (Аж.). 2. Было ясно: мы опаздываем.
§ 205. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Между частями бессоюзных сложных предложений ставятся следующие знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
ЧУЖАЯ РЕЧЬ
Речь человека является средством его характеристики, поэтому часто, особенно в художественной литературе, возникает необходимость ввести в текст чужую речь, т. е. чью-то речь, сопровождаемую высказываниями автора.
Чужую речь можно передавать различными способами: прямой речью, косвенной речью, несобственно-прямой речью.
Прямая речь — это дословное воспроизведение чужой речи, с сохранением не только ее содержания, но и всех особенностей формы: «Тсс... тише... — сказал Нежданов.— Кто-то ходит по коридору» (Т.).
Прямая речь является самостоятельным предложением.
Косвенная речь — это чужая речь, переданная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания: Он сказал, чтобы я пришел пораньше.
Косвенная речь является придаточной частью сложноподчиненного предложения.
Несобственно-прямая речь сохраняет лишь некоторые особенности речи говорящего и не является самостоятельным предложением (в отличие от прямой речи), не оформляется как придаточная часть (в отличие от косвенной речи). Она включается в авторское повествование, сливается с ним.
Несобственно-прямая речь в художественной литературе используется в тех случаях, когда автор как бы перевоплощается в своего героя, мыслит, чувствует и говорит от его лица, сохраняя особенности его речи: Ах, как хорошо было участковому Анискину! Поглядел на ситцевые занавески — эх, какие веселые! Потрогал ногой коврик — эх, какой важный! Вдохнул комнатные запахи — ну, как в детстве под одеялом! (Лип.).
Друзья посмотрели и в один голос заявили: «Уж очень понравился нам этот фильм!» (прямая речь).
Друзья в один голос заявили, что им очень понравился этот фильм (косвенная речь).
Друзья посмотрели, и уж очень им понравился этот фильм! (несобственно - прямая речь).
Прямая речь и знаки препинания при ней
Прямая речь с авторскими словами образует особую синтаксическую конструкцию, состоящую из самостоятельных частей.
Прямая речь может передавать:
а) чье-либо высказывание: «Что о Земнухове слыхать?» — спрашивал Олег (Фад.).
б) невысказанную мысль: Я думал: «Значит, недаром неслись весной мутные потоки» (Пришв.).
В авторской речи имеются слова, которые вводят прямую речь. Обычно это глаголы, обозначающие процесс речи (сказал, спросил, шепнул, крикнул), целевую направленность высказывания (упрекнул, решил, подтвердил, посоветовал), а также действия, чувства, сопутствующие высказыванию (усмехнулся, обрадовался, прищурился, вздохнул).
Прямая речь выделяется кавычками (или с помощью тире и красной строки. Этот прием обычен для книжного текста).