Глаголы совершенного вида образуются:
- С помощью приставки: читать – пере-читать, за-читать, вы-читать;
- Заменой суффиксов: реш- а-ть – реш-и-ть, шаг-а-ть – шаг-ну-ть;
- Изменением ударения: разреза́ть –разре́зать;
- Заменой одного слова другим: положить – класть, брать – взять.
*Чаще всего глагол может выступать и в совершенном, и в несовершенном виде. В таком случае мы говорим о видовых парах. Один и тот же глагол в совершенном и несовершенном виде, как правило, выражается разными словами.
Некоторые видовые пары имеют разные основы. Например: ловить (Что делать?) — поймать (Что сделать?).
Кроме этого, есть:
- глаголы, которые неспособны образовывать видовые пары – ОДНОВИДОВЫЕ глаголы (сожалеть, заискивать, хлынуть, грянуть);
- глаголы, которые в зависимости от контекста могут выступать в качестве глаголов совершенного и несовершенного вида – ДВУВИДОВЫЕ глаголы (казнить, ранить, женить, обещать, активировать).
4. Тренировочные упражнения:
|
|
Образуйте от данных глаголов пары несовершенного вида и запишите их.
сосредоточить —
застроить —
узаконить —
затронуть —
облагородить —
освоить —
оспорить —
удостоить —
усвоить —
Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Они нашли бы ее ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Давайте поможем им исправить ошибки. Устно исправьте вид выделенных глаголов.
Итоги урока:
Вот и затихает шторм на море.
Что нового вы сегодня узнали на уроке о глаголе?
При помощи чего мы будем отличать глаголы совершенного и несовершенного вида?
Известный русский языковед А.М. Пешковский сравнивал один из видов глагола с прямой линией, а другой с точкой. Как вы думаете, какой вид он сравнивал с прямой, какой с точкой?
Рефлексия (ответьте себе на вопрос):
- Удалось решить поставленную на урок задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
Оцените то, как вы усвоили материал
- Я не допустил ни одной ошибки.
- Я ошибался 1-3 раза.
- Я ошибался более 3 раз.
- Я не понял материал.
Домашнее задание.
1. Выучить правило §111, стр. 109-112
Упр. 642
071-324-92-54 Застрожникова Т.В.