Молодежи в Д. Урман-бишкадак

 

В 2019 годуУрман-Бишкадакской средней школе исполнилось 95 лет со дня основания. Она имеет свою богатую и интересную историю. Давайте мысленно перенесемся в далекие годы становления нашей республики...

20 марта 1919 года Советское правительство утвердило «Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии». 23 марта он был опубликован в газете «Известия». Этот день считается днем рождения автономной Башкирской республики. Первой столицей автономной республики стал г. Стерлитамак. В 1919—1922 он являлся резиденцией правительства Башкирской Советской Республики.

Первая мировая война, две революции 1917 года, последовавшая за ними гражданская война, подорвали экономику, затормозили развитие страны. Башкортостан также находился в плачевном состоянии после грабежей и разрухи гражданской войны.

Правительство Малого Башкортостана, провозгласившее о своей независимости, начинает делать первые шаги. Наряду с восстановлением экономики республики необходимо было возрождать образование. Вставал вопрос: с чего начинать? Дореволюционной системы образования не было. Медресе, в которых обучали раньше, не имели права учить детей. Перед правительством стояла задача - создать новую систему образования, подготовить педагогические кадры, построить здания для школ. Все это невозможно было сделать за короткий период времени.

В октябре 1918 года введено положение «О единой трудовой школе РСФСР» [1]. Правительство Заки Валидова в 1919 году постановило в каждой деревне Башкортостана открыть единые трудовые школы. Они должны были давать начальное образование детям 8-10 лет. Большая нехватка ощущалась в педагогических кадрах. Учитывая это, коммисариат народного просвещения попросил разрешения у правительства преподавать в школах бывшим муллам и муэдзинам. С 10 октября 1919 года правительством было дано разрешение на открытие школ 1 и 2 ступени.  Система общеобразовательных школ в республике к концу 1920-х годов включала в себя несколько основных типов: начальная школа II ступени, семилетка, девятилетка, школы фабрично-заводского ученичества и школы крестьянской молодёжи [10].   

Наша деревня Урман-Бишкадак расположена близко к г.Стерлитамак, и ее не обошли стороной вихри революции, гражданской войны и послевоенные преобразования.

В 1920 году в тихой размеренной жизни д. Урман-Бишкадак, произошло неординарное событие. В деревню приехал соратник З.Валидова Абдрашит Бикбауов. На сельском сходе он выступил перед жителями с речью. Он говорил о том, что башкирское правительство, их семьи, учителя голодают. Затем он обратился с таким предложением: жители села вырастят для правительства урожай, а горожане выделят для этой цели лошадей и посевной материал. Осенью же, когда будут рассчитываться, оставят деревне лошадей. Сверх этого, в знак благодарности, правительство обещало построить в этой маленькой башкирской деревне школу. Об этом эпизоде в истории нашей деревни писали в своих очерках Супан Имангулов, Рамазан Кутушев, также об этом упоминается в романе Р. Баимова «Сыбар Шонкар».

После голода 1921 года состояние дел у правительства Малой Башкирии было не в лучшем состоянии. Запланированное стороительство здания школы в деревне Урман-Бишкадак также откладывалось. Лишь в феврале 1923 года Президиум исполнительного комитета Стерлитамакского кантона утверждает смету на строительство 2-х этажной школы, рассчитанной на 100 учеников в деревне Урман-Бишкадак, вместе с интернатом и другими хозяйственными постройками.

Таким образом, в 1924 году начала свою работу Урман-Бишкадакская ШКМ (школа крестьянской молодежи), учебное заведение нового типа. В 1924-1925 учебном году было запланировано начать обучение 70 учеников. Был утвержден штат из 3-х учителей, 1 сторожа,1 повара,1 прачки [8]. 

 ШКМ должен был подготовить из сельской молодёжи культурных земледельцев и общественников-кооператоров, вооружить подростков необходимыми знаниями для культурного ведения земледелия на кооперативной основе. ШКМ являлась продолжением школы I ступени и обеспечивала выпускникам возможность получить образование во втором концентре школы II ступени или техникуме. Школы крестьянской молодёжи к концу 1926/1927 учебного года заняли значительное место в системе народного образования, и на ХIII Всероссийском съезде Советов было решено постепенно преобразовать все деревенские школы-семилетки и школы II ступени в школы крестьянской молодёжи. В 1930 году они были переименованы в школы колхозной молодёжи.    

 В народе ШКМ называли школой Заки Валиди. Это была единственная школа на большой регион. Сюда приезжали учиться из близлежащих и дальних деревень; например, из Кусяпкулово, Ишеево, Янауыл, Карайганово, Ахмерово, Канакаево, Аптиково, Салихово, а также из Стерлитамакского, Гафурийского, Мелеузовского районов.

Школа была рассчитана на 70 учеников. При школе был интернат. Ученики, которым не хватило места в интернате, жили у местных жителей. Первым директором был Газиз Валитов, в его обязанности также входила организация питания учеников. Он обратился в земельный комитет Юрматинской волости с просьбой о выделении земли под нужды ШКМ. На выделенных площадях, силами учеников выращивали пшеницу и картофель. Чуть позже у школы появилась своя ферма для разведения кур, свиней. С большими трудностями, но была решена проблема организации питания.

В школе была большая текучесть кадров, за первые 10 лет работы сменилось много учителей. Газиза Валитова заменил более молодой директор Абдельхакимов, в 1929-1930 учебном году директором был Альмухаметов. Физику и математику вел преподаватель Аблязов, русский язык и литературу - Пальгова, природоведение – Зайнуллин, Р. Хабибуллина. Также упоминаются учителя Бурангулов, Юмагужина, Нагаев.

В 1935-1936 учебном году директором школы был назначен Усманов. Биологию вел З. Даушев, физику - Абдрахманов, русский язык и литературу П.Ш.Немков, башкирский язык – Лутфулла Карамышев, историю – М.С. Мавлютова (Карамышева) [4; 8].

 Радикальная трансформация структуры образования последовала в 1934 году: постановением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 15 мая «О структуре начальной и средней школы СССР» установлена единая организационная структура школы: начальная школа, неполная средняя и средняя. В связи с этим ШКМ и ФЗС упразднены.

Накануне Великой Отечественной войны ШКМ закрыли. В здании ШКМ был открыт детский дом. В годы войны наша деревня приютила под свое крыло очень многих сирот со всей страны и стала для них вторым домом.

За 10-12 лет деятельности Урман-Бишкадакская ШКМ выпустила из своих стен более сотни выпускников. Многие из них впоследствии стали участниками Великой Отечественной войны…

В краеведческом музее МБОУ СОШ села Урман-Бишкадак собран богаый материал о выпускниках ШКМ. Здесь представлены письма с фронта, награды, наградные листы, фотографии, рукописи воспоминаний.

Мы помним каждого из них и постараемся сохранить память о них для потомков.

 

Литература:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_СССР

2. Долинин А. На огненной дуге. Ишимбай. 2001. с. 54-56

3. Имангулов С. Тәkдир kәләмдәре миндә булhа…/ Газета «Торатау».

4. Имангулов С. Зәки Вәлиди мәктәбе / Газета «Йәшлек», 1992.

5. Имангулов С. Кескәй ватанымдын сағыу йондоҙҙары. 27. 02. 96.

6. Имангулов С. Уттарға инделәр балалар / Газета «Торатау» 15. 06. 94.

7. Имангулов С. Урман-Бишкадак / Газета «Башкортостан». 26.04.94.

8. Кутушев Р. Тэyгелэрзен береhе / Газета «Башкортостан». 25. 01. 96.  

9. Материалы, хранящиеся в фонде краеведческого музея Урман-     Бишкадакской СОШ.

10. Скворцова С.Г. Система учебных заведений профессионально-технического образования в Башкирии в 1920-1930 годы. 

УДК 37.018.2

  Ичетовкина Н. М.

Канд. пед. н., ГГПИ им. В.Г. Короленко (Глазов, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: