Образование глаголов совершенного и несовершенного вида

Глаголы совершенного вида образуются:

  1. С помощью приставки: читать – пере-читать, за-читать, вы-читать;
  2. Заменой суффиксов: реш- а-ть – реш-и-ть, шаг-а-ть – шаг-ну-ть;
  3. Изменением ударения: разреза́ть –разре́зать;
  4. Заменой одного слова другим: положить – класть, брать – взять.

 

     
 

 


*Чаще всего глагол может выступать и в совершенном, и в несовершенном виде. В таком случае мы говорим о видовых парах. Один и тот же глагол в совершенном и несовершенном виде, как правило, выражается разными словами.

Некоторые видовые пары имеют разные основы. Например: ловить (Что делать?) — поймать (Что сделать?).

Кроме этого, есть:

- глаголы, которые неспособны образовывать видовые пары – ОДНОВИДОВЫЕ глаголы (сожалеть, заискивать, хлынуть, грянуть);

- глаголы, которые в зависимости от контекста могут выступать в качестве глаголов совершенного и несовершенного вида – ДВУВИДОВЫЕ глаголы (казнить, ранить, женить, обещать, активировать).

4. Тренировочные упражнения:


Образуйте от данных глаголов пары несовершенного вида и запишите их.

сосредоточить —

застроить —

узаконить —

затронуть —

облагородить —

освоить —

оспорить —

удостоить —

усвоить —

Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Они нашли бы ее ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Давайте поможем им исправить ошибки. Устно исправьте вид выделенных глаголов.

Итоги урока:

Вот и затихает шторм на море.

Что нового вы сегодня узнали на уроке о глаголе?

При помощи чего мы будем отличать глаголы совершенного и несовершенного вида?

Известный русский языковед А.М. Пешковский сравнивал один из видов глагола с прямой линией, а другой с точкой. Как вы думаете, какой вид он сравнивал с прямой, какой с точкой?

Рефлексия (ответьте себе на вопрос):

- Удалось решить поставленную на урок задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новое знание?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

Оцените то, как вы усвоили материал

- Я не допустил ни одной ошибки.

- Я ошибался 1-3 раза.

- Я ошибался более 3 раз.

- Я не понял материал.

Домашнее задание.

1. Выучить правило §111, стр. 109-112

Упр. 642

071-324-92-54 Застрожникова Т.В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: